Россия впервые за последние 34 года построила дизель-электрический ледокол.
Многофункциональный ледокол «Москва» принципиально нового класса, аналогов которому не строила еще ни одна отечественная верфь, успешно прошел ходовые испытания.
Отныне порт приписки судна - Санкт-Петербург. Планируется, что «Москва» приступит к проводке судов в акватории Финского залива уже в зимнюю навигацию 2008 года.
Прежде Россия заказывала все неатомные ледоколы за рубежом. Но в 2004 году верфи Объединенной промышленной компании (ОПК) выиграли международный тендер на строительство серии ледоколов для Росморпорта. Учитывая сжатые контрактные сроки, предприятия ОПК приступили к строительству ледоколов еще до утверждения технического проекта.
Оперативные конструкторские решения вносились в проект судна уже в процессе постройки. Ледокол был спущен на воду в мае 2007 года и после всех испытаний был представлен госкомиссии в ноябре 2008 года. Нареканий не возникло - во время испытаний ледокол показал отличные ходовые качества и исправность работы бортовых систем.
Технический проект ледокола разработан специалистами ОПК при участии ЦКБ «Балтсудопроект». К слову, судостроительные предприятия, входящие в Объединенную Промышленную Корпорацию, имеют более чем 80-летний опыт постройки судов ледового класса (в 2007 году был достроен самый большой в мире атомный ледокол – «50 лет Победы»).
Линейный дизель-электрический ледокол «Москва» представляет собой двухпалубное судно, на котором предусмотрена площадка для приема вертолета. Водоизмещение ледокола составляет около 10 тыс. тонн, длина - 116 метров, ширина - 26,5 метра, осадка - 8,5 метра, скорость хода на чистой воде - 17 узлов. Команда судна - 26 человек.
Ледокол «Москва» предназначен для проводки крупнотоннажных танкеров шириной 40-50 метров, буксировки судов во льдах и на чистой воде, выполнения аварийно-спасательных работ и оказания помощи судам, а также для борьбы с разливами нефти и химикатов в открытом море и тушения пожаров.
Корпус ледокола рассчитан на толщину проходимого льда более 1 метра. Форма корпуса ледокола спроектирована с учетом новых технологических разработок по снижению энергозатрат на разрушение льда и улучшению эксплуатационных качеств судна.
Ледокол оснащен двумя полноповоротными винторулевыми колонками, благодаря чему судно обладает повышенной маневренностью. Уникальное устройство движительного комплекса позволит судну с большей эффективностью расширять и расчищать ледовый канал. Такие характеристики наиболее оптимальны для использования судна в акватории Финского залива.