45 лет назад наравне со следствием прокуратуры указом Верховного Совета РФ были созданы органы предварительного следствия при МВД. За это время милицейские следователи успели «перетянуть на себя» расследование большей половины уголовных дел. И если в 1963 году 9 тысяч человек занимались следствием по 63 составам преступлений, то сейчас таких составов 130 — это практически 94% от всех преступлений. Среди них не только кражи и грабежи, но и бандитизм, организация преступного сообщества, продажа оружия и наркотиков, финансовые пирамиды и мошенничества на строительном рынке. Об этом и не только в беседе нашего корреспондента с начальником ГСУ Александром Романовым.
- Мы расследуем 58% от всех преступлений в Петербурге, 33% приходится на долю органов дознания, 6,3% - следственного управления, меньше 3% уголовных дел расследует Госнаркоконтроль. Такой объем - это не только большая работа, но и большая ответственность. Среди главных проблем управления — кадровый состав. Более 60% следователей имеют стаж работы до трех лет. При этом нагрузка на одного следователя - от 80 до 130 уголовных дел, при норме в 30. Из-за этого, низкой зарплаты и не самого лучшего имиджа профессии в целом к нам не идут представители мужской части населения. На данный момент состав ГСУ на 60% состоит из женщин.
- Александр Владимирович, среди последних дел ГСУ расследование по финансовой пирамиде «Рубин» и аналогичной «Ладоге», где дело передано в суд. По вашему мнению, возникновение таких структур, аналогичных тем, что были в начале 90-х, - это свидетельство прорех в законодательстве или простодушие наших граждан?
- Я эту ситуацию определяю так: N-ная часть населения, по всей видимости, понимает на определенном этапе, вкладывая денежные средства, что есть возможность получить какую-то действительную прибыль. Это категория так называемого первого или второго круга, она, как правило, не столь значительна. Потом происходит нарастание, и уже на 3-4 уровне подходят те простодушные граждане, которые покупаются на ситуацию с получением первичной прибыли. За счет них расширяется денежная масса до какого-то критического момента, и потом пирамида рушится.
- Большой резонанс вызывают в последнее время дела об обманутых дольщиках, которые также расследует ваше управление. Можете назвать основные объекты и количество потерпевших по ним.
- Не хочу останавливаться на этом вопросе. Объясню почему. Практически все те дела, которые находятся у нас, являются предметом обсуждения, в частности, на антирейдерской комиссии в администрации Петербурга. Нашего представителя привлекают на эти заседания, но знаете, в чем самая основная беда — как правило, когда мы сталкиваемся с мошенничеством такого рода, выявляем виновного и привлекаем его к уголовной ответственности - это не помогает вернуть людям собственность. Поэтому мы все чаще в этих вопросах говорим о необходимости взаимодействия. Что прежде всего волнует людей? Либо возврат денежных средств, причем на тот конкретный период, когда произошло мошенничество, либо предоставление им жилой площади. Мы заканчиваем расследование уголовного дела, и что дальше? Человек признан мошенником, человека осуждают, но люди как были обманутыми дольщиками, так ими и остались. Эта тематика достаточно болезненна для нас: там есть и успехи, но в большинстве своем законодательство, связанное со строительной сферой, настолько сложное и тяжелое, что мы зачастую упираемся в определенные нормотворческие тупики. Простая схема: контора-застройщик, с ней произошла неприятность, например, банкротство. Есть ее правопреемник и так далее — может быть очень большая цепочка. Отношения с дольщиками у одной конторы одни, у другой другие, правопреемник начинает распределять жилье между теми, кто встал у него в очередь сначала, другие остаются опять ждать, причем не всегда понятно, будет ли результат. И внутри каждой такой ситуации возникают такие круги. На данный момент от 15-20% преступлений экономической направленности, которые мы расследуем, дольщики составляют 0,5%. За последние два года у нас их было 15-18 крупных дел.
- А как продвигается дело с экстрадицией из Франции президента Ассоциации строящихся кооперативов жилья «Вега-Комплекс», который в Петербурге обвиняется в мошенничестве в отношении дольщиков на 42 миллиона рублей?
- Не очень хочется загадывать, но надеемся, что буквально в конце апреля у нас появится свет в конце тоннеля.
- А на какой стадии сейчас расследование ДТП на Ириновском проспекте, в котором погибла трехлетняя девочка и пострадали трое взрослых? За рулем был бывший сотрудник милиции.
- Сейчас проходят медицинская и автотехническая экспертизы. Они продлятся около месяца, после чего мы планируем направить дело в суд. Там ситуация простая: человек в состоянии алкогольного опьянения выехал на пешеходную часть и сбил людей.
- Он вину свою признает?
- Да, полностью.
Говоря об успехах своего ведомства в прошедшем году, Александр Романов отметил расследование дел о бандитизме, в рамках которого уже арестовано 10 человек, дело о барсеточниках, которое в конце прошлого года ГСУ передало в суд, пресечение канала поставки героина в Петербург, в рамках которого сотрудники УБОПа не только изъяли крупную партию наркотика, но и оружие. Приходится работать следователям и с «культурными преступниками»:
- В прошлом году мы смогли завершить дело десятилетней давности о похищении старинной гусарской шапки из музея Суворова. Несколько лет назад мы ее нашли, и только к концу прошлого года нам через Росохранкультуру удалось ее вернуть.
Татьяна Востроилова
Фонтанка.ру
Главное следственное
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