
Петербургские фигуристы Ксения Столбова и Федор Климов стремительно ворвались в элиту мирового фигурного катания. Еще год назад пару воспринимали в России только третьей после Волосожар/Транькова и Кавагути/Смирнова. Но после переезда в Москву случился фантастический прогресс: Столбова и Климов выиграли чемпионат России, заработали место в олимпийской сборной, в Сочи взяли «золото» в командных соревнованиях и «серебро» в индивидуальном турнире и, наконец, на дебютном чемпионате мира заняли второе место. Столбова и Климов сейчас нарасхват — встречи, показательные выступления, шоу, но «Фонтанке» удалось встретиться с новыми звездами фигурного катания и расспросить их о восхождении на Олимп.
«Савченко и Шолковы стали чемпионами мира по делу»
Ксения Столбова и Федор Климов встали в пару в 2009 году после не слишком впечатляющих результатов с предыдущими партнерами. Спортсмены попали к известному тренерскому дуэту петербургских специалистов – Николаю и Людмиле Великовым, которые в свое время успели поработать с чемпионами мира Евгенией Шишковой и Вадимом Наумовым, а также парами Мария Петрова/Алексей Тихонов и Мария Мухортова/Максим Траньков. В первый же год совместного сотрудничества Столбова и Климов стали чемпионами России среди юниоров. В следующем сезоне повторили успех и добавили к нему две победы на юниорских этапах Гран-при и второе место на юниорском чемпионате мира.
После этого петербургские фигуристы попали в сборную России. Но пара после Волосожар/Транькова, Кавагути/Смирнова и Базаровой/Ларионова считалась четвертой. На дебютный для себя чемпионат Европы Столбова и Климова поехали запасными, но пара Базарова/Ларионов снялась из-за травмы партнера, и ребята сумели триумфально их заменить, с ходу встав на третью ступень пьедестала почета. Однако затем этот успех петербургским фигуристам развить не удалось. В следующем году на чемпионате Европы Столбову и Климова постигло разочарование — лишь шестое место.
Сейчас петербургский этап карьеры выглядит словно как из прошлой жизни. Столбова и Климов выдали суперсезон и заставили заговорить о себе все мировое фигурное катание.
- Как можно одним словом назвать сезон, который вы провели?
Федор: – Честно говоря, мы еще не успели осознать все произошедшее. Сразу после сезона начались показательные выступления, мы участвовали в различных приемах, ездили в разные города. Сейчас идет тур по стране. Так что у нас даже не было времени проанализировать сезон. Все, что случилось, стало для нас неожиданностью.
Ксения: – Да, для нас это неожиданность.
- Вы помните тот момент, когда поняли, что вы – участники Олимпиады?
Ксения: – Это произошло, только когда мы оказались на Олимпиаде. До этого все время находились в подвешенном состоянии. И только когда приехали в Сочи, поняли: мы тут!
- Вашими конкурентами считали пару Кавагути/Смирнов. Более того, большую часть сезона фаворитами на поездку в Сочи называли именно их. Вас нервировало состояние неопределенности?
Федор: – С одной стороны, все это беспокоило. Но эта же ситуация подстегивала работать лучше.
Ксения: – Мы были больше мотивированы.
- Олимпиада для вас завершилась успешно. А потом почти сразу наступил чемпионат мира. Как выдержали такой насыщенный график, учитывая поздравления, шоу, различные мероприятия?
Федор: – Было тяжело. За три недели до чемпионата мира постарались сосредоточиться на тренировках, никуда особо не ездить, не общались с журналистами. Нам надо было войти в форму, поэтому много тренировались. Да, было тяжело, но такова данность.
- «Серебро» на дебютном чемпионате мира вы считаете успехом? Или все-таки рассчитывали на большее?
Федор: – Для нас это большой успех. Ведь мы участвовали в чемпионате мира и сразу заняли второе место – такое бывает нечасто. Проиграли только пятикратным чемпионам мира, поэтому считаем, что выступили достойно.
- Почти всегда, когда речь идет о фигурном катании, так или иначе всплывает тема судейства. Вы согласны с оценками, которые судьи поставили чемпионам – Алене Савченко и Робину Шолковы, ведь для них это выступление было последним в карьере?
