03:52 18.02.2018
Особое мнение / Александр Боровский все авторы
В Планетарии детям покажут кита
Стали известны возможные соперники сборной России по 1/4 финала Олимпиады
На Байконурской разлилось холодное озеро
Землетрясение все же сказалось на Великобритании: пришлось прерывать футбольный матч
«Барселона» повторила клубный рекорд: 31 матч без проигрыша
После ДТП с автобусом и «Ладой» на Петергофском шоссе понадобились врачи
Посольство России направило ноту протеста из-за разгрома в здании Россотрудничества на Украине
С компаний, близких Матери областного госзаказа, взыскивают долги в судах
Петербургу обещают довольно теплое воскресенье
«Звёзды России» выиграли у «Звёзд мира» в Матч всех звёзд Единой лиги ВТБ
Во Франции вернули обратно похищенную виолончель XIX века за €1,3 млн
Американский вратарь восхитился пропущенными от российских хоккеистов шайбами
В Петербурге пошла корюшка
Группа отдыхающих провалилась под лед на Москве-реке
Хуже всего сосульки убирают в центре Петербурга
Под Пензой в ДТП с автобусом пострадали четыре человека и погиб один
СМИ узнали об обысках у главы Центробанка Латвии
Ковальчук установил рекорд сборной на Олимпиаде и рассказал о мотивации для женщин
Depeche Mode в Петербурге: «Фонтанка» проверила, помнят ли фанаты имена кумиров
По факту ДТП с «Ласточкой» и автобусом возбуждены два уголовных дела
В Польше «глубоко разочарованы» итогами переговоров с Украиной
В Великобритании произошло землетрясение магнитудой 4,7
Белый дом обвинил СМИ в создании хаоса вокруг обвинений в адрес России
Гражданин Финляндии сбежал в Россию из-за несогласия с внешней политикой Суоми
Сборная России опустилась на 19-е место в медальном зачете Олимпиады
Обломки разбившегося Ан-148 передали на экспертизу в МАК
Герман-младший выступил на Берлинале в поддержку Серебренникова
Космонавт заснял с орбиты экологическую катастрофу
Число погибших при крушении вертолета в Мексике возросло до 13
В Петербурге Chrysler разбил пять машин и скрылся, но оставил улику
В Петербурге оставшийся на зимовку лебедь приютился у вантового моста
Рэпер раздал миллион долларов прохожим
В Москве высота сугробов вдвое превзошла норму
В России умерла 22-летняя рапиристка
Хоккеисты СКА Прохоркин и Ковальчук вывели Россию в четвертьфинал олимпийского турнира
В Киеве радикалы разгромили здание Россотрудничества
Следователи начали проверку после столкновения «Ласточки» и автобуса
Мутко оценил выступление российских спортсменов на Олимпиаде-2018
В Купчино разочаровавшийся в любви вышел из окна
Автобус, съехавший в кювет в Ленобласти, вез детей на музыкальный конкурс
Петербург присоединился к пикетам в поддержку Серебренникова и Малобродского
SpaceX перенесла запуск глобального интернета
Елистратов вышел в финал, но остался без медали в шорт-треке
В Петербурге пропал работник банка
Попавший под поезд автобус вез сотрудников «Кировского завода»
Долги россиян приблизились к 5 триллионам
Лавров о докладе о «вмешательстве» в выборы в США: Пока не увидим фактов, все будет трепотней
Из-за технического замечания «Победа» заменила первый борт из Кёльна в Петербург
Сестра Шипулина взяла золото Олимпиады
Три миллиона в Буграх отобрали у коммерческого директора нефтяной компании
Россия отправила в Ирак первую партию танков Т-90
«Сенную» вернули пассажирам
Водитель автобуса, попавшего под «Ласточку», спас пассажиров ценой своего здоровья
В драке главных котов Британии усмотрели политические разборки
После ДТП в Колпино в реанимации оказалась беременная женщина
СК назвал предварительную причину смерти трехлетней девочки в детском саду в Москве
«Сенную» закрыли на проверку
Абрамович вложился в Telegram
Любителя пива порезали в баре на Московском проспекте
Российские лыжники завоевали четвертую олимпийскую медаль
Глава МИД ФРГ рассказал, когда ЕС начнет снимать санкции с России
После ДТП с электричкой водитель автобуса попал в больницу
В Ленобласти автобус с детьми съехал в кювет
Молодой человек 20 раз ударил 70-летнюю петербурженку камнями по голове, а денег не нашел
Главный герой фильма «Питер FM» Евгений Цыганов сыграет премьеру в Эрарте
ФИФА сообщила об отрицательных допинг-пробах футболистов сборной России
В Петербурге угнали довольно редкую и новую иномарку
Олимпийская чемпионка вышла к журналистам в маске из-за отсутствия макияжа
На границе с Петербургом «Ласточка» протаранила автобус
Порошенко призвал запретить российский флаг. Совфед ответил
22.03.2013 19:13
Про «Icons» и праведный гнев
29 марта лофт «Ткачи», вызывая на себя гнев православных активистов, должен, наконец, открыть «Icons» - «выставку Марата Гельмана». (Это будет вторая попытка - первую малодушно провалил Rizzordi Art Foundation). Кстати, как «выставка Гельмана» она и фигурирует в сознании гельманоборцев: какая разница, кто там участвует, какие конкретные идеи выдвигает. Выставка Гельмана - и вся недолга!

