Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Царскому селу вернут роскошь Александровского дворца

Царскому селу вернут роскошь Александровского дворца

650
Фото с сайта voyzh.ru

Интерьеры Александровского дворца в Пушкине отреставрируют, а сам памятник превратят в музей. Концепция восстановления уже разработана и может, как уверены в КГИОП, служить основанием для финансирования. По предварительным оценкам, для того, чтобы привести дворец в нормальное состояние, потребуется 0,8-1,2 млрд рублей, их город рассчитывает получить из федерального бюджета. Все работы планируется завершить в 2017 году.

Интерьеры Александровского дворца в Пушкине отреставрируют, а сам памятник превратят в музей. Концепция восстановления уже разработана и может, как уверены в КГИОП, служить основанием для финансирования. По предварительным оценкам, для того, чтобы привести дворец в нормальное состояние, потребуется 0,8-1,2 млрд рублей, их город рассчитывает получить из федерального бюджета. Все работы планируется завершить в 2017 году.

Александровский дворец, освобожденный Минобороны и закрепленный за ГМЗ «Царское село» в октябре 2009 года, должен стать полноценным современным музеем. Концепцию его приспособления для современного использования представили членам совета по культурному наследию 3 февраля 2010 года. Работу выполнила архитектурная мастерская «Студия-44».

Перед архитекторами стояла задача — расширить площадь здания для того, чтобы разместить в нем технические службы музейной зоны, культурно-исторический центр с лекторием и библиотекой, детский центр, а также коммерческие заведения — кафе и магазины. При этом вмешательство в историческую среду должно быть минимальным. Представлявший проект Никита Явейн, руководитель «Студии-44», сообщил, что все музейные службы — в том числе и гардероб, решено разместить в прекрасно сохранившихся подвалах дворца, туда же предлагается «отправить» кафе и магазины.

«Высота подвалов — метр пятьдесят — метр шестьдесят, - рассказывал Явейн. - Мы предлагаем заглубить их еще на пятьдесят сантиметров, конструкция фундаментов позволяет это сделать. И все службы прекрасно поместятся». Правда, как отметил архитектор, существует неприятная деталь — необходимо продумать загрузку и технических служб, и кафе, и самого музея. Для этого придется сделать несколько приямков, и надо будет очень тщательно продумать места их расположения — чтобы свести ущерб, нанесенный облику фасада, к минимуму.

На первом этаже в восточном флигеле сохранились апартаменты Николая II и Александры Федоровны, в западном — вся отделка помещений выполнена в пятидесятых годах двадцатого века. «Очень мягкая стилизация, - пояснил Явейн. - Сделано все очень корректно, но подлинных вещей там нет». На втором этаже отделка почти не сохранилась, а местами комнаты пришли в аварийное состояние из-за частых протечек. Поэтому на первом этаже разместят музейные экспозиции, иллюстрирующими быт царской семьи, а также конференц-зал и библиотеку с читальным залом — в тех помещениях, в которых иллюстрировать уже нечего. На втором этаже «поселят» экскурсионное бюро, а в бывших комнатах детей последнего российского императора, откроется детский художественный центр.

Разработкой проекта реставрации интерьеров дворцовых комнат занимались специалисты НИИ «Спецпроектреставрация». «Мы использовали самые разные источники, чтобы представить себе оформление этих помещений, - рассказал сотрудник этого института Сергей Голуб. - У нас в распоряжении около 150 фотографий — от дореволюционных до позднего советского времени, детальное описание, составленное в 1929 году бывшим хранителем этого музея Всеволодом Яковлевым, сохранились некоторые чертежи, фрагменты тех материалов, которые использовались при отделке. Есть даже документальный фильм, в котором можно увидеть интерьеры некоторых комнат». Фильм, хронику начала двадцатых годов, сюжет на тему «Дворцы превращаются в музеи» о том, как пролетариат и беспризорные дети теперь могут свободно ходить по бывшим дворцовым залам, присутствующим показали.

