Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 20

0 м/с, штиль

760мм

89%

Подробнее

Пробки

1/10

Деньги - вперед.

184

Нас заставляют платить не за сервис, а за реформы, которые еще и не начались

Жилищно-коммунальная реформа началась (как и прочие реформы) с повышения цен: платежи за полгода выросли примерно на треть. К непрерывному росту цен все давно привыкли, но подорожание «коммуналки» имеет неприятную особенность — это тот вид расходов, на котором не сэкономишь. Можно экономить на питании, одежде, отдыхе, даже на электроэнергии. Но за «коммуналку» приходится платить именно ту цену, что нам назначили.

Сегодня мы оплачиваем, по официальным данным, 35 процентов затрат на содержание жилого фонда, через два-три года будем платить все сто процентов — втрое больше нынешнего. Взамен должны, по замыслу авторов реформы, получить чистые лестничные площадки, благоустроенные дворы и высшего качества сервис со стороны сантехников и водопроводчиков.

Откуда все это возьмется? Разумеется, простое повышение квартплаты к высотам сервиса не приведет. В коммунальной сфере и сегодня средняя заработная плата заметно выше среднегородской — 4200 рублей. Суть реформы в том, что вместо получающих гарантированную зарплату дворников, кровельщиков, стекольщиков и водопроводчиков наши дома будут обслуживать частные коммерческие фирмы, выбираемые по конкурсу. С такой фирмы можно будет в случае нарушения обязательств спросить по всей строгости — вплоть до взыскания неустойки. Да и сами коммерсанты будут стремиться работать на совесть, чтобы не потерять заказ.

Напомним, что впервые эту схему пытались внедрить еще пять лет назад. Тогда она провалилась, потому что, по официальной версии, существовавшие пять лет назад расценки на уборку дворов и лестниц не устраивали подрядчиков. Нынешние расценки должны, по замыслу, быть более привлекательными. Инициативные люди, организовав «коммунальные» фирмы, могут зарабатывать неплохие деньги, особенно если внедрят какие-то технические новшества.

Впрочем, все это теория. Мы решили узнать, как же идут жилищно-коммунальные реформы на практике. Для примера взяли Петроградский район.

Директор Петроградского РЖА Евгений Моторин для начала «открыл нам глаза» насчет зарплат. По его словам, дворник у них в районе получает 2 тысячи рублей, сварщик 3 тысячи. Потому с квалифицированными кадрами проблема — о зарплате меньше 5 тысяч они и разговаривать не хотят. Раньше можно было людей хотя бы служебной жилплощадью привлекать (в перспективе служебная квартира могла стать обычной), а теперь жилье дается только на период работы. В девяностые годы, когда заводы сокращали людей, проблем с кадрами было меньше, а теперь все идут в промышленность. В целом, по словам директора РЖА, система жилищно-коммунального хозяйства из-за недостаточного финансирования работает в аварийном режиме.

Может, дело в том, что Петроградский район — один из старых? 30 процентов зданий нуждаются в капитальном ремонте, 12 процентов квартир лишены горячей воды. Естественно, денег на все не хватает.

Зато Московский район, в отличие от Петроградского, один из самых благополучных, неоднократный победитель конкурсов благоустройства. Однако директор Московского РЖА Александр Молакевич буквально во всем повторил жалобы своего коллеги из Петроградского района. Некому подметать улицы — не хватает около ста дворников. Удается содержать в порядке лишь кварталы вдоль правительственной трассы — Московского проспекта. А в глубине района — типичный городской пейзаж: островки мусора, прогнивший асфальт и ржавые баки вместо клумб во дворах.

Начальники районных жилищных управлений не дали нам прямых ответов на вопрос о том, как, собственно, идет у них жилищно-коммунальная реформа: внедряется ли обслуживание по подряду, есть ли конкуренция между фирмами-подрядчиками, устраивают ли их нынешние расценки. Разговор переводили на то, что нужно больше создавать товариществ собственников жилья (ТСЖ) и кондоминиумов (это почти одно и то же), которые сами находят для себя обслуживающие фирмы. Но создавать их трудно, к примеру в Петроградском районе их всего восемь, да и в Московском примерно столько же, потому что для создания ТСЖ дом должен быть «социально однородным», то есть без малоимущих и льготников.