29 марта лофт «Ткачи», вызывая на себя гнев православных активистов, должен, наконец, открыть «Icons» - «выставку Марата Гельмана». (Это будет вторая попытка - первую малодушно провалил Rizzordi Art Foundation). Кстати, как «выставка Гельмана» она и фигурирует в сознании гельманоборцев: какая разница, кто там участвует, какие конкретные идеи выдвигает. Выставка Гельмана - и вся недолга!

Так – удобнее для демонизации.

Злой дух Гельмана веет над Обводным каналом - это ли не лозунг, мобилизующий охотников за привидениями. У большей части петербуржцев, хоть как-то причастных к искусству, тем более современному, всё это кипенье нестойких умов вызывает даже некоторое веселье: во дают! Ничего себе зажигают! Интересно, до чего дойдут эти, как бы никого не обидеть, экзальтированные и ряженные.

– Дойдут, - осаживают весельчаков пессимисты. - И до ваших студий дойдут, и до театров, и до клубов. Власть нашла наконец прием усмирения разного рода несанкционированной художественной активности. Зачем всякого рода сложности и комбинации, просто дай – хотя бы в опосредованной форме – отмашку маргинальным группам. И денег тратить не надо – шинели и папахи сами пошьют. А потом можно будет от них и отказаться: что с них взять, экзальтированные…

Надо сказать, оба подхода к возне вокруг «Icons» меня не устраивают. Поэтому рискну высказаться. Хотя давал зарок - по поводу Гельмана не выступать. Почему? Марат - человек-бомба, без взрыва общественных страстей он «ржавеет», художественную провокацию, вообще-то необходимый современному искусству смыслообнажающий фактор, он зачастую ставит как телегу впереди лошади. Не раз коробил меня и его поведенческий рисунок (ставка на кого-нибудь из «ближних» персонифицированной власти, азартная увлеченность политической интригой). Критиковать или хвалить его бесполезно: это то же самое, что гладить или пинать бомбу, – всё равно может взорваться.

При этом, безусловно, Гельман – арт-деятель позитивистского толка. Мало кто может сравниться с ним по числу «открытых», часто в глуши, молодых художников, по размаху культуртрегерской деятельности, наконец, по успешности музейной инициативы – организованного им лично музея ПЕРММ. Вот такой феномен современной художественной жизни, этот Марат. Хотите его демонизировать? – Пожалуйста. «Дух изгнанья» - да за такую характеристику любому художнику-модернисту ничего не жалко. А вы делаете это бесплатно.

Тем не менее, хотелось бы обратиться к «протестующей общественности» без обидной иронии (признаюсь – это трудно, слишком уж много поводов для приколов и троллинга дают опубликованные от её имени манифесты). Просьба, в сущности, одна: попробуйте быть зрителями. Не демонстрантами-запретителями, не безликой силой, которая – если нет отпора – диктует своё «любо - не любо»… Нет – просто зрителями. Посмотрите на конкретные работы (а затем уже и на ситуацию в целом) собственными глазами. И сразу поймёте, что «Icons» – это не про иконы как предмет культа, вообще не про сакральное. Ничего похожего на иконоклазм (иконоборчество) в намерения экспонентов не входит. Icons в их понимании – визуальный архетип, закрепившийся в сознании современного человека благодаря бесконечной масс-медийной повторяемости. Говорим же мы – иконы стиля, иконы моды и пр. Ничего обидного здесь нет и быть не может. Языковая норма, не более того.

