Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 20

0 м/с, штиль

760мм

89%

Подробнее

Пробки

1/10

Учим детей дома: много «за» и никаких «против»?

1860
ПоделитьсяПоделиться

Многие из нас вспоминают свои школьные годы с содроганием: кого-то выгоняли с уроков за распущенные волосы, кому-то занижали оценки за смелые мысли или не сданные деньги на ремонт крыши. А сегодня еще и сама школа, увы, не всегда радует качеством образования. Так, может, стоит попробовать обучать своих детей дома?

Не в пользу обучения в государственных школах выступает не только собственный опыт, но и статистика заболеваемости детей и подростков в нашей стране. Но как быть в такой ситуации, где искать альтернативы? Ведь и частные школы не всегда полностью устраивают родителей и подчас не соответствуют заявленной плате за обучение...

Как говорится, хочешь сделать хорошо – сделай это сам. Некоторые современные родители не доверяют своих детей муниципальным школам и берут ответственность за их образование в свои руки. А именно: переводят детей на домашнее обучение. Сначала кажется, что это сложно, дорого и страшно. Да и где преподавателей искать? А будет ли у ребенка аттестат?

Забегая вперед, скажем: да, аттестат будет. Но для того, чтобы составить собственное представление о процессе организации хоумскулинга, «Фонтанка» побеседовала с Ольгой Юрковской, мамой троих детей, которая уже не первый год обучает их дома. По образованию Ольга психолог и преподаватель психологии (РИВШ БГУ, город Минск), гештальт-терапевт (Московский Гештальт Институт), имеет диплом Высшей школы психологии (город Москва) по программе «Коучинг и лидерство», магистр бизнес-администрирования. Преподает на программе МВА. Также Ольга автор книг и статей в журналах.

ПоделитьсяПоделиться

- Ольга, сколько лет вашим детям и почему вы выбрали для них домашнее обучение?

– Моему мальчику 7 лет, девочкам 9 и 11. Проблема в том, что вся наша система образования формировалась в то время, когда крестьян нужно было переориентировать для работы на фабриках, то есть научить выполнять рутинную, механическую работу, где не нужны свои мысли, запрещено отвлекаться, необходимо четко, по звонку делать однотипные операции. В этих людях воспитывалось тотальное механическое послушание. Такая система осталась и в современном мире, хотя с каждым годом рабочих на конвейеры нам требуется все меньше, на производстве человеческий труд заменяют машины, и все больше востребованы люди, способные мыслить творчески и руководить. Те ученики, которые на сегодняшний день идеально встроены в школьную систему, могут претендовать максимум на должность мелкого кабинетного работника. Так что для меня основной проблемой является бесперспективность такого образования.

- Назовите основные преимущества домашнего обучения, кроме тех, что уже озвучили: инициативность, самостоятельность, свобода творчества. И, может быть, у этой системы есть свои минусы?

– Первый плюс – это здоровье. Детей с первой группой по окончании школы остается менее 10 процентов, хотя на момент поступления таких могло быть чуть ли не половина. И это проблема, которая признается на уровне Министерства здравоохранения. Дети 11 лет сидят в физиологически вредной позе, в постоянном напряжении, как телесном, так и нервном, плохо питаются.

Вторая проблема – это тоталитарный аспект системы. В школах идет не совместная работа над результатом, а постоянная борьба, вымогательство денег, бесконечные упреки в адрес друг друга: родители недовольны учителями, учителя все время ругают детей. Вся система оценивания также направлена на усугубление этих стрессов: учитель не ищет в ребенке сильные стороны, а наоборот, закрепляет ошибки, подчеркивает их. И это серьезная проблема наших школ. В дальнейшем это формирует комплекс неполноценности, синдром неудачника, самозванца.