Федор: – Все было честно, по делу, судьи ставили адекватные оценки.
Ксения: – На что мы накатали, то и получили.
- Кстати, после введения новых правил судейства действительно спортсменам, тренерам, зрителям стало легче понимать, за что фигуристы получают свои баллы?
Федор: – Детальную расшифровку можно увидеть сразу после выступления. Видно, сколько баллов начислили за технику. Я считаю, что система стала более понятная.
Ксения: – Ну, спортсменам, тренерам все понятно. Зрителям, конечно, приходится тяжелее. Как правило, они не разбираются в уровнях сложности, «+3» или «-3». Нам, конечно, проще.
- После того как вы вышли на первые роли в мировом парном катании, судьи вас стали оценивать по-другому?
Федор: – Отношение судей меняется. Но многое зависит от того, как ты катаешься. Если ты катаешься стабильно, делаешь всего лишь одну ошибку, прибавляешь по ходу сезона, то и оценки становятся лучше. А если один старт суперудачный, другой провальный, то оценки судей высокими не будут. Мы по ходу сезона прибавляли, поэтому и оценки становились выше.
- Фигурное катание на Олимпиаде стало лидером телевизионных рейтингов и побило даже хоккей. Вы ощущаете повышенный интерес публики к вашему виду спорта?
Столбова: – В Петербурге подогрели интерес к Олимпиаде, развесили афиши, кто из спортсменов представляет город на Играх. То же самое сделали в других городах. На мой взгляд, сделали неплохие проморолики на телевидении. Раскрутка, реклама подняли интерес зрителей к Олимпиаде и фигурному катанию в частности.
Федор: – Чувствуется, что после Олимпиады выросла популярность многих зимних видов спорта, не только фигурного катания, но и тех, которые раньше не развивались. Хочется, чтобы люди про них не забывали. А то снова все будут смотреть только хоккей и футбол. Я считаю, что страна должна знать спортсменов, которые выступают на крупных соревнованиях.
Ксения: -Я согласна. Взять тот же скелетон, шорт-трек, хочется, чтобы развивались все зимние виды спорта.
- Если вернуться к чемпионату мира, у вас есть к себе претензии по прокату? Или на выступлении сказались объективные факторы – недостаток эмоций, накопившаяся после Олимпиады усталость?
Федор: – Мы выложились по максимуму, показали все, на что были готовы на тот момент. До этого у нас никогда не было столько стартов, никогда не соревновались так поздно, чувствовалась усталость. Понятно, что у нас есть к себе претензии, все это внутренние ощущения. Хотя мы выполнили все, что могли, на 100%.
Ксения: – Все эти моменты поправимы.
«Когда уезжали в Москву, нам говорили, что ничего не получится»
После не слишком удачного сезона-2012/13 пара решила переехать в Москву к тренеру Нине Мозер, у которой уже тренировались чемпионы мира Татьяна Волосожар/Максим Траньков, а также прямые конкуренты - Вера Базарова/Юрий Ларионов. Смена обстановки кардинально повлияла на петербургских фигуристов. Столбова и Климов отточили свои программы, стали гармоничнее как пара, и результат пришел — призовые места на чемпионатах России, Европы, мира, Универсиаде и Олимпиаде.
- В чем секрет Нины Мозер, что вы совершили столь впечатляющий прорыв?
Федор: – Все сложилась. С нами работает не только Нина Михайловна, но и целая команда других специалистов. Все это дало результат. В Петербурге нам заложили базу. В Москве мы подтянули то, что было не очень хорошо, довели все это до высокого уровня.
- Решение покинуть Петербург давалось тяжело?
Ксения: – Конечно, такое решение не примешь за один день или неделю. Мы взвешивали все «за» и «против» довольно долго, но в итоге поняли, что надо сделать этот шаг.
- Переезд в Москву только ваше решение или инициативу проявила Нина Мозер?
Федор: – Нет, инициатива исходила от нас. Мы сами пришли, поговорили с Ниной Михайловной, спросили, есть ли возможность тренироваться у нее.
- Ваши бывшие наставники Николай и Людмила Великовы не в обиде?
Федор: – У нас нормальные отношения, как и были всегда. Насколько это возможно, общаемся, созваниваемся. Людмила Георгиевна и Николай Матвеевич – хорошие, добрые люди, они искренне радуются нашим успехам, не злорадствуют или еще что-то. Они по-прежнему следят за нами.
- Когда вы решили переехать в Москву, спортивные чиновники, отвечающие за петербургское фигурное катание, прогнозировали, что вам это не поможет. После того как пришли победы, мнение вдруг стало противоположным.
Федор: – Вы сами все видите. Когда мы переезжали в Москву, говорили, что нам ничего не светит. Когда мы стали выигрывать, начали говорить, что все правильно сделали. Вот так люди меняют свое мнение. У нас оно не менялось, мы с самого начала думали, что поступаем правильно.
- Вообще, говорят, ситуация в петербургском фигурном катании не радужная. Можно ли ожидать, что скоро появится новое поколение талантливых фигуристов?
Федор: – Ребята есть, но они уезжают из Петербурга. Это связано с ресурсами, какими-то техническими моментами. В Москве у спортсменов больше возможностей для роста. В нашей ситуации это был немаловажный фактор. Много молодых талантливых спортсменов, хочется пожелать им, чтобы не сдавались, боролись. А городу – создавать условия, чтобы спортсменам не хотелось никуда уезжать, чтобы они продолжали здесь тренироваться и прославляли Петербург.
- Адаптироваться к жизни в Москве успели?
Ксения: – Мы там не бываем практически, поэтому трудно сказать, что мы там как-то уже прижились.
Федор: – Я бы не сказал, что Москва – мой город, что там живу. Мы просто там катаемся. Но то, что я становлюсь москвичом, не чувствую. И наверное, не почувствую никогда.
- Значит, в вас жив петербургский патриотизм?
Ксения: – Конечно.
Федор: – Да. Я не перестаю повторять, что Петербург у нас всегда в душе. Это наш любимый город. Хотелось бы, чтобы здесь развивалось фигурное катание и спорт в целом.
- В группе Нины Мозер вы как-то сразу попали под опеку Волосожар и Транькова. После Олимпиады они даже символично передали вам эстафету первой пары страны. Ощущения, что они вам помогают и даже как-то продвигают, справедливы?
Федор: – Прежде всего, мы хорошо с ними дружим. Проводим много времени, когда уезжаем на сборы и соревнования. В Москве мы с ними тренируемся, поэтому все сложилось само собой. Плюс да, они помогают словом и делом, поддерживают нас.
- Совместные тренировки как вами воспринимаются? Как конкуренция? Или вы сосредоточены на себе и не обращаете внимания на других?
Федор: – Наверное, не обращать внимания на тех, с кем тренируешься, невозможно. Но мы старались работать в полную силу, тянуться за Максимом с Таней и как-то конкурировать во время соревнований.
- Волосожар и Траньков сделали пазу в карьере, но обещали вернуться. Вам хочется их обыграть на соревнованиях?
Федор: – Конечно хочется. Это будет сделать сложно, но для этого нужно работать, мы будем стараться к этому стремиться.
- На данный момент вы у Нины Мозер единственная пара. Вера Базарова и Юрий Ларионов объявили о расставании. Значит, вам теперь будет легче?
Ксения. – Почему нам будет легче? В российском парном катании достаточная конкуренция. Меньше пар не стало. Напротив, образовалось немало новых пар (в среду стало известно, что Вера Базарова будет кататься вместе с Андреем Депутатом под руководством петербургского тренера Олега Васильева. – Прим. авт.).
- Вообще в российском фигурном катании сложилась нестабильная обстановка. В танцах на льду пара Ильиных/Кацалапов распалась, Синицына/Жиганшин — тоже. Почему так происходит — это личные факторы, что-то еще, например, головокружение от олимпийских побед?
Федор: – Я считаю, что это нормальная ситуация – закончился олимпийский цикл, и у спортсменов есть возможность начать заново, попробовать за четыре года достичь успехов, вновь отобраться на Олимпиаду. Наверное, в основном переходы связаны с личными секретами, нежели с какими-то техническими причинами. Обычно так. Но, если честно, я предпочитаю это не комментировать, так как у каждого свой путь.
- Мы надеемся, в вашей паре все крепко?
Федор: – У нас есть общая цель – следующие Олимпийские игры. Мы будем к ней идти.
Ксения: – Ну, потерпит меня еще четыре года, а там видно будет.
- Кстати, Ксения, ваша мама в одном из интервью рассказала, что у вас взрывной характер и когда только-только образовывалась ваша пара, Федор даже вас побаивался. Правда?
Ксения: – Да нет, не побаивался.
Федор: – Да я до сих пор боюсь (смеется).
- Ну, конфликты, какие-то сложности наверняка ведь случаются?
Федор: – Полно сложных моментов, встречаются на каждом шагу. Но так у всех. Мы стараемся не доводить ситуацию до скандалов. Обычно я заранее тушу вспышки гнева.
- Период, когда во время межсезонья Федор получил травму, тяжело пережили? Как ощущаешь себя, когда один из партнеров не может тренироваться?
Ксения: – Плохо...
Федор: – Сложно. Я даже не понимаю, кому было хуже — мне, человеку, который лежит с загипсованной ногой и понимает, что подводит партнершу, тренера, всю команду, или Ксюше. Я тоже бывал в таких моментах, когда не можешь тренироваться. Чувствуешь, что ты готов идти на лед, у тебя есть силы, но нет возможностей, тогда непонятно, куда девать силы, ведь нужно кататься только с партнершей.
«Наш ориентир — Ирина Роднина»
После успеха на Олимпиаде и чемпионате мира на Ксению Столбову и Федора Климова обрушилась популярность. Ребята заняты в ледовом шоу, а еще они активно участвуют в спортивной жизни Петербурга. Так, недавно Федор Климов вместе с Максимом Траньковым пришел поболеть за «Зенит» на матч с «Рубином», а Ксения Столбова поддержала баскетбольный «Спартак» и даже поучаствовала в импровизированной фотосессии с игроками команды Артемом Яковенко и Андреем Кощеевым.
- О том, что Федор — давний болельщик «Зенита» (с 2002 года. — Прим. авт.), мы знаем. А вы, Ксения, как себя чувствовали в компании баскетболистов-великанов?
– Честно, когда я оказалась в окружении высоких парней, даже растерялась. Но было интересно, весело. Мы из Петербурга, почему бы не поддержать свою команду? Нам интересно любое направление в петербургском спорте. Если «Спартак» пригласит еще, с удовольствием приду и даже, может быть, попробую забросить мяч в кольцо.
- Футбол вам, по всей видимости, неинтересен, раз вы не пришли с Федором на «Петровский»?
– То, что я не была на матче, — стечение обстоятельств. Когда приезжаешь в Петербург, хочется побыть с родителями, увидеться с друзьями, сделать личные дела — успеть захватить все по максимому, и не всегда на все хватает времени.
– Федор, 10 марта, когда вы выступали на шоу в честь Алексея Мишина, вы коснулись темы футбола и выразили удивление, что Спаллетти до сих пор работает в «Зените». На следующий день клуб объявил, что он отстранен от работы. Новый тренер Андре Виллаш-Боаш вам нравится?
- Результат есть, поэтому пока все идет хорошо. Видимо, в «Зените» настало время перемен. Заметно, что Виллаш-Боаш хорошо работает. Надеюсь, и дальше у команды будут хорошие результаты.
– На матче с «Рубином» вам удалось перекинуться парой слов с Александром Кержаковым? А в раздевалке команды удалось побывать?
– Нет, в раздевалке я не был. Но нам с Максимом сказали, что мы принесли «Зениту» удачу как талисманы, раз команда одержала яркую победу. Представители клуба приглашали на другие матчи, сказали, что мы можем приходить на стадион в любое время. Саша Кержаков поздравил нас с победами на Олимпиаде. Конечно, когда-нибудь мне бы хотелось пообщаться с игроками на разные темы.
