В последнее время политики, когда хотят аргументировать свою позицию, часто ссылаются на общественное мнение. Обсуждают перестановки в правительстве или как сейчас – ситуацию с Валентиной Матвиенко - и обязательно кивают на рейтинги. Я это называю рейтинговыми войнами. И честно скажу: они меня уже достали.
Я часто не понимаю, как эти рейтинги составляются. Иногда делают интерактивные голосования во время телепередач – это одно. Иногда это отклики на сайтах и форумах – это другое. Такие опросы отражают мнение узкой группы людей. Но даже если рейтинги получены научным методом, выборка репрезентативная, вопрос составлен правильно, то все равно результаты нельзя использовать как истину в последней инстанции. Рейтинг – лишь одна из составляющих оценки ситуации и пользоваться им повсеместно нельзя. В первую очередь он нужен не публике, а самим политикам: чтобы понять, что происходит, держать руку на пульсе. Не более того. А сейчас результаты опросов вытаскивают на самое острие политических скандалов, связанных с отставками или кадровыми перемещениями, как, например, у Матвиенко.
Рейтинги подвержены колебаниям, они могут меняться в зависимости от сезона и даже от погоды. Или из-за событий, на которые городское правительство влиять никак не может. Например, самый низкий рейтинг у губернатора был, когда вводилась монетизация льгот. Хотя к ней петербургские власти отношения не имели. А потом пришла весна, и рейтинг восстановился. Он всегда растет весной. И ближе к лету, перед сезоном отпусков. Перед Новым годом – тоже. И после «Алых парусов». Так что колебания сезонные, они часто вообще не связаны с реальным отношением к политику. Социологи измеряют температуру в обществе, но она не связана с каким-то одним показателем.
Результатами опросов обычно оперируют, чтобы показать: мол, большинство хочет того-то. Однако жизнь учит, что большинство далеко не всегда право. Например, когда речь заходит о градостроительстве, общественное мнение с исторической точки зрения часто оказывается неправильным. А если темой опроса становится экономика – то так происходит почти всегда.
Социология – повод для размышлений. Она нужна, чтобы понять, что произошло, почему это случилось и что делать дальше. А не для того, чтобы бороться друг с другом. Мы, социологи, стали заложниками этих рейтинговых войн. А что касается рейтинга Валентины Матвиенко, цифр называть не буду, но скажу: он у нее достаточно высокий, чтобы выиграть выборы любого уровня. Более того, я абсолютно уверена, что уже к концу июля рейтинг поднимется, поскольку при расставании люди чаще вспоминают только хорошее. А хорошего для Петербурга, согласитесь, Матвиенко сделала действительно много.
Татьяна Протасенко, старший научный сотрудник Института социологии РАН, руководитель социологического центра «Мегаполис»