Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 20

0 м/с, штиль

760мм

89%

Подробнее

Пробки

1/10

Открытие «Музыкальной коллекции»: Красота по-американски

227
ПоделитьсяПоделиться

В минувшую пятницу в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии открылся  фестиваль «Музыкальная коллекция». В исполненной Первым филармоническим оркестром под управлением Юрия Темирканова программе значилась музыка Густава Малера и выступление главной звезды нынешнего фестиваля – одного из лучших баритонов мира американца Томаса Хэмпсона.

Подходящий к завершению концертный сезон прошел в Петербурге под знаком негласного, но вполне очевидного соревнования двух ведущих музыкальных институтов города. В самом спарринге Мариинского театра и Филармонии имени Шостаковича, протянувшем высоковольтную дугу напряжения между Театральной площадью и площадью Искусств, никакой новости нет – Валерий Гергиев и Юрий Темирканов делят зоны влияния и публику между двумя подведомственными организациями еще с конца 80-х годов прошлого века. Новость заключается в том, что в нынешнем сезоне Мариинка и Филармония впервые столкнулись в прямой конкуренции на одном репертуарном поле: симфониях Густава Малера.

ПоделитьсяПоделиться



И не то чтобы до последнего времени музыку выдающегося австрийского композитора рубежа XIX-XX столетий и едва ли не первого неприкрытого постмодерниста (занимавшегося проповедованием чумы двадцатого века еще до изобретения самого термина) соперничающие стороны не играли раньше – интерпретации трех первых симфоний принадлежат к абсолютным исполнительским вершинам Юрия Темирканова, Валерий Гергиев в разные годы дирижировал всеми десятью малеровскими полотнами. Но вот так, чтобы, не сговариваясь, одновременно заявить к исполнению циклы малеровских симфоний и чтобы посвятить Малеру по отдельному абонементу, – такое и у Филармонии, и у Мариинки в первый раз.

ПоделитьсяПоделиться



Правда, конкуренты прибегли к различным тактикам: Валерий Гергиев опрометчиво решил принять весь огонь на себя, продирижировав за один сезон всей малеровской декалогией, Юрий Темирканов пригласил к сотрудничеству различных дирижеров и растянул проект на два сезона. Темирканов, судя по предварительным результатам, выиграл. Хоть и с минимальным счетом: в январе ведущая родословную из Петербурга сверхновая европейская звезда Василий Петренко, перфектно продирижировав Третьей симфонией, провел едва ли не лучший из оркестровых концертов Филармонии, в феврале рижанин Гинтарас Ринкявичюс одержал победу над Пятой. Не так уж много – но всяко больше, чем у Валерия Гергиева, который в одних концертах цикла не смог повторить былых триумфов, а в других откровенно сыграл Малера на понижение.

Пускай скромный, но стратегически важный успех Филармония закрепила заключительным концертом первого года цикла, давшим старт традиционному летнему фестивалю. И вновь удачу Юрию Темирканову принесла приглашенная звезда – самая крупная из выступавших на площади Искусств в нынешнем довольно бедном на визиты гастролеров сезоне. При спонсорской поддержке Филармонии удалось ангажировать одного из лучших баритонов мира и, возможно, самого авторитетного специалиста по вокальной музыке Густава Малера из современных певцов – Томаса Хэмпсона.

ПоделитьсяПоделиться



Особую пикантность ситуации придавал тот факт, что до сих пор Хэмпсон, если и выступал в Петербурге, то исключительно на мариинской сцене. Филармонии же на сей раз еще и удалось представить певца в неслыханном для Северной столицы амплуа. Гергиев давал возможность местной публике услышать Хэмпсона в сольном концерте (в 2007 году) и в опере (в вердиевском «Симоне Бокканегре», годом позднее), Темирканов презентовал его в вокально-симфоническом репертуаре – «Музыкальную коллекцию»-2010 дирижер и певец открыли исполнением малеровского цикла оркестровых «Песен об умерших детях».

ПоделитьсяПоделиться



Трактовка Хэмпсона практически не изменилась по сравнению с опубликованной лейблом EMI тринадцатилетней давности памятной записью фортепианной версии «Песен» – разве что певец, умудренный за прошедшие годы не столько профессиональным, сколько жизненным опытом, стал подбавлять в голос больше темных красок. И надо заметить, что чудо концерта как раз и заключалось в узнавании отлично знакомых по компакт-диску фирменных хэмпсоновских интонаций и акцентов.

ПоделитьсяПоделиться



Присутствие музыканта на сцене прибавляло интерпретации столько же объема, как если бы снятый в обычной технике фильм вдруг перевели в формат 3D. Чтобы оценить всю глубину и красоту музицирования Хэмпсона, необходимо было увидеть его редкую по своей музыкальности сценическую пластику, небывалую для артистов его уровня скромность и совсем уж удивительное по нынешним временам умение концентрироваться на создаваемом одной лишь вокальной линией образе. Проще говоря, в течение тридцати минут с подмостков большого филармонического зала Томас Хэмпсон занимался трансляцией главных американских ценностей – свободы, демократии и гуманизма. И, конечно, еще одной: способности по-детски удивляться даже тому, что очень хорошо изучено и очень давно присвоено. Наблюдать за тем, как в оркестровых проигрышах Хэмпсон, качая головой, прислушивался к малеровским инструментальным ритурнелям, стоило дорогого.

Дмитрий Ренанский
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба Филармонии (Владимир Постнов).

Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»
 

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close