Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 20

0 м/с, штиль

760мм

89%

Подробнее

Пробки

1/10

«Ресторанный день» по-русски: трудности перевода

1053
ПоделитьсяПоделиться

Первый «Ресторанный день» случился в 2011 году в Хельсинки, а в 2013-м в акции приняли участие уже 35 стран. В том числе и Россия, где к «Ресторанному дню» присоединились 18 городов. Концепция проста, как гвоздь: каждый может открыть ресторан на один день. Уложить эту несложную мысль в рамки российского законодательства сегодня невозможно. А если этого не сделать, участники с каждым годом набирающей популярность акции могут в нынешних российских реалиях получить штраф или угодить в полицейский участок вместе со своим рестораном.

В Санкт-Петербурге «Ресторанный день» в этом году проходил уже дважды: 18 мая и 18 августа. Следующая дата, когда от Финляндии до Эквадора на один день откроются любительские рестораны, – 16 ноября. Каждый желающий может придумать концепцию ресторана на один день, приготовить еду и кормить людей - хоть с плиты в собственной квартире, хоть со столика на улице. Вот с этого самого «столика на улице» и могут начаться проблемы.

В группе петербургского ресторанного дня в Интернете вовсю по итогам августовского эксперимента обсуждается вопрос: «Какие обвинения могут предъявить людям, которые выносят на улицу еду или оборудование и кормят желающих прохожих, да еще и берут за это деньги?»

Оборудование – это электроплитки, чайники-кофеварки и прочие вафельницы. «Ресторанный день» - не просто продажа еды, но и приготовление ее на глазах у изумленной публики. Кроме того, ресторанные блюда, даже если речь идет о ресторане на один день, желательно подавать горячими.

«Ресторанный день» не предполагает раздачи еды бесплатно, равно как и извлечения прибыли.

«Участники могут назначать цены на свои блюда, потому что затраченные продукты и труд должны окупиться, - говорит волонтер Екатерина Ивановская, которая занимается координацией «Ресторанного дня» в Петербурге. – Существующие рестораны или кафе не могут участвовать в акции и продавать свои блюда». Исключение делается для поваров-профессионалов, но в этом случае они выступают как частные лица, любой намек на место работы такого участника в рамках «Ресторанного дня» запрещен.

Исключением в некотором роде стал шеф-повар генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге Юрки Тсутсунен, который 18 мая угощал посетителей «Ресторанного дня» финским рыбным супом на летней террасе одного из ресторанов.

Молодые люди, благодаря которым «Ресторанный день» пришел в Петербург, называют себя только «волонтерами», но никак не «организаторами». «Если бы мы были организаторами, к нам возникла бы масса вопросов как к организаторам несогласованной массовой акции, например», - говорит еще один волонтер, Ольга Полякова.

То, что с законом могут возникнуть проблемы, энтузиасты «Ресторанного дня» в городе на Неве поняли после первой же попытки порадовать прохожих чем-нибудь вкусненьким.

«Мы видели, как «Ресторанный день» проводится за границей, и решили сделать его в Петербурге. В марте мы провели первую похожую акцию, вышли на улицу готовить вафли, - говорит Ольга Полякова. – Это было на Первой линии Васильевского острова. Оказалось, что мы помешали зубной поликлинике, которая там находится, и они вызвали полицию». Задерживать или штрафовать полицейские никого не стали, но после этого стало очевидно, что, прежде чем облюбовать место на улице или во дворе, надо как минимум договориться со всеми соседями. «Потом была попытка устроить площадку для «Ресторанного дня» на углу Невского проспекта и Михайловской улицы, договориться удалось со всеми, кроме одного бутика, и из-за него от этой затеи пришлось отказаться, - говорит волонтер. – Потом мы стали договариваться с частными площадками, нашли одну точку во дворе жилого дома, на улице перед хостелом и в помещении выставочного центра. Сделали сайт, переведя на русский язык зарубежный сайт «Ресторанного дня». Люди вдохновились и стали регистрировать на русскоязычном сайте свои рестораны и свои площадки».

Затем ребята решили попытаться получить санкцию петербургских властей на проведение «Ресторанного дня». Результатом обращений волонтеров в различные комитеты Смольного и районные администрации стали многочисленные письма, в которых чиновники перенаправляли «Ресторанный день» в другие ведомства или советовали «легализоваться» через создание общественного движения или «фиктивного фестиваля» - чтобы в переписке с властями не фигурировали слова «ресторан» и «продажа еды». Волонтеры даже придумали некое общественное движение «Здоровое питание здоровой молодежи», от имени которого общались с чиновниками, но вскоре поняли, что при таком подходе «Ресторанный день» в России перестанет быть вне закона только в том случае, если перестанет быть, собственно, «Ресторанным днем». Да и самым вкусным компонентом однодневных ресторанов часто бывают домашние пирожные, самодельные конфеты или крепкие сорта кофе – востребованная, но не самая здоровая пища.

«Мы не хотим становиться движением или регистрировать какой-то «фиктивный фестиваль еды», - говорит Екатерина Ивановская. – Мы обращались в комитет по культуре, комитет по молодежной политике, по развитию предпринимательства и даже в КГИОП, потому что хотели открыть площадку в историческом центре. В комитете по благоустройству нам запретили «портить зеленые насаждения» и предупредили, что устраивать рестораны на день в парках можно только там, где уложен асфальт». Но главным требованием чиновников к «Ресторанному дню» было «локализоваться». То есть определить конкретные площадки, где горожанам разрешат продавать еду собственного приготовления. Но такой подход лишит «Ресторанный день» изюминки – ведь смысл акции в том, что выдуманный участником ресторан можно открыть где угодно: дома, во дворе, на подоконнике первого этажа, в дружественном магазинчике.

«Самое «страшное» в проведении «Ресторанного дня» - это массовое скопление людей и незаконная предпринимательская деятельность, за нее могут оштрафовать тысяч на пять», - говорит Никита Кайзер. Он после августовской акции решил обратиться к депутату Законодательного собрания Санкт-Петербурга Марине Шишкиной, чтобы дальше вопрос о легализации «Ресторанного дня» решали парламентарии. Те вроде бы настроены помочь.

Кстати, в Астрахани «Ресторанный день» был официально согласован, получив «прописку» только на одной площадке – на Центральной набережной – в качестве «тематического фестиваля еды».

А вот в Хельсинки в «Ресторанный день» ресторан может появиться где угодно. «Мэр Хельсинки увидел в этом потенциал, акция привлекала туристов, - говорит Ольга Полякова. – И он разрешил людям на один день становиться рестораторами. А одному из основателей «Ресторанного дня» даже присвоил звание почетного гражданина Хельсинки».

Волонтеры честно признаются: они боятся, что если сейчас привлекут к себе внимание, «Ресторанный день» в Петербурге и вовсе запретят. Сейчас все неприятности, которые могут приключиться с однодневным рестораном – личная ответственность тех, кто этот ресторан придумал и организовал. Невероятно, но факт: волонтеры уверены, что отсутствие санитарной книжки у «шеф-повара» или претензии Роспотребнадзора не могут помешать открыться ресторану на один день, потому что на развернутую реакцию с проверкой нужно гораздо больше времени, чем «живет» ресторан. А вот «закон о митингах», предусматривающий крупные штрафы за организацию и участие в несанкционированных массовых акциях, - совершенно другое дело.

Венера Галеева, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close