Авто Недвижимость Работа Арт-парк Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

07:55 17.09.2019

Город

08.01.2010 15:40

Буря в Пальмире – еще не вечер

В Петербурге снова выпал снег, рождественский. Ожидается, что снежный покров достигнет 20 сантиметров. Несмотря на то, что стихия накрыла город в праздничные дни, когда большинству петербуржцев на работу ездить не надо, вопросы об уборке снега с каждым днем только обостряются.

Буря в Пальмире – еще не вечер

В Петербурге снова выпал снег, рождественский. Ожидается, что снежный покров достигнет 20 сантиметров. Несмотря на то, что стихия накрыла город в праздничные дни, когда большинству петербуржцев на работу ездить не надо, вопросы об уборке снега с каждым днем только обостряются.

Беспокойство граждан связано и с тем, что в предыдущие снегопады соответствующие службы не справились, и с тем, что до сих пор непонятно, кто за что отвечает и почему власти оказались не готовы. Разобраться с причинами, а не со следствием попыталась "Фонтанка". Выяснилось, что единого органа, отвечающего за всю систему уборки, нет, старая советская система разобрана на части, и "черные зимы" в последние годы расслабили коммунальщиков.

На вопросы, волнующие большинство петербуржцев, напуганных бурями, ответили директор ГУ "Центр комплексного благоустройства" Сергей Булах, не один год проработавший в системе по уборке улиц, и глава Жилищного комитета Юрий Осипов, который ранее решал подобные проблемы в Приморском районе. Проблемы, впрочем, не исчезли, однако помогли понять, где и почему произошли системные сбои и что будет дальше.

- Гидрометцентр заявлял, что подобного снегопада не было 130 лет. Однако многие помнят снегопады и советского периода, и сугробы 90-ых годов - снег падал регулярно, бури и метели были не редкими, а чтобы дойти до работы или магазина, надевали валенки с калошами. Как же так?

Реклама

- Были снегопады, и по 2-2,2 метра осадков в сезон выпадало, - рассказывает Сергей Булах, - но постепенно, по 5-8 сантиметров в день. Так что расчищать дороги и дворы службы успевали. А тут всего за неделю сначала 20 сантиметров, потом еще 40. И в Рождество ожидается, что выпадет еще 20 сантиметров. Это было настолько неожиданно и так много, что мы вовремя не смогли даже Невский проспект убрать. Сейчас 60-100 тысяч кубов снега ежедневно вывозим. Зиму вообще прогнозировали бесснежную, так еще и за последние годы расслабились. Ведь в декабре выпала двухмесячная норма осадков.

- У кого на балансе вся техника и почему ее не хватает, хотя ежегодно городские службы сообщали о закупке новой?

- Техника всегда была на балансе специализированных предприятий, которые производят уборку города. Все эти ГУПы принадлежат городу. Четыре из них акционированы. Два акционера - коммерческие - Петроградское ОАО "ПАБ" и ОАО «Автопарк №7». Техника как закупалась, так и закупается городом. В последние годы основные акценты делались на чистящую технику. И надо признать, что летом и в межсезонье у нас проблем с уборкой практически не возникает. Пылесосов и поливомоек хватает. Есть и зимняя техника, но та, которая разбрасывает противогололедные материалы. Есть и старые комбинированные дорожные машины со щетками - их износ составляет 70 процентов. Поэтому улицы разгребают машины со щетками, которых 400 единиц в городе. Около 200 единиц тротуароуборочной техники. Всего в городе работает около 1000 машин. Но что это по сравнению, например, с Москвой, где 15 тысяч машин? И в столице ситуация, к слову, не лучше с передвижением по улицам. Только "Автодор" в Пушкине делал упор на приобретение уборочной техники. Поэтому в Пушкине ситуация была хоть и не идеальной, но на порядок лучше, чем в городе.

- Мы все помним, как в советские времена по всем улицам ходили лаповые сборщики с грузовиками. Где они?

- Они с советских времен не закупались. С одной стороны, они в последние годы не были нужны. С другой стороны, приобретать их неграмотно и непроизводительно. Снег упал, сборщик его собрал, загрузил, и все - после этого он стоит под забором. Сейчас речь идет о новой стратегии и переходе на современные технологии. Новые роторные сборщики могут собирать снег в 8-12 раз быстрее и больше лапового. К тому же эта техника многофункциональна. Механизм, который работает зимой под ротором, может летом со щеткой подметать тротуары, с ковшом - грузить пескосоляную смесь, а также снег, и т.д.

- Куда вывозится снег? Раньше сбрасывали в Неву... Помнится, на правительстве принимали постановление о строительстве снегоприемных пунктов для хранения снега.

- Специально оборудованных снежных свалок в городе нет. Снегоприемные пункты построить еще не успели - постановление приняли прямо перед нынешним сезоном. И отсутствие площадок является проблемой. Есть лишь площадки, куда снег складируется. В центральной части города такие есть на Обводном канале, на Шкиперском протоке, на Косе в Петроградском, на Дальневосточном проспекте. В спальных районах - в парках. Всего их полсотни. Но все они уже заполнены. В свое время экологи запретили скидывать снег в водную акваторию. Но мы уже подходим к тому, что без этого не сможем - так быстрее и менее затратно. Первые 5 дней снег лежит белый и не впитавший токсины. Если в Неву его сбрасывать до того, как он превратится в черную массу, - проблем не будет.

Реклама


- Кто дал указание сваливать снег на Дворцовую? Перед новогодними праздниками на площади под снегом оказались коммуникации, необходимые для подготовки праздничных торжеств. Говорят, что организаторам пришлось чуть ли не за свой счет все это разгребать и вывозить.

