Террористические акты обнажили ряд проблем на транспорте, которые до января 2011 года властными структурами практически не замечались. Ленобласть тоже не может похвастаться хорошей инфраструктурой и обеспечением безопасности на транспорте, что наконец и осознали руководители профильных ведомств. О том, как будет решаться этот вопрос — в материале 47News.
Хуже "Хромой лошади"
«Не было бы счастья - да несчастье помогло», - так можно охарактеризовать ситуацию, которая творится сейчас в транспортной области Ленинградской области. Все помнят разнос, который устроил президент Дмитрий Медведев во время посещения Киевского вокзала в Москве. Тогда выяснилось, что железнодорожные вокзалы абсолютно не соответствуют нормам безопасности на транспорте. После этого руководители профильных министерств получили «по голове».
Принцип «нет злее начальника, которому сделал замечание его начальник», как известно, в России действует на протяжении веков, и случай с Киевским вокзалом не стал исключением. После этого инцидента уже не только федеральные, но и региональные ведомства принялись изучать подконтрольные транспортные объекты. В частности, проверялись на предмет соответствия нормам транспортной безопасности автовокзалы 47 региона.
Радостной картины не получилось. Как выяснилось, на сегодня только два автовокзала в Ленинградской области отвечают требованиям безопасности - Тихвинский и Северный (рядом со ст. м. «Девяткино» - прим. ред.). Об этом в четверг, 24 марта, на совещании консультативного совета по вопросам организации транспортного обслуживания населения в пригородном и межмуниципальном сообщении Ленобласти заявил генеральный директор ОАО «Леноблпассажиравтотранс» Юрий Гулевский.
Причем, если по поводу первого у собравшихся вопросов не возникло (новый автовокзал в Тихвине открылся всего лишь год назад), то по поводу соответствия второго каким-либо нормам вообще вопросы появились сразу. «Насчет вокзала в Девяткино вы все-таки преувеличиваете», - заметил заместитель председателя комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Алексей Никифоров.
Впрочем, что весьма необычно для совещаний в правительстве Ленинградской области, приукрашать факты никто как раз не собирался. «Зачастую автовокзалы в Ленинградской области не отвечают даже минимальным требованиям – на них нет залов ожиданий, комнаты матери и ребенка, мест отдыха для водителей и много чего другого. Некоторые вокзалы даже по внешнему облику не соответствуют никаким требованиям», – сокрушался Гулевский. «Все помнят клуб «Хромая лошадь». У нас на вокзалах ситуация еще хуже, чем там, ведь арендаторы ставят дополнительные электросети, что чревато последствиями», - добавил он.
Косметикой не отделаешься
С нагрузки на электросети и решено было начать. Не секрет, что на областных вокзалах полно ларьков, кафе и магазинов, что безопаснее и красивее их безусловно не делает. «Максимум, что может быть — это автомат с кофе на вокзале, но кафе и ларьков там быть не может», - то ли пригрозил, то ли пообещал Алексей Никифоров.
Впрочем, понятно, что косметическими мерами тут явно не отделаешься. По замыслу чиновников, Северный вокзал будет переделан в некий логистический комплекс, который поможет регулировать потоки автомобилей. Также в скором времени должен появиться автовокзал в Кудрово. Ведутся переговоры о строительстве автовокзалов в ряде других районов.
К примеру, по словам Гулевского, в Сосновом Бору под это уже выделен участок, в Кингисеппе и Ивангороде этот вопрос тоже проработан. По данным Никифорова, компания NAI Becar уже обратилась к правительству региона с предложением участвовать в строительстве и реконструкции автовокзалов.
По мнению чиновников, должен быть положен конец и беспорядочному движению автобусов. «Все рейсовые автобусы сейчас останавливаются хаотично и непонятно где. С появлением же новых вокзалов и реконструкцией старых, автобусы должны будут заходить в муниципальные вокзалы», - пояснил глава «Леноблпассажиравтотранса».
Ни денег, ни желания
Между тем, одна из основных проблем — не наличие частных лавочек на территории вокзала или несоблюдение водителями расписания, а то, что муниципальные автостанции зачастую никому не нужны. Принадлежат они муниципальным предприятиям, которым развивать этот сектор почему-то не с руки — к примеру, владелец автовокзала в Луге вообще находится в состоянии банкротства.
«Вы поймите, это взаимообратный процесс. Как только пассажир поймет, что он сможет с комфортом передвигаться, то он будет ездить. Во время поездок ему надо будет есть, спать... Одно цепляется за другое: раз, и вроде гостиница новая появилась. Если же к этому прибавится возможность получения электронного билета, вежливый, доброжелательный персонал, то гости будут приезжать не только в Питер, но и в Ленинградскую область», - заметил присутствовавший на совещании директор ОАО «Барнаульский автовокзал» Евгений Устюгов. Но как решать проблему зависимости состояния автовокзалов от местных властей — пока не известно.
Не был толком оговорен и другой вопрос — финансовый. «Поверьте, реконструкция и строительство вокзалов - это недешевое удовольствие», - пояснил Юрий Гулевский. Так, для того, чтобы вокзалы соответствовали нормам безопасности, необходимо вложить в каждый из них около 7 млн рублей — на создание системы видеонаблюдения, установку ограждений, наем охранных предприятий и т. д. Около 20-40 млн рублей требуется на реконструкцию автовокзалов, и это без стоимости земельных участков. Понятно, что в муниципальных бюджетах такие суммы вряд ли сыщутся, а найдутся ли инвесторы, готовые вложить эти немалые средства в не слишком прибыльное предприятие, остается пока открытым.
К слову, единственное,что пока известно точно — это то, что «помогут» в соблюдении требований безопасности на транспорте федеральные чиновники. В ближайшее время все автовокзалы должны пройти процедуру «оценку уязвимости вмешательства». (Почему-то транспортные чиновники очень боятся использовать более короткое и доходчивое слово «теракт»).
«Нам было сообщено, что негласно представители федеральных ведомств ездят по вокзалам. К примеру, оставит проверяющий сумку, а сам смотрит из-за угла, что с этой сумкой будут на вокзале делать. А потом — представление в соответствующие структуры», - поведал коллегам тайну заместитель председателя комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Алексей Никифоров.
Сдвинется ли в Ленобласти что-либо с места от того, что кто-то из чиновников получит дополнительный выговор — вопрос пока риторический.