Есть ли среди экспонатов выставки работы, всё-таки апеллирующие к религии? Было бы странно, если бы не было: религиозные образы и церковная жизнь в центре внимания мировых СМИ, им ли не входить в круг «Icons»? Бог с ними, с современными СМИ, уже с начала ХIХ века русская национальная живопись привнесла в евангельские темы авторское начало. Первым, кто начал дискуссию по поводу авторского и каноничного в изобразительном решении ветхозаветных и новозаветных сюжетов, был Константин Батюшков.

А ещё через полвека критическая установка в обращении художников к жизни духовенства вызывала острейшую общественную дискуссию: дело доходило до запретов и снятия с выставок. Но даже самым гневливым оппонентам Перова и Ге, Репина и Пукирева не приходило в голову подвергать сомнению искренность их религиозного чувства. Да и художники почувствовали бы себя глубоко оскорбленными, если бы их обвинили в неверии. Те нападки, которым сегодня публично подвергается Гельман, были бы невозможны в приличном обществе: нравы были другие, и люди, бравшие на себя защиту нравственности, были другие.

Если вернуться к выставке, вы увидите непредвзятым взглядом: попыток намеренного глумления, святотатства, иконоборчества здесь вовсе нет. Есть вещи поталантливее и побездарнее, поумнее и попрямолинейнее. А безбожных – в самом широком смысле – нет. Да и не может быть: кто они, эти художники, - злодеи из детских фильмов-страшилок? Привидения, за которыми гоняются специально отобранные и тренированные человеческие особи? Да нет, это ваши современники, сограждане, чаще всего – единоверцы.

Теперь главное – почему сыр-бор разгорелся? А просто есть люди, которые намеренно втягивают вас в противостояние, а то и в конфликт с «художниками-безбожниками». Задумайтесь – почему именно вас? Может, вы слишком восприимчивы к простому делению на своих и чужих? Может, слишком доверчивы к горлопанам? Может, не хватает подготовки в области искусства – мне как-то трудно представить завсегдатаев музеев в роли запретителей любой выставки.

Неприятие, протест, письменный отзыв – это я принимаю. Но требования запрета, а то и физическое насилие – решительно нет. Если я прав, и ваша зрительская подготовка хромает – примите совет: знакомство с искусством стоит начать вне скандалов – на менее горячем материале. И - самому, без подсказчиков. А кто они, кстати, эти подсказчики? Присмотритесь к ним: мне кажется, это люди навсегда обиженные. Недовольные своим положением – не социальным даже, а, скорее, моральным. В своей профессии, в своей обыденной жизни они не достигли уровня, который позволял бы претендовать на лидерство или хотя бы уважение. Последнее, что осталось – найти стульчик, встав на который, можно обратить на себя внимание. Витийствовать, учительствовать, вести за собой.

Этот стульчик-трибуна может быть любым – национальным (притесняют!), социальным (не дают продвинуться!), патриотическим (окружили инородцы!), религиозным (оскверняют все святое!), морально-нравственным (педофилы и геи кругом, настоящему мужику не продохнуть!), даже искусствоведческим (разве это искусство?!). Как правило, у этих стульчиков может быть «смешанный» состав ножек: одна – национальная, другая, скажем, социальная.

Гельман подходит «по всем ножкам». Он и становится главной мишенью. Впрочем, мишеней много. Главное, чтобы мишень не сопротивлялась. Не дала сдачи. В прямом смысле – на другое, собственную репутацию, этим людям наплевать: как не было, так и не будет. Таким образом, выбираются самые разные мишени: Набоков (помер, не дотянется), братья Чепмены (вообще иностранцы, не принимают нас всерьёз), Мадонна (слишком велика шишка, нас и не заметит, и хорошо, а то телохранители могут вломить…), Пиотровский (слишком интеллигентный, побрезгует с нашим братом связываться). С этих стульчиков много кого видать… Одно у них (стульчиков) общее. Все они какие-то колченогие. Шаткие.

