10.06.2010 14:00
0

«Императорские сады России»: Вся власть цветочкам

В третий раз Русский музей открыл международный фестиваль, посвященный садово-парковому искусству: в Михайловском саду расположились два десятка ландшафтных композиций, а сам музей приглашает на две художественные выставки. В этом году в связи с празднованием Года Франции в России темой фестиваля стали история и традиции французского садоводства.

В третий раз Русский музей открыл международный фестиваль, посвященный садово-парковому искусству: в Михайловском саду расположились два десятка ландшафтных композиций, а сам музей приглашает на две художественные выставки. В этом году в связи с празднованием Года Франции в России темой фестиваля стали история и традиции французского садоводства.

Главное событие фестиваля – выставка-конкурс «Французский сад на берегу Невы»: на аллеях и в тенистых уголках Михайловского сада расположились 23 участка, где ландшафтные архитекторы обыгрывают эстетику французского сада. Конкурс объявлен всего в двух номинациях: «Королевские сады» и «Сады республики», но представленные композиции радуют глаз разнообразием: от многоцветных партеров регулярного парка до веселых хвостов зеленого лука и завитков салата в кухонном садике, от буйной растительности, будто с картин импрессионистов, до футуристических конструкций с лампами в цветах.

"Живерни". Древесный питомник "Лорберг" (Германия)
"Живерни". Древесный питомник "Лорберг" (Германия)



Среди конкурсантов имеются как независимые ландшафтные дизайнеры, так и городские компании. На одном из участков генеральный подрядчик реконструкции Летнего сада, ООО «Профиль», восстановил «Вольер-птичник» – исторический боскет первого публичного сада города, нарисованный еще рукой Петра I. Вольер меньше петровского в два раза, но в соответствии с модой начала XVIII века населен птицами, в том числе привезли павлинов. В прошлом году сооружали лабиринты; сейчас тоже можно прогуляться сквозь композицию «Философия времени» (московская студия «Архитектура живой формы»), а также, в буквальном смысле слова, войти в живописное плетение яблоневых веток сада Клода Моне в Живерни (питомник «Лорберг», Германия). Способов попасть во Францию здесь вообще великое множество: петербургская мастерская «19 талантов» прорубила внушительную «Дверь в Париж», дизайнеры ООО «Орхидея» бросили в реку из цветов зонтик неведомой француженки. Ольга Ломаченкова и мастерская «Твор-Ци» приглашают отдохнуть в «Кафе у короля», мастера из ЦПКиО также разыгрывают придворный сюжет: название их композиции «Ad usum Delphini» означает «для использования дофином» и отсылает к сочинениям для воспитания сына Людовика XIV.

Реконструкция ротонды замка Шатоньер. Часть композиции "Сад любви". Замок Вилландри и замок Шатоньер
Реконструкция ротонды замка Шатоньер. Часть композиции "Сад любви". Замок Вилландри и замок Шатоньер



Пять участков отданы французским и английским участникам фестиваля и в конкурсе не участвуют – и это самые стилистически выдержанные и роскошные композиции на выставке. Совместный проект консульства Великобритании и Международной Школы Дизайна «Тюдоровская роза» сделан очень просто – это узор из цветов, засыпанный белой мраморной крошкой, – но выглядит изысканно и романтично. Воспроизведенный фрагмент «Сада любви» при французском замке Вилландри сочинен в ренессансном стиле и полон романтической символики – грядки в форме сердец, цветники в форме бабочек. А с точки зрения современного дизайна, бесспорным гвоздем фестиваля является композиция «Видеть красный», представленная французским ландшафтным агентством La Superstructure: круглые холмики, сплошь засаженные красными цветами, наползают на деревья, фонарь и скамейку. Захват социального пространства цветочным войском исполнен фирменного французского юмора, и за этим крошечным экзерсисом видна крепкая и стильная национальная школа дизайна, бесспорно выигрывающая у любого из местных участников фестиваля.