- Ситуация была иной. Мы изначально делали упор на уборку магистралей и с Дворцовой площади снег просто не вывозили сознательно. Подрядчики нервничали, может быть, еще и потому, что мы на один день сложили на краю площади снег с проезжей части. Но на следующую ночь его увезли. Были прочищены и сами площадки, так что мероприятие удалось.

- В прошлом году проходила презентация снегоплавильных машин. Город купил три канадские машины производительностью 60 кубометров воды в час по цене от 12 до 15 миллионов рублей за каждую. Где они сейчас?

- Несколько штук мы закупили экспериментально. Две сейчас на площадках будут топить снег. Одна из них сейчас на ремонте. Только выяснилось, что использовать их можно в крайнем случае - они потребляют так много топлива, что мы их даже на полную мощность не запускали: по нашим подсчетам, кубометр снега на расстоянии 5 км расплавить получается дороже в несколько раз, чем вывезти. Для удаления снега принято решение городскими властями использовать водоприемные коллекторы, принадлежащие ГУП «Водоканал».

- Когда в городе исчезли лопаты, город закупил еще 2000 штук в Москве.

- В городе закупали все, чем можно было грести: и деревянные, и металлические, и пластмассовые. И администрациям раздавали, и граждан призывали. Ведь если в советские времена в городе было 18 тысяч дворников, то сейчас их намного меньше, в ведении комитета - приблизительно 800 человек. Процентов 10 не вышло на работу, многие заболели. Отчасти виной этому низкая зарплата: от 5-7 максимум до 15 тысяч рублей.

- Но власти же говорили о привлечении курсантов…

- Их и привлекали, но ненадолго. На самом деле надо было справляться со стихией всем миром. Раньше у каждой организации, у каждого предприятия были и люди, и техника, чтобы убирать территорию. Хотя и тогда все платили налоги, никто не возмущался, мол, мы платим, за нас должны убрать. И у каждого автомобилиста была лопатка, чтобы расчищать снег, причем не только вокруг своего автомобиля, но и на всем парковочном месте. Либо надо в разы увеличивать финансирование уборки. В Петербурге стоимость уборки кв. метра 68 рублей. Для сравнения в Москве выделяется по 690 рублей за «квадрат», а в Хельсинки – порядка 900 рублей.

- Зима еще не закончилась. Коллапс продолжится?

- С приходом нового руководителя КБДХ Бориса Мурашова, который даже по ночам объезды улиц в городе делает, ситуация в управлении несколько изменилась. В стадии завершения находится стратегия перехода на новые технологии. Мы должны максимально уйти от соли и быстро удалять выпавший снег. Этой зимой мы уже не успеем внедрить все задуманное, но к следующей придем с другим пониманием ситуации и с другими техническими возможностями. Не сомневаюсь, что это время придет. И думаю, что очень быстро. Город этого заслуживает.

- Глава Жилищного комитета Юрий Осипов рассказал "Фонтанке" о ситуации с уборкой дворов. Ибо именно эта тема стала больной для всего города.

Выяснилось, что сами дворники не подчиняются ни районам, ни Жилищному комитету, ни КБДХ. После реформы жилищно-коммунального комплекса их стали нанимать управляющие компании, ТСЖ и т.п. То есть эта сфера перешла в малый бизнес. Конкурсы проводят жилищные агентства, которые, в свою очередь, находятся в ведении районных администраций. Жилищный комитет если и может «надавить», то только авторитетом.

- В городе 7 тысяч дворников. Когда я был главой Приморского района, только в одном моем районе было 3000 дворников. Так что этого катастрофически не хватает. Ведь крупная техника во дворы зайти не может, а малая с обработкой такого количества снега не справляется. Я намерен переговорить с губернатором, чтобы жилищные агентства обратно передали комитету. А на управляющие компании мы будем в суды подавать из-за того, что из-за плохой очистки территории у граждан произошли травмы: и переломы ног, и сотрясения головного мозга. Может быть, это на них подействует.

- Сколько дворов за праздники удалось очистить?

- В Петербурге всего 14 тысяч дворов. 70 процентов мы убрали. В день справляемся примерно с 1000. Со 2 числа параллельно начали очищать кровли и сбивать сосульки. Все это сбрасывается на тротуары, так что уборку и вывоз снега нужно начинать по новой.

Еще одна тема, которую не смогла обойти «Фонтанка», - это призывы властей соблюдать правило чет-нечет при парковке автомобилей и эвакуация транспорта, мешающего уборке.

- Официальных данных о том, сколько было увезено машин, не соблюдающих это правило, нет. А ажиотажа на улицах замечено не было. Ведь соблюдать это правило водители обязаны лишь там, где висят соответствующие знаки. Так что формально забирать машины на штрафстоянки незаконно, а переставлять в другое место равносильно угону. Отчасти поэтому эвакуационные компании не торопятся заниматься освобождением улиц для уборки: ведь раньше за их услуги платили сами автомобилисты, а теперь средства на эвакуацию закладываются в бюджете. Но их немного – всего 200 миллионов на год, чего хватает на уборку всего нескольких машин в день в каждом районе города. И сверхсрочно работать никто не горит желанием.

Закончить предварительный обзор ситуации в городе хочется не анекдотическим парадоксом, но медицинским фактом, который не позволит соблюдать правило чет-нечет: как известно, женщины постоянно путают чет-нечет, так же, как право и лево. А их среди петербургских автомобилистов более чем достаточно. Даже губернатор города Валентина Матвиенко, призывая автомобилистов к соблюдению этого правила, оговорилась: «По четным дням надо оставлять машины на правой стороне улицы, по нечетным – на левой». Что напомнило старый анекдот: прохожий спрашивает, где противоположная сторона улицы, а когда ему отвечают: "Напротив" - восклицает: «Так я там спрашивал, меня сюда послали».

Александра Медведева, Фонтанка.ру

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор