Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Недвижимость Общество «Пятно без лица». Что мешает вернуть на место церковь на Сенной площади

«Пятно без лица». Что мешает вернуть на место церковь на Сенной площади

15 620
Источник:

Идея восстановления бывшей доминанты Сенной площади — церкви Успения Пресвятой Богородицы (Спаса на Сенной) — уперлась в более поздние постройки, а именно — в вестибюль станции метро «Сенная площадь», который частично заступает на исторический фундамент храма. Теоретически план действий существует, практически — это означает расходы в 2,5–4 млрд рублей на воссоздание и еще столько же — на решение вопроса с метро, которые пока никто дать не готов.

Для реализации проекта нужна и воля властей, и жертвователи, и, собственно, четкий качественный проект. О возможных вариантах на круглом столе, организованном Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры Петербурга и петербургским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), рассказали сторонники восстановления храма, взорванного в 1961 году.

Есть варианты

Приход Спаса на Сенной создали еще в 2011 году, в том же году он получил документ, разрешающий восстановление храма в границах исторического участка площадью 2900 кв. м. и вместимостью 1000 человек. И хотя есть разрешительная документация, позволяющая построить церковь Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной), процесс пока так и не сдвинулся.

Раскопки на месте фундамента Спаса на Сенной, 2014 год
Раскопки на месте фундамента Спаса на Сенной, 2014 год
Раскопки на месте фундамента Спаса на Сенной, 2014 год
1 из 3
Раскопки на месте фундамента Спаса на Сенной, 2014 год
Источник:

— Основная проблема с воссозданием заключается в близком соседстве с метро «Сенная площадь» — угол его вестибюля заступает за границы исторического фундамента, — говорит юрист прихода Анастасия Жукова.

Напомним, что храм взорвали в 1961 году, а метро «Сенная площадь» открыли в 1963.

Подготовлено несколько концепций. Одна предусматривает объединение вестибюлей «Спасской» и «Сенной», что освободит необходимый угол, вторая — поэтапное воссоздание, когда сначала построят колокольню и зимнюю часть с трапезной — это технически позволяет вообще не затрагивать нынешний вестибюль. Второй