Авто Недвижимость Работа Признание & Влияние Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

03:31 15.11.2019

В российских школах начали стрелять

Школьные расстрелы, вести о которых раньше доносились к нам из-за океана, в крайнем случае, из Западной Европы, докатились до России. Московский прецедент, когда школьник взял в заложники целый класс, убил полицейского и учителя, еще одного стража порядка ранил — первая ласточка. Эксперты считают, «все впереди».

В российских школах начали стрелять

фото - официальная группа в соцсетях выпускников школы 263 города Москвы

Школьные расстрелы, вести о которых раньше доносились к нам из-за океана, в крайнем случае, из Западной Европы, докатились до России. Московский прецедент, когда школьник взял в заложники целый класс, убил полицейского и учителя, еще одного стража порядка ранил — первая ласточка. Эксперты считают, «все впереди».

Старшеклассник московской школы № 263 пришел 3 февраля в школу к полудню. Предъявил охраннику охотничий карабин, после чего тот проводил его в кабинет биологии, где шли занятия у 10 класса. По пути школьник застрелил учителя географии, 29-летнего Андрея Кириллова, а затем взял класс в заложники.

Полицейским, которых успел вызвать охранник, он оказал вооруженный отпор, прапорщик полиции Сергей Бушуев от полученной раны скончался, старший сержант Владимир Крохин выжил.

Через минуты школа была окружена плотным кольцом правоохранителей, прибыли бригады спасателей МЧС и скорой помощи, с воздуха их поддерживал вертолет, а старшим на месте оказался лично председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин. Уже через час  доложили: все заложники освобождены, стрелявший «нейтрализован».


Подробности пока не оглашаются. Известно, что нападавший вооружился малокалиберной винтовкой и охотничьим карабином, принадлежащими его отцу, который владел оружием на законных основаниях. Вроде бы отец и уговорил сына сдаться властям, не усугубляя положения и не плодя новых трупов. Возбуждено уголовное дело по статьям УК, предусматривающим ответственность за захват заложников, убийство, посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Проводятся необходимые следственные действия, назначена психолого-психиатрическая экспертиза.

 У них

Аналогии неизбежны. В России привыкли, что расстрелы классов и студенческих аудиторий — прерогатива американцев. Так, 17 января 2014 года двое школьников были ранены в Филадельфии, двумя неделями ранее — двое учащихся пострадали в школе городка Розуэлл, штат Нью-Мексико. В декабре 2012 года ученик школы «Арапахо» в Колорадо ранил двоих соучеников и застрелился сам. События в «Арапахо» произошли почти ровно через год после стрельбы в школе «Сэнди Хук», когда 14 декабря 2012 года 20-летний стрелок убил 20 детей и 6 взрослых, двоих ранил. Застрелился.

Благополучная Западная Европа пока отстает, но регулярно о себе напоминает. В соседней Финляндии, в городе  Каухайоки, 23 сентября 2008 года 22-летний студент местного кулинарного техникума Матти Юхани Саари, вооружившись «Вальтером» 22 калибра и «коктейлями Молотова», разгромил собственную альма-матер, убив 10 человек и ранив троих. Во время полицейского штурма пустил пулю себе в голову. В марте 2009 года 17-летний Тим Кретчмер ворвался в свою бывшую школу в германском Виннендене и открыл огонь по ученикам и учителям, затем покончил с собой. 15 трупов.

Много внимания привлек случай во Франции, который является, скорее, террористическим актом, чем классическим «школьным расстрелом». В марте 2012 года 23-летний Мохаммед Мера в Тулузе открыл огонь по двору еврейской школы «Оцар ха-Тора», убив четверых. Сам стрелок был убит тремя днями позже в ходе полицейской операции по захвату.

Россия — особый путь

В России такого пока не было. В Беслане 2005 года была школа, но нападение осуществляла хорошо подготовленная террористическая группа с ясно обозначенными целями. В Москве в ноябре 2012 года коллег по офису фармацевтической компании расстрелял мизантроп-одиночка, но и стрелок, и его жертвы давно вышли из нежного возраста. 3 февраля 2014 года впервые были почти точно воспроизведены заокеанские лекала. «Фонтанка» обратилась к специалистам, чтобы понять, что это: тенденция или случайность. Специалисты, оговорившись, что не могут говорить об обстоятельствах конкретного случая, по которому пока почти нет значимой информации, сошлись во мнении, что прогноз неутешителен.


Известный криминолог Яков Гилинский считает, что общие причины подобного поведения понятны: неудовлетворенность молодежи, отсутствие перспективы. «Это в значительной мере вызывает и насильственную преступность, и суициды. Не случайно мы по самоубийствам подростков занимаем первое место в мире».