- Вы ведь коллекционируете шарфы самых разных футбольных клубов. Много их накопилось?
– Я уже сбился со счета. Думаю, что около 60 – 70 шарфов у меня есть. У меня была своя коллекция, а потом друг принес целый пакет шарфов, и она существенно увеличилась. В коллекции не только футбольные шарфы, но и символика олимпийских команд, хоккейная. В общем, у меня есть экзотические экземпляры.

- Кроме «Зенита» за кого-то еще болеете?
– За «Манчестер Юнайтед», обязательно смотрю матчи Лиги чемпионов.
- Ксения, а вы что-нибудь коллекционируете?
– Коллекционирую медали.
- В этом сезоне вам успех принесла произвольная программа «Семейка Адамс». Близка эта тема?
Федор: – «Семейку Адамс» предложил поставить Николай Матвеевич (Великов. — Прим. авт.). Мне идея понравилась. До этого у нас получилась программа в веселом стиле, хотелось подурачиться.
Ксения: – Да, у нас это хорошо получается!
- Саундтрек действительно веселый. Это означает, что вам нравится легкая, азартная музыка?
Федор: – Мне нравится разная музыка. Не так давно довелось побывать на концерте «Ленинград»

Ксения: – Я меломанка, могу слушать все, что угодно.
- К слову об атмосфере веселья. Федор, на фотографиях и даже в телеэфире вы часто показываете какой-то смешной жест, когда складываете над головой руки в домик. Что он означает?

– Я ведь из Колпино. Друзья называют этот жест «колпак». На соревнованиях хочется передать привет друзьям, близким, болельщикам. Не всегда во время телетрансляции работает звук, поэтому я делают этот жест. Когда перестал его показывать, в социальных сетях стали писать, куда подевался «колпак». И вот я снова стал его показывать.
- После этого сезона вас приглашают в разные места, вы участвуете в шоу. На Липницкую вот свалилась бешеная популярность, и ей тяжело. Вас слава радует или тяготит?
Федор: – Пока не почувствовали, что это тяготит.
Ксения: – Внимание, конечно, приятно.
Федор: – Приятно, но иногда это сбивает. К Юле было чересчур пристальное внимание, и ей после командных соревнований на Олимпиаде это не помогло.
- Скажите честно, успехи, популярность вам вскружили голову?
Ксения: – Поменялась атмосфера. Но, как мы уже говорили, мы такие же Ксюша и Федя, как и были раньше. И так будет всегда.
- После завершения карьеры фигуристы переходят в профессионалы, участвуют в шоу. А сейчас занятость в проектах не мешает готовиться к соревнованиям?
Ксения: – Да нет, разве что путешествия выматывают, устаешь от смены городов.
Федор: – Не могу сказать, что что-то мешает. Наоборот, мы как-то лучше раскрываемся перед зрителями, потому что катаемся не для судей, не думаем о том, что обязательно нужно сделать все элементы, а получаем удовольствие от выступления. К тому же участие в шоу позволяет не растерять форму.
- Наверное, у вас скоро отпуск?
Федор: – Пока не знаем, каждый день что-то меняется, что-то происходит. Отпуск еще не запланирован.
Ксения: – Лучший отдых — это море, солнце, песок.
- Поедете отдыхать в разные места?
Вместе: – Видимо, да.
- Недавно вы обмолвились, что смените репертуар в следующем сезоне. Как изменятся ваши образы?
Ксения: – Пока мы не знаем точно, какая у нас будет программа. Ясно, что она будет другой, не в стиле «Семейки Адамс». Мы пока не обсуждали, какая у нас будет новая программа. Точнее, это пока секрет.
Федор: – В следующем сезоне постараемся выглядеть по-другому.
- Заключительный вопрос: в фигурном катании у вас есть личности, на которых хочется равняться и которых хотелось бы обойти по достижениям?
Федор: – Конечно, наверное, у каждого спортсмена есть какой-то ориентир. У нас, наверное, это Ирина Роднина, которая стала трехкратной олимпийской чемпионкой. Будем стремиться к этому.
Артем Лисовский, «Фонтанка.ру»