Но тем не менее, данных для того, чтобы воссоздать интерьеры с абсолютной достоверностью, не хватает. «Мы предлагаем использовать принцип научной реставрации, - заявил Голуб. - Если какие-то элементы неизвестны, то лучше не делать их приблизительные копии, а оставить как они есть сейчас — до лучших времен». Непонятно и как поступать с расписными потолками — на фотографиях можно увидеть только отдельные части росписи. «К тому же это — авторская работа, это - живопись, поэтому рисовать вместо нее что-то свое будет неправильно», - полагают в «Спецпроектреставрации». Почти полностью утрачена лепнина, когда-то украшавшая Кленовую гостиную — воссоздать ее тоже, по мнению экспертов, не получится: слишком сложной была композиция и слишком мало ее изображений.

Более или менее просто решается вопрос с предметами обстановки — их сохранилось около 6 тысяч. «Было, конечно, больше, - заметила замдиректора по научной работе ГМЗ «Царское село» Ираида Ботт. - Но очень много продали перед войной через систему Торгсинов». Однако переместить экспонаты в новый музей будет проблематично. «95% всего, что было в Александровском дворце, отдано на хранение в Павловск. Сейчас мы пытаемся забрать эти предметы обратно, пока нам вернули только 29», - жалуются в «Царском селе», впрочем, тут же заступаются за коллег - «У Павловска тоже свои проблемы. Очень серьезные»

Члены Совета по культурному наследию на похвалы не поскупились. Без слова «уникальный» не обошелся ни один оратор. Этот эпитет присвоили и самому дворцу, и его судьбе, и подготовленным проектам. «Редкое отрадное чувство посетило меня сегодня, - заявил Борис Кириков, бывший зампредседателя КГИОП. - Мы присутствуем при уникальном событии — возрождении шедевра». Он обвел глазами зал и грустно заметил: «Что-то, наверное, перевернулось в нашем сознании. Черную тряпку (проект «укутывания» Манежа, разработанный Сергеем Давитая — прим.ред.) ТВ полоскало на всех телеканалах, а тут такое важное событие — и никого...».

Разошлись члены совета только во мнениях, допустимо ли воссоздание интерьеров по недостаточным данным или лучше было бы следовать принципам научной реставрации. Но после слов директора ГМЗ «Царское село» Ольги Таратыновой о том, что иногда принципы реставрации противоречат принципам музееведения — экспонаты просто не будут смотреться на фоне пустых стен, вспомнили о традициях ленинградской школы, прославившейся именно воссозданием памятников.

Замдиректора НИИ «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик предложил оставить часть музея в том виде, в какой он пришел после всех разрушений. «Это был трагический период нашей истории, и его тоже нужно отразить», - высказал он свою точку зрения. В ответ замглавы КГИОП Алексей Комлев, на которого обсуждавшаяся часом раньше «черная тряпка», видимо, произвела неизгладимое впечатление, предложил периодически гасить в залах свет и демонстрировать посетителям черно-белые фотографии былых разрушений. Завсектором архитектурной археологии Государственного Эрмитажа Олег Ионесян вспомнил о подрядчиках. «Вы обязательно составьте конкурсное предложение таким образом, чтобы этот проект не попал в руки тех исполнителей, которые смогут только изуродовать дворец», - попросил он главу КГИОП Веру Дементьеву.

Концепцию одобрили единогласно. Окончательно проект должен быть завершен в 2011 году, и если будет решен вопрос с финансированием, то к 2017 году в городе появится новый музей. И, как полагает Таратынова, «вектор реставрации Царского села наконец сменится». «Мы долгие годы сосредотачивали силы на восстановлении Екатерининского дворца и Екатерининского парка, - выступила она. - А про Александровский, который находится в двухстах метрах, забывали. Но теперь, я надеюсь, начнется наконец восстановление и этого комплекса».