Доцент кафедры психологии поведения и превенции поведенческих аномалий психфака Санкт-Петербургского университета Сергей Горбатов предполагает, что отсутствию подобных инцидентов в России есть несколько причин, как психологического, так и чисто практического характера:

«Во-первых, действуют объективные причины. У нас другое законодательство, другие возможности достать оружие. В Америке просто гораздо больше оружия на руках у населения, и его проще достать подростку.

Во-вторых, у нас агрессия выражается в другой форме. В России иные общие тенденции, для русской культуры, во многом основанной на православной традиции, более характерна аутоагрессия, это агрессия, направленная не вовне, а вовнутрь, на саморазрушение. Отсюда такое количество самоубийств. Но саморазрушение выражается не обязательно через суицид, оно может быть реализовано, например, через алкоголизм, наркоманию.

Нередко агрессия выражается в форме булинга — попросту говоря, в коллективной травле ученика, выбранного на роль жертвы. Это не обязательно физическое насилие, унижение может быть и чисто психологическим. Часто — с молчаливого согласия и при попустительстве педагогов. В результате скрытая агрессия затравленного подростка может обратиться вовнутрь или наружу. В первом случае он может повеситься, во втором — найти оружие. Но даже в этом случае в российских условиях это скорее выплескивается в драках, иногда в поножовщине, но не в стрельбе».

Агрессия — это нормально, замечает Сергей Горбатов, важно, чтобы был соблюден баланс. Если излишней агрессии не дать выхода в приемлемых формах, например, в спортивных состязаниях, её неконтролируемые выплески принесут немало вреда.

Не исключают ученые и определенного влияния «эффекта подражания». Как говорит Яков Гилинский, преступления совершаются не потому, что о них рассказали по телевизору. Но если подросток решил совершить преступление, то скорее всего, он совершит его тем способом, о котором ему рассказали: «Преступления совершаются не потому, что показали. Но если оно совершается, то оно часто совершается так, как показали».

Руководитель московской  организации союза «Гражданское оружие» Рафаил Рудицкий, сторонник легализации гражданского короткоствольного огнестрельного оружия, считает, что все дело — в строгом соблюдении закона, а отдельной проблемы криминального использования легального оружия в России нет: «Если бы отец хранил оружие, как положено, и подросток не имел доступа к ключам от сейфа — ничего бы и не было. Количество преступлений с использованием зарегистрированного гражданского оружия у нас — единицы в год. Меньше, чем в Швейцарии». Пугающее количество «школьных расстрелов» в Соединенных Штатах Рафаил Рудицкий считает простой статистикой. Больше оружия на руках — больше нарушений.

Глобализация догонит

Яков Гилинский: «Во всем мире происходят одни и те преступления. Да, у нас этого раньше не было, но рано или поздно должно было случиться».

Сергей Горбатов: «В России все впереди. Глобализацию никуда не денешь, и от информации оградить невозможно. Примеры того, как ведут себя в других странах, могут быть повторены. Все ещё будет».

Пути решения

По мнению президента России Владимира Путина — нужно чаще водить учеников школ в Театр юного зрителя. "Надо воспитывать новое поколение зрителей с хорошим художественным вкусом, умеющих понимать и ценить театральное, драматическое, музыкальное искусство».

По мнению прокуратуры — установить в школах металлодетекторы, чтобы  «предотвратить пронос оружия».  (Заметим, что ученик московской школы № 263 оружие принес открыто).

Денис Коротков, «Фонтанка.ру»

Ранее по теме:

Комитет по образованию отправил в районные администрации просьбу проверить школы на безопасность

Петербургская прокуратура: Наши школы безопасны

Старшеклассник, убивший двоих в московской школе, пройдет психолого-психиатрическую экспертизу

СКР: Конфликтов с учителями и учениками у захватчика московской школы №263 не было

Начальник столичного главка МВД: Отец подростка с ружьем пытался уговорить его сдаться

Подробности захвата заложников в московской школе: старшеклассник пришел в школу с ружьем

СМИ стало известно имя захватчика заложников в московской школе

МВД: В московскую школу с пистолетом пробрался старшеклассник, он нейтрализован, дети освобождены. Погибли учитель и полицейский

В московской школе захвачены в заложники 24 ребенка. Ранены двое полицейских

Читайте также
Яндекс.Рекомендации

Жильё в Санкт-Петербурге

    Работа в Санкт-Петербурге

      Наши партнёры

      СМИ2

      Lentainform

      Загрузка...

      24СМИ. Агрегатор