Судя по нежеланию ответственных лиц сообщать, что же, собственно, в их районах делается под флагом реформы, до широкого внедрения подрядной системы еще далеко. Жилищно-коммунальные руководители хотели бы записать всех горожан в ТСЖ, которые сами решают свои проблемы и не доставляют никому хлопот. Но почему, собственно, всех нужно непременно записывать в ТСЖ? Идея реформы в том, что своеобразным товариществом становится целиком район или его значительная часть. А райжилуправление выполняет те же функции, что в кондоминиуме правление, — заказывает работы коммерческим фирмам. Но вот почему-то не идет дело — и все. В очередной раз повышение цен опережает сами реформы. Мы по-прежнему имеем услуги того же качества, что и раньше.

Почему же коммерсанты не спешат занять одну из немногих свободных рыночных ниш, открыть бизнес, пока еще в этой сфере нет острой конкуренции? Ответ на этот вопрос нам пришлось узнавать окольными путями, и собеседники категорически настаивали, чтобы их фамилии не были нигде упомянуты. Так вот, по словам руководителей «коммунальных» коммерческих фирм, уборка улиц и лестниц им действительно неинтересна. Хлопот много, прибыль фиксированная, а главное — качество работы легко контролируется. Начнут жильцы, узнав, что их обслуживает частник, писать жалобы — ходи потом, оправдывайся. Зато острейшая конкуренция идет за другие виды работ — разного рода покраски, побелки и прочие ремонты. Но новичку соваться сюда бесполезно. Победитель определен заранее. Он предлагает самую низкую цену, но при этом умудряется получать сверхприбыль. Как именно? Все происходит у нас на глазах. Все мы не раз видели, как маляры красят или белят фасад дома прямо по старой побелке, может, местами только ее отколупав. Маляры красят какие-нибудь ограждения прямо по старой краске и даже по грязи. Между тем у них в контрактах записано, что до побелки, к примеру, фасада отскабливается вся старая побелка, замазываются все трещины, заштукатуриваются обветшавшие поверхности и только потом наносится свежее покрытие. Металлические поверхности так же отмываются, зачищаются, грунтуются и только потом идут под покраску. Если фирма не распишет в конкурсной документации все работы строго по технологии, ее просто не допустят к участию. Так что по бумагам у победителя все в порядке. Но вместо трех-четырех трудоемких операций фирма выполняет одну — самую простую. А деньги идут за весь объем работ.

Между прочим, при работе на домах, принадлежащих ТСЖ или кондоминиумам, такие номера не проходят. А с чиновником проблем нет. Чиновник — он ведь не для себя услугу заказывает, на качество он глаза закрывает. Тем более что руководитель подрядной фирмы, как правило, его давний знакомый.

А теперь задумаемся над вопросом: изменится ли что-нибудь к лучшему в этой системе при дальнейшем росте квартплаты — от нынешних 35 до будущих 100 процентов? Надежды на это минимальны. Возможно, более привлекательными для коммерсантов станут уборочные и сервисные работы. Но где гарантия, что и здесь не будет использоваться та же схема, что при ремонтных работах? К примеру, уборщица смахнет тряпкой пыль с подоконников в подъезде, а фирма получит деньги как за генеральную уборку с мойкой лестниц и стекол с шампунями и порошками.

Говорят, что качество всех работ будут контролировать жильцы — высокая плата за жилье заставит их быть придирчивыми к качеству услуг. На самом деле это лишь благие пожелания. Жильцы — это не политическая партия, способная к организованным действиям. Люди могут писать заявления, звонить с жалобами, но когда жалобы хоть что-то меняли в нашей жизни?

Нет, мы отнюдь не против реформ вообще и жилищно-комунальных в частности. Но, если речь идет о рыночных реформах, давайте и проводить их по-рыночному: на сколько увеличилась плата за жилье, на столько же должен вырасти и уровень сервиса. Пока что мы платим по новым ставкам, ничего не получая взамен, и неизвестно, когда получим. Судя по состоянию на сегодняшний день, система подрядов, даже когда она войдет в жизнь, ничего не изменит. Может, действительно, нужно каждый дом превращать в ТСЖ? Может, скидываться всем миром на зарплату собственному, выбранному жильцами управдому, который будет нанимать и контролировать подрядчиков? Возможны варианты. Но тот, что реализуется сейчас — авансовая оплата неизвестно каких реформ, — самый худший.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close