Справка:

Александровский дворец построен в 1796 году по заказу Екатерины II, которая подарила его своему любимому внуку, великому князю Александру Павловичу (будущему императору Александру I). Строительство было поручено архитектору Джакомо Кваренги.

В 1830-1850-х годах, по заказу императора Николая I, были выполнены реконструкции и переделки интерьеров в соответствии с требованиями моды. В 1835 году по проекту Александра Тона была переделана Парадная спальня, позднее получившая название Малиновой гостиной. В 1840-х годах по приказу Николая I в парадных и жилых покоях провели большие ремонтные работы: печи были заменены на камины, отреставрированы стены искусственного мрамора и т.д. Часть интерьеров переделали под руководством Андрея Штакеншнейдера. В 1845 году по рисунку Василия Стасова был выполнен зеркальный портал - вход из Бильярдной в Уборную императрицы.

Уже в 1840-х годах дворец был оборудован воздушным отоплением системы Амосова и оснащен водопроводом. В 1843 году в кабинете Николая I установили первый в России электромагнитный аппарат, соединенный с кабинетом Главнокомандующего путями сообщений.

С 1845 по 1894 годы во дворце проживал внук Николая I, Александр Александрович, будущий император Александр III.

В 1905 году дворец выбрал для своего постоянного места жительства последний российский император Николай II. В эти годы был полностью переделан Концертный зал — по проекту архитектора Роберта-Фридиха Мельцера, на его месте появились на первом этаже дворца Кленовая гостиная Александры Федоровны и Новый кабинет Николая II, на втором этаже — комнаты детской половины. Одновременно по заказу вдовствующей императрицы Марии Федоровны английская фирма Maple заново отделала помещения правого крыла дворца.

Во времена Николая II дворец был электрифицирован и оснащен телефонной связью, в 1899 году здесь была установлена первая гидравлическая подъемная машина, а после изобретения кинематографа в Полукруглом зале соорудили кинобудку — в зале показывали фильмы детям императора. В этом дворце семья Николая II встретила известие об его отставке, и из этого дворца Романовых вывезли в Екатеринбург.

В 1918 году Александровский дворец превратился в государственный музей. Его хранителем был назначен Всеволод Яковлев, и именно ему принадлежит идея сохранить «ценную в историко-бытовом отношении обстановку». В 1927-29-м годах были выполнены плановые чертежи и проекции развесок, составлено детальное описание интерьеров. Однако в тридцатых годах музей закрывают и размещают в нем дом отдыха сотрудников НКВД и детский дом имени Юных Коммунаров.

В начале Второй мировой войны самые ценные экспонаты из Александровского дворца (люстры, ковры, мебель, мраморные и фарфоровые изделия, часть книг из библиотеки) были эвакуированы. После взятия города фашистскими войсками в залах Александровского дворца разместился немецкий штаб и гестапо, подвалы были превращены в тюрьму, площадь перед дворцом – в кладбище для солдат СС. После окончания войны дворец был отдан Академии наук СССР для хранения коллекций Института русской литературы и размещения экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина. И именно в это время — с 1947 по 1951 год — была выполнена реставрация, однако с учетом эстетических установок этого времени обстановка эпохи «модерн» была уничтожена как «не имеющая художественной ценности».

В 1951 году дворец был передан Военно-морскому ведомству, а хранившиеся в нем коллекции перевезены в Екатерининский и Павловский дворцы (в том числе и вещи, созданные специально для интерьеров Александровского дворца). До 2009 года здание эксплуатировалось небрежно, последний капитальный ремонт был проведен в 1957 году. В результате началось физическое разрушение памятника. В неудовлетворительном состоянии находятся и все инженерные сети: отопление, вентиляция, электроснабжение, водопровод и канализация. Их последний ремонт производился в 1970-е годы. Системы устарели морально, имеют полный технический и физический износ.

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях