Сейчас

+15˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+15˚C

Облачно, Сильный дождь

Ощущается как 14

2 м/с, зап

752мм

86%

Подробнее

Пробки

4/10

«Яндекс» и «Первый канал»: сравнить несравнимое

355
ПоделитьсяПоделиться

После того как количество пользователей «Яндекса» за апрель 2012 года впервые превысило количество зрителей самого популярного в России «Первого канала», «Фонтанка» поинтересовалась у экспертов, не является ли это концом эры телевидения и свидетельством окончательной победы Интернета в информационном пространстве. Мнения разошлись.

За апрель 2012 года количество пользователей, посетивших главную страницу «Яндекса», впервые превысило количество зрителей телевизионного «Первого канала», сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на данные аналитической компании TNS. «Яндекс» в апреле посещало 19,1 млн человек в день, тогда как самый популярный на ТВ «Первый канал» смотрело ежедневно 18,2 млн зрителей.

Интернет-ресурсы «Яндекс» и «Mail.ru» догоняют «Первый» и по недельной аудитории («Яндекс» отстает на 0,7 млн, а «Mail.ru» на 1,2 млн человек), хотя и продолжают серьезно отставать по месячному результату - на 8,7 и 8,2 млн человек соответственно. Интернет наступает. Если телевидение продолжает уверенно удерживать первое место по длительности смотрения («Первый» - более часа в день, «Яндекс» — 10 минут), то скорость, с которой растет число пользователей Сети, превышает скорость роста числа телезрителей. В апреле Интернетом пользовалось 30,5 миллиона россиян, что всего на один миллион меньше, чем число телезрителей.

Опрошенные «Фонтанкой» эксперты, признавая, что превышение числа посетителей «Яндекса» над числом телезрителей «Первого канала» является значительным событием, по-разному оценивают степень влияния Интернета и ТВ на сознание аудитории.

Известный интернет-деятель Антон Носик, признавая, что телевидение остается более значимым, чем Интернет, средством пропаганды, считает, что для рекламодателей Сеть уже стала более привлекательна. «Учитывая, что аудитория «Яндекса» на протяжении всей его истории растёт, а аудитория «Первого канала» и всего телевидения падает, превышение интернет-аудитории над телевизионной - абсолютная неизбежность. Другой вопрос, что «Яндекс» не является средством масовой информации, поэтому никогда в сутках не существует такого момента, когда бы «Яндекс» транслировал одну и ту же мысль всем, кто на него зашел. Он каждому показывает то, что ему надо, а «Первый» всем показывает что-то одно. Поэтому, если рассматривать ресурс как средство геббельсовской пропаганды, конечно, «Первый канал» может гордиться тем, что он эффективнее «Яндекса». Если же рассматривать ресурсы как рекламную площадку с точки зрения рекламодателя, разумеется, «Яндекс» уже давно привлекательнее «Первого канала» по всем товарам, за исключением дешевого стирального порошка и контрафактного маргарина, по которым телевидение лидирует, потому что эти товары предположительно ориентированы на беднейшие слои населения, мало пользующиеся Интернетом».

Шеф-редактор «Фонтанки.ру» Александр Горшков отметил, что событие было предсказуемо, и предупредил о возможном усилении давления на сетевые ресурсы.

«Превышение интернет-аудитории над телевизионной было неизбежно и абсолютно предсказуемо. «Фонтанка» по количеству посетителей давно обогнала петербургские телеканалы. Роль телевидения как средства воздействия на умы обывателей в перспективе будет снижаться. Я думаю, что прошедшая избирательная кампания была последней, в которой роль телевидения была ведущей. В следующем избирательном цикле решающую роль сыграет Интернет. Как следствие, я предполагаю усиление давления на сетевые СМИ».

Денис Кусков, генеральный директор аналитического агентства «Telecomdaily», считает, что, несмотря на явную тенденцию роста числа пользователей Интернета, сетевым ресурсам праздновать победу над телевидением в борьбе за рекламодателя рано. «Интернет становится значимой площадкой для пользователей, у большинства людей уже есть какие-то устройства: стационарные компьютеры, нетбуки, смартфоны. Сейчас более 200 миллионов различных терминалов находится на руках. Кроме этого, в настоящий момент в России уже более 51 миллиона абонентов мобильного Интернета, более 30 миллионов абонентов фиксированного. Это говорит о том, что люди заходят в Сеть в большом количестве. Большой плюс Сети — что там гораздо меньше цензуры, чем на телевидении. О том, чего нет на федеральных каналах, можно прочитать там. Людям это импонирует. Что касается того, что «Яндекс» обогнал «Первый канал», то надо понимать, что «Яндекс» — не СМИ, а в первую очередь поисковик. Пользователи зачастую посещают его просто потому, что у них в браузере есть его поиск. Сама веха — это очень хорошо для «Яндекса» и Интернета, но пока реклама более удобно вписана в телевизионный контент, как бы ее ни критиковали. У «Яндекса» либо баннерная реклама, которую могут себе позволить только крупнейшие кампании, либо «Яндекс-Маркет», который остается средним и мелким компаниям. Нельзя упускать из виду и то, что телевидение тоже развивается. Число абонентов платного ТВ растет, оно уже превышает 26 миллионов домохозяйств, это почти половина, всего у нас в стране 53 с небольшим миллиона домохозяйств. Я бы не спешил хоронить телевидение».

Директор Института глобализации и социальных движений (ИГСД) Борис Кагарлицкий, отмечая растущее значение Интернета в политической сфере, не склонен его преувеличивать, отмечая, что многие пользователи пользуются Сетью как универсальным справочником или развлекательным ресурсом. Впрочем, по его мнению, на политические взгляды большинства россиян весьма слабо влияют как Интернет, так и телевидение. «Рост пользователей Интернета имеет значение в том смысле, что традиционные механизмы контроля становятся менее надежными, но я бы не сказал, что менее эффективными. Потому что определенные категории населения как смотрели телевизор, так и смотрят, либо не смотрят ничего. Надо понимать, что посещение Интернета — это совершенно не обязательно политика, культура, идеология. Это и всевозможные справки, куда проехать и что купить, не говоря о посещении эротических сайтов. Сеть и ТВ не обязательно конкурируют на одной и той же площадке: во-первых, люди могут смотреть новости по телевизору, а в Интернет лазить для того, чтобы узнать, где купить свежие огурцы, а во-вторых, могут вообще не смотреть новости по телевизору и не посещать политические сайты. Я думаю, что таких людей, на самом деле, процентов восемьдесят. Другое дело, что политический Интернет будет развиваться, экспансия политических сайтов будет нарастать, и достаточно быстро. 99% не смотрят новости, либо смотрят, но не воспринимают, и свою политическую позицию формируют не под влиянием телевизора, а под влиянием неких обычаев повседневной жизни. Они лояльны к власти не потому, что они смотрят телевизор, а потому, что это принято. Точка. Другое дело, что Интернет мог бы им дать модели альтернативного поведения, но они могут эти модели и не найти, так как ищут в Сети совершенно другое. Конечно, популярность Интернета будет стремительно расти. Его политическое значение будет увеличиваться, и, соответственно, полнота, тотальность политического контроля уйдут в прошлое. Но преувеличивать этого пока не надо».

Денис Коротков, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close