Сейчас

+22˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+22˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 21

4 м/с, зап

764мм

55%

Подробнее

Пробки

4/10

ГРАНИТ ДО ПЕТЕРБУРГА НЕ ДОВЕЗЛИ...

547

На каменистой банке Пааслуото, что в Выборгском заливе, подводные археологи из общества «Память Балтики» нашли останки старинного русского судна. Они имели самое непосредственное отношение к Санкт-Петербургу и, соответственно, к его 300-летию.

22 июня 1790 года в Выборгском заливе состоялось сражение между русским и шведским флотами, впоследствии названное «Балтийским Трафальгаром». В нем наши моряки истребили более 90 вражеских кораблей, не потеряв ни одного своего. С 1992 года общество «Память Балтики» ведет здесь научные изыскания. Подводным археологам доселе попадались лишь обломки шведских кораблей, в том числе трех линкоров: «Hediving Elisabeth Charlotta», «Lovisa Ulrika» и «Enigheten». И вот буквально на днях они наткнулись на объект, который и не чаяли найти.

ПоделитьсяПоделиться
ПоделитьсяПоделиться

Принадлежащее клубу «Катран» водолазное судно «Мичман Чайкин» - именно на нем, оборудованном 2-камерной барокамерой, спутниковой навигационной системой и подводным телевизионным комплексом, подводные археологи из «Памяти Балтики» совершили почти все свои экспедиции – на этот раз оказалось в ремонте. Летняя экспедиция 2003 года находилась на грани срыва, но тут на помощь пришли руководители клуба подводного плавания «Тритон» Михаил и Екатерина Шипулины. Они дали коллегам водолазный катер. На нем археологам предстояло опробовать новый гидролокатор бокового обзора, который оказался в их распоряжении всего на два дня. Но даже за этот короткий срок прибор обещал стать серьезным подспорьем в подводных изысканиях.

Поначалу надежды на технику не оправдались: сонар выдавал что-то непонятное. Тогда его антенну решили прикрепить не на носу катера, а на корме. И сразу все встало на место. Кстати, выяснилось, что показания локатора, зафиксировавшие местонахождение линейного корабля «Lovisa Ulrika», полностью совпали с расчетами российских штурманов, сделанным еще в XVIII веке. Но самое интересное было впереди.

На восточной отмели каменистой банки прибор показал незнакомый контур. Водолазы спустились примерно на 10-метровую глубину и долго плавали среди переплетения остатков истлевших шпангоутов и груд сломанного такелажа. Вскоре на палубу «Тритона» стали поступать первые находки – кирпич, фрагмент рангоута, якорный рог с лапой (когда водолазы коснулись самого якоря руками, он попросту развалился на части), деревянное украшение, жернов. И наконец – кусок обработанного гранита.

ПоделитьсяПоделиться
ПоделитьсяПоделиться

В беседе с корреспондентом «Фонтанки» президент общества «Память Балтики», кандидат исторических наук, контр-адмирал запаса Константин Шопотов привел неопровержимые доказательства того, что все найденное - это останки грузового парусного судна, построенного в петровские времена. Оно с грузом гранита шло от местных каменоломен в сторону строящегося Петербурга. К сожалению – не дошло. «Шведы в основном строили корабли из дуба, и только русские – из сосны – это раз. Судно мы нашли в том месте, в котором иностранному кораблю, да еще с таким грузом, делать просто нечего – это два. Только на русских судах были введенные Петром Первым четырехлапые якоря-кошки, потом перешедшие на герб Санкт-Петербурга – это три. И, наконец, поднятые со дна элементы такелажа являются образцами традиционно русской работы. Так что никаких сомнений – нами впервые в водах Выборгского залива найдены останки русского корабля первой половины XVIII века. Свою находку мы посвятили юбилею города», - слова Константина Антоновича звучали по-военному веско.

К сожалению, лишь водолазам из общества «Память Балтики» удалось воочию увидеть все судно целиком. Правила подводной археологии строги – найденное судно, если оно такое ветхое, лучше всего оставить в морской пучине. Доказательствами в этом случае будут данные фото- и видеосъемки. Все поднятые раритеты уже переданы в Музей подводной археологии, расположенный в Выборгском замке.

ПоделитьсяПоделиться
ПоделитьсяПоделиться

Впрочем, исследовательская программа общества «Память Балтики» на этом не заканчивается. Подводные археологи продолжат изыскания в бухте Дальней, на очереди – исследования в бухте Купеческой, что в Петродворце. К сожалению, эти планы могут не осуществиться: у общества по-прежнему нет судна. Именно в ходе работ на затонувшем «гранитном» паруснике археологам однажды пришлось воспользоваться надувной резиновой лодкой без мотора, которую на банку Пааслуото привел на буксире рыбацкий кунгас.

Аркадий Орлов

Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close