«Курс на обновление школы ревизии не подлежит», - заявила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, выступая перед учительской общественностью на ежегодном городском педсовете. Чиновники уверены: несмотря на трудные времена, школа все равно будет меняться только к лучшему. Правда, именно кризис «подбрасывает» новые проблемы, которые необходимо срочно решать. Причем не всегда с помощью денег.
«Курс на обновление школы ревизии не подлежит», - заявила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, выступая перед учительской общественностью на ежегодном городском педсовете. Чиновники уверены: несмотря на трудные времена, школа все равно будет меняться только к лучшему. Правда, именно кризис «подбрасывает» новые проблемы, которые необходимо срочно решать. Причем не всегда с помощью денег.
Направление на качественно новое образование было взято руководством страны, а, соответственно, чиновниками на местах и педагогами 4 года назад. За это время в петербургских школах поменялось многое — начали активно строиться новые здания, обновляться оборудование, в образовательные учреждения пришли цифровые технологии, о которых раньше учителя знали лишь понаслышке. Как дело обстоит в других регионах, судить сложно. Министерство образования и науки России утверждает, что приблизительно так же.
С одной стороны, можно сказать, что современным школьникам повезло. С другой, они испытывают на себе не только плюсы жизни в эпоху перемен. Потому как перемены во внутреннем содержании школьной жизни не всегда радуют.
От внедрения системы единого государственного экзамена пострадали все — и дети с родителями, и учителя, и вузовские работники. Правда, по мнению губернатора Петербурга, ЕГЭ - это не так и плохо: коррупционная составляющая при окончании школы и последующем поступлении в вузы сошла на нет. Но «за бортом» и школы, и вуза только в Петербурге оказались 845 выпускников из 31 тысячи — они не сдали ЕГЭ и не получили аттестат. «С каждым таким случаем необходимо разобраться», - считает Валентина Матвиенко и отмечает, что задача города состоит в том, чтобы эти ребята не скатились на дно.
«Лить крокодиловы слезы по старой жизни, в которой не было ЕГЭ, бессмысленно», - предупреждает губернатор Петербурга. По ее мнению, необходимо в ближайшее время разработать методику, которая раскрепостит ребенка, чтобы он смог написать тест. При этом Валентина Матвиенко уверена в том, что нельзя превращать урок в дрессировку: подготовку к единому госэкзамену нужно переводить на внеурочное время.
Пока неповоротливая государственная машина сможет придумать, как спасти детей от натаскивания, пройдет немало времени. Выпускникам же 2009 года пришлось справляться с непонятной пока еще системой, изучать многочисленные документы, регламентирующие процесс окончания школы и поступления. И именно «натаскивать» себя на написание теста. Не потому, что глупее последующих поколений, а потому, что просто привыкли к совсем другой системе обучения.
Результаты ставшего притчей во языцех ЕГЭ по литературе этого года в Петербурге показали, что к книге современные дети, мягко говоря, не приучены. Сейчас петербургские власти пытаются придумать каким образом заставить молодое поколение читать не краткое содержание «Войны и мира» на пяти страницах, а полную версию произведения Льва Толстого. «Давайте думать, как усадить школьника за книгу. Интернет — способ получить информацию, книга — способ научиться мыслить», - говорит Валентина Матвиенко.
А директор центральной городской публичной библиотеки имени Маяковского Зоя Чалова приводит ужасающие цифры. Дело в том, что существует международная программа, тестирующая уровень знаний детей по различным предметам. В нее входит 60 стран, в том числе и Россия. И если еще в 2001 году страна, которая некогда считалась «самой читающей в мире», занимала 32 место в рейтинге знания литературы, то в этом году опустилась на 44-е, оказавшись, по словам Зои Чаловой, «после Африки и каких-то непонятных стран».
Лучше всех в мире литературу, кстати, знают наши ближайшие соседи — финны. «Там самые лучшие, самые интересные, самые хорошие библиотеки в мире», - говорит директор Маяковки и приводит еще более неприятные цифры: за последние несколько лет доля читающей молодежи в России снизилась с 48 до 28 процентов, а «взрослое население вообще практически перестало читать».
Специалисты говорят: современным родителям легче говорить с ребенком о сериале или поведении друга, чем о прочитанных книгах. Возможно, именно в этом кроется нежелание большинства детей читать: просто не приучены. Стараниями школьных учителей, конечно, можно привить определенный набор знаний, который забудется через несколько лет. Главное, чтобы чиновники нашли возможность и силы признать, что цифровые технологии — еще не все, и помогли педагогам найти способ научить детей думать.
Возможно, сделать школьников более «продвинутыми» сможет и еще одно новшество министерства образования и науки — новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Испытать новинку на себе детям предстоит уже 1 сентября 2010 года. Однако, чем грозят обновленные стандарты, пока сказать сложно: проект пока еще дорабатывается. Но уже сейчас понятно, что разработчики (Российская академия образования) опирались в первую очередь не на пожелания педагогов, а на мнение родителей и государственный заказ. В новых ФГОСах впервые за новейшую историю России сформулирован воспитательный идеал. Так что, возможно, в ближайшем будущем в стране появится поколение патриотов.
Пока же понятие о патриотизме размыто. Многие современные дети не всегда могут назвать даты начала и окончания Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. На фоне отсутствия идеалов «голову поднял» экстремизм, появились новые направления молодежной субкультуры. Об этом тоже говорили на педсовете, как и о том, что педагоги должны оберегать своих воспитанников от крайних проявлений «безыдейности».
Марина Зеленая, Фонтанка.ру