И те, кто с них выступают, держатся неуверенно («Настоящих буйных мало», - это ещё Высоцкий знал). Оглядываются. Никогда не будут действовать самостоятельно. Ждут сигнала от тех, у кого под ногами что-то покрепче. Трибуна повыше. Мне думается, что нынешняя активность маргинальных групп впрямую зависит от того, что их бригадиры высмотрели со своих стульчиков некую руководящую отмашку. Есть такая трибуна. Есть прикрытие.

Думаю, таким прикрытием объективно является наш городской депутат Милонов и его соратники. Не буду клеймить его взгляды как обскурантистские. Он их не скрывает, напротив, даже щеголяет фундаментализмом. Вообще, праведный гнев – не мой жанр. Я-то считаю, что Милонов не эпатажная, а вполне себе прагматичная фигура. Провокативность у него в крови – это для него самое эффективное оружие. В этом плане они с Гельманом – близнецы-братья. Только цели у них разные. У Гельмана, как я уже писал, при всей дискуссионности, - позитивные, существующие в рамках культуры. У Милонова, как мне видится, – сугубо политические. Карьерно-политические.

Думаю, он готовится, уже на всероссийской сцене, серьезно потеснить подуставшего Жириновского, вполне усвоив его политтехнологические (экстрим, провокация, оскорбление и пр.), поведенческие (эксцентризм) и др. приёмы. И нишу он нашел точно. Жириновский выработал до самого дна тему «русские бедные». Милонов, похоже, нашел свой ход, тоже квазипротестный и так же проникнутый неизбывной антропологической грустью: русские развращаемые, одинокие среди сладострастно потирающих руки геев и педофилов. Вот только артистизма Жириновского у него нет. Бог не дал.

И, наконец, – об опасениях либеральной общественности. Об их страхах: дескать, маргинализация питерской культуры управляема – с самого верха. Старые либералы помнят ещё искусствоведов в штатском советских времен. Дескать, теперь будут искусствоведы в самостийно пошитом экзотическом прикиде. Раньше были тетеньки с киками, теперь – дяденьки с пиками. Пусть и декоративными. Без них не то что выставку, ночной клуб не откроешь… Я с этим не согласен. Культурной станицей или там хутором Петербург не стал. Всё-таки, хочется думать, нынешнее питерское обострение – дело местное. Кремлевские государственные люди на маргиналов не опираются. На них опираются люди, рвущиеся в государственные. С далеко-далеко от «Icons» идущими целями.

А теперь снова обращусь к аудитории, которую подбивают прийти на открытие с незрительскими, запретительными, агрессивными намерениями. Не зрительское это дело, подозревать художников во враждебных замыслах. В зрительные залы приходят не для того, чтобы дать бой. Коли заранее видишь в художнике врага – ты уже не зритель. Ты кто-то другой. Чуть выше я говорил о маргиналах – верю, что не о вас. Не будьте маргиналами – манипулируемыми, предвзятыми, зашоренными. Посмотрите своими глазами – увидите: выставка – надежда на понимание. Вражду можно выказать и лозунгом на заборе. Художники с вами – по-человечески. Попробуйте и вы с ними – так же. По-зрительски.

Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея, специально для «Фонтанки.ру»

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
Автор фото: Максим Дынников/АО «ГК «Эталон»
Первый бетон залит в фундамент ЖК «Дом на Блюхера» от «Эталон ЛенСпецСМУ»
16 февраля 2018 года на строительной площадке жилого комплекса «Дом на Блюхера» прошла традиционная церемония заливки первого бетона
фото: Сергей Мендельсон
АКАР раздал премии самым эффективным маркетологам
Награды Национальной премии бизнес-коммуникаций АКАР (Ассоциация коммуникационных агентств России) вручили лучшим маркетологам 15 февраля. Впервые самым эффективным директором по маркетингу стал сотрудник музея – Дарья Котова из музея «Гараж»
Ленстройтрест
Семейная ипотека на квартиры «Ленстройтреста»
Петербургский застройщик «Ленстройтрест» подключился к программе «Семейная ипотека с государственной поддержкой», по которой семьи с двумя детьми могут приобрести квартиру или рефинансировать ранее выданные ипотечные кредиты по льготной ставке 6% годовых