Если говорить об уровне образования, то понятно, что, возьми мы любого хорошего репетитора, он тот же предмет (на тот же уровень знаний) индивидуально даст ребенку быстрее в 10 – 20 раз. Те родители, которые уже готовили своих детей к поступлению в вуз, знают: сто занятий с репетитором полностью закрывают курс школы из 1000 уроков и дают тот уровень, который необходим для сдачи ЕГЭ. А в школе мы имеем огромное количество зря потраченного времени. А если еще и не повезло с учителем, то можем увидеть нелюбовь, даже ненависть к предмету, возникшую на пустом месте просто потому, что часть людей, работающих в школе, не должна быть допущена к работе с детьми. Учителя часто либо садистичны, либо не умеют общаться с детьми, либо попросту их не любят. Но, тем не менее, факт остается фактом – они работают в школе, они унижают детей, многие не соблюдают профессионально-этические нормы. Они могут унижать, оскорблять, кричать на детей, вплоть до применения физической силы. Получается, что детство у ребенка усугубляется массой неприятных и, вообще-то, необязательных вещей, которых на хоумскулинге нет.

- А как же общение со сверстниками? Не ограничивает ли хоумскулинг социализацию ребенка?

– Давайте возьмем калькулятор и посчитаем, сколько времени ребенок проводит в школе и вне ее стен. 365 дней умножим на 24 часа. Получается 8760 часов. Минус каникулы, минус суббота и воскресенье. Берем во внимание также и то, что 5 – 6 часов занимают уроки, а 18 – 19 часов – это внеурочное время. То есть у нас в любом случае получится, что даже самый здоровый ребенок, все время посещающий уроки, проводит в школе 10 процентов своего времени. 90 процентов – это его жизнь вне школы. Пусть перемены – это 2 процента времени за вычетом переходов из класса в класс, посещения уборной. Я не вижу здесь предмета для рассмотрения: 2 процента времени на переменах будут кому-то важнее, чем 90 процентов времени в каникулы, с родителями, во внешкольной активности? Это кружки, секции, дворовые компании, друзья. Я не считаю, что подложенные кнопки учителю на перемене и удары портфелями по голове дают социализацию, а все остальное не дает. В летние каникулы ничуть не меньше у ребенка взаимодействий, достижений целей, конфликтов, проблем, чем в школьное время.

Проблема школы заключается еще и в том, что у детей скапливается очень много агрессии от того, что их принудительно заставляют заниматься ненужным и неинтересным делом под постоянным давлением учителей в виде оценивания, в виде обвинений, унижений, оскорблений. Все это выплескивается на переменах. В школе редко когда встретишь конструктивное общение, когда люди занимаются одним делом, одним проектом и этим увлечены. Зачастую в классах мы видим случайно подобранных людей, которых принуждают друг с другом взаимодействовать под агрессивным давлением сверху.

Для тех, кто считает, что именно это является социализацией, я всегда предлагаю: так вы отдайте ребенка в детский дом, на три месяца, на полгода, где он получит все тот же опыт травли и деструктивного общения, но в более сжатые сроки и на «качественно более высоком уровне».

Во взрослой жизни мы сами формируем свой круг общения, объединяемся по интересам. Почему бы не дать то же самое ребенку? Мы же не идем получать опыт социализации, общаясь с алкоголиками у магазина. Почему ребенка нужно обязательно отдавать туда, где его будут унижать, оскорблять или где он сам начнет кого-то травить?

- Не думаете ли вы, что такие тепличные условия домашнего образования лишат ребенка возможности защищаться и отстаивать себя?

– Вот теперь сравните хоумскулеров и школьников. Школьников одиннадцать лет приучали не сопротивляться напору учителей, послушно, механически соглашаться и, как попугай, повторять чужое мнение вне зависимости от собственного. Хоумскулеров приучают изначально иметь свое мнение и отстаивать его. Постоянно наблюдаю это в лагерях. Если всем детям дают какую-то невкусную еду, все либо едят под принуждением, либо остаются голодными. Мои дети идут на кухню и говорят, что они любят, просят дать из взрослого меню, если это санаторий, приготовить отдельно, поменять на что-нибудь из того, что будет на ужин или было на завтрак. То есть идут и решают свою проблему с поварами, чтобы не остаться голодными и при этом не есть то, что они не любят. Никому больше из детей этого санатория или лагеря и в голову не приходит, что можно пойти и решить проблему.

- Где вы находите репетиторов? Не те же это школьные учителя?

– Нет, как правило, это люди, которые не смогли работать за две копейки в этой системе и ушли в предпринимательство. Если брать школьных учителей, у нас существует так называемый двойной отрицательный отбор, когда вначале в пединститут поступают те, кто не смог на бюджет попасть в более престижный вуз, то есть как бы худшая часть абитуриентов. После этого в школах остаются работать самые непредприимчивые люди. Те репетиторы, с которыми занимаются мои дети, работают в два раза меньше, зарабатывают в два-три раза больше и ни с какой системой давно уже не связаны. Это люди, которые сами несут ответственность за свой уровень заработка, которые используют более эффективные методики преподавания – это качественно иной типаж людей.

- Вы практикуете обучение через интернет или преподаватели приходят к вам домой?

– Пока дети маленькие, я приглашаю учителей домой. Я не считаю, что на данный момент у детей хватит ответственности учиться без личного контакта с педагогом.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о программе обучения ваших детей.

– Точно такая же школьная программа, как и везде, весь тот же список предметов. Раз в четверть ребенок приходит вместе со всем классом, к которому приписан, и сдает письменную работу по итогам обучения, без стрессов и страхов перед индивидуальным ответом недоброму учителю. Если брать начальную школу, то репетитор занималась с ними по всем предметам полтора часа в неделю. Но не каждую неделю, в год получалось где-то 25 – 30 занятий. Сейчас, если брать математику, к примеру, то полугодовую тетрадь они заполняют где-то за 1 – 2 дня, занимаются по 3 – 4 часа ежедневно. Мы отходим от школьной программы и делаем упор на математическую логику и олимпиадный уровень задач. И в этом, конечно, сильно обгоняем сверстников. Посещаем также курсы быстрого чтения, курсы развития памяти и внимания. Это сильно облегчает процесс обучения. Делает его более эффективным и позволяет моим детям гораздо быстрее осваивать школьную программу перед четвертными экзаменами.

- Какие положительные результаты хоумскулинга вы бы выделили на примере ваших детей?

– Я не озабочена гонкой за результатом и не хочу лишать детей детства. Главный плюс хоумскулинга для меня в том, что мои дети здоровы, легко и с удовольствием учатся и с увлечением занимаются своими хобби. Средняя у меня хорошо рисует, и, по оценкам людей понимающих (я просто не понимаю), ее картины в 9 лет сопоставимы с работами взрослых художников. Но при этом у меня нет цели отдавать ее в специализированный интернат или заставлять по 5 – 6 часов в день заниматься только рисованием и делать из этого что-то сверхценное. Я не думаю, что такое узконаправленное давление принесет в ее жизнь больше счастья. Она рисует в свое удовольствие, раз в неделю посещает уроки у одной известной художницы. Мои дети также занимаются шахматами и берут призовые места по городу среди детей своего возраста. У меня обычные дети, не вундеркинды, но при этом они вполне гармоничны и успешны.

Официальное мнение

За разъяснениями к законодательной базе в области домашнего обучения мы обратились в комитет по образованию Санкт-Петербурга:

«В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Российской Федерации образование может быть получено как в образовательных организациях, так и вне образовательных организаций (в форме семейного образования в 1 – 11-м классах и самообразования в 10 – 11-м классах).

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующей промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях. Следует отметить, что ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить обучение в образовательной организации.

Если родители выбрали форму семейного образования, они должны проинформировать о своем выборе директора образовательной организации и отдел образования администрации района Санкт-Петербурга, в котором проживает ребенок. Родители получают на руки личное дело ребенка и другие документы. По приказу образовательной организации ребенок считается отчисленным. Ответственность за освоение образовательной программы по всем учебным предметам несут родители ребенка.

Для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, то есть для получения отметок за учебный год и для получения аттестата об основном или среднем общем образовании, ребенок должен быть зачислен в образовательную организацию экстерном. Для этого родители могут обратиться непосредственно в школу. Также информацию об образовательных организациях, в которых ребенок может пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию, предоставляет по заявлению родителей обучающихся отдел образования администрации района Санкт-Петербурга, в котором проживает ребенок.

При получении отметок за учебный год по всем предметам учебного плана не ниже удовлетворительных ребенок переводится в следующий класс, в 9-м или 11-м классах – допускается к государственной итоговой аттестации.

Кроме того, в образовательных организациях существуют такие формы получения образования, как очная, очно-заочная или заочная. Действующим законодательством допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения».

Елена Шайдаева, для «Фонтанки.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close