"Видеть красное". Шомон-на-Луаре и ландшафтное агентство La Superstructure (Франция)
"Видеть красное". Шомон-на-Луаре и ландшафтное агентство La Superstructure (Франция)



Художественная программа фестиваля включает еще две выставки. В Михайловском дворце, прямо у входа в сад, показывают «Версальские грезы Александра Бенуа» – произведения из двух серий (1897-1898 и 1905-1906 годы), посвященных Версалю, и серию фотолитографий, созданную для альбома «Версаль» в 1922 году. Пустынные лестницы и аллеи, холодные зеркала прудов, недвижные скульптуры чопорны и неуютны, фигурки людей теряются на бескрайних просторах газонов и дорожек, и король всегда страшно одинок в этой расчерченной по линейке пустоте. Мраморный дворец собрал полтора десятка полотен в экспозицию «Цветы в картинах»: от мягко светящейся сирени Бориса Кустодиева до еле удерживаемых вазой роз Константина Коровина. Эти выставки будут хороши в плохую погоду – на этот же случай перед Михайловским дворцом сооружены тенты, где вплоть до 17 июня обещают проводить музыкальные программы, устраивать рыцарские турниры и другие экзотические действа.

Александр Бенуа. "Прогулка короля" (1906)
Александр Бенуа. "Прогулка короля" (1906)



Интерес Русского музея к садово-парковому искусству обусловлен его историей и архитектурой: главное здание музея – Михайловский дворец – строилось как усадьба с парадным двором и внутренним садом. И фестиваль будет разрастаться: по словам директора музея Владимира Гусева, в следующем году планируется завершить работы в Летнем саду, потом можно будет задействовать аллею у Михайловского замка. Правда, в регионы проект не пойдет: несмотря на громкое название, фестиваль «Императорские сады России» останется сугубо петербургским культурным явлением. Организаторы объясняют свою позицию тем, что Петербург – единственный императорский город в стране, а «императорские сады могут быть только в императорском городе».

Борис Кустодиев. "Сирень" (1906)
Борис Кустодиев. "Сирень" (1906)



Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»

Фото автора и пресс-службы Русского музея.

О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «
Выставки»

"Сад будущего". ООО "Капитель" (СПб)
"Сад будущего". ООО "Капитель" (СПб)
Фрагмент композиции "Кафе у короля". Ольга Ломаченкова и мастерская "Твор-Ци"
Фрагмент композиции "Кафе у короля". Ольга Ломаченкова и мастерская "Твор-Ци"
"Кухонный садик". ООО "РОСЭКО" и Аграрный университет (СПб)
"Кухонный садик". ООО "РОСЭКО" и Аграрный университет (СПб)
"Флирт". Вадим Кулешов. Творческий проект "Ландшафт, Топиар, Скульптура" (Волгоград)
"Флирт". Вадим Кулешов. Творческий проект "Ландшафт, Топиар, Скульптура" (Волгоград)
"Тюдоровская роза". Консульство Великобритании и Международная школа дизайна
"Тюдоровская роза". Консульство Великобритании и Международная школа дизайна
"Философия времени". Студия "Архитектура живой формы" (Москва)
"Философия времени". Студия "Архитектура живой формы" (Москва)
"Ad usum Delphini". ЦПКиО им. С.М. Кирова
"Ad usum Delphini". ЦПКиО им. С.М. Кирова
"Живерни". Древесный питомник "Лорберг" (Германия)
"Живерни". Древесный питомник "Лорберг" (Германия)
Реконструкция ротонды замка Шатоньер. Часть композиции "Сад любви". Замок Вилландри и замок Шатоньер
Реконструкция ротонды замка Шатоньер. Часть композиции "Сад любви". Замок Вилландри и замок Шатоньер
"Видеть красное". Шомон-на-Луаре и ландшафтное агентство La Superstructure (Франция)
"Видеть красное". Шомон-на-Луаре и ландшафтное агентство La Superstructure (Франция)
Александр Бенуа. "Прогулка короля" (1906)
Александр Бенуа. "Прогулка короля" (1906)
Борис Кустодиев. "Сирень" (1906)
Борис Кустодиев. "Сирень" (1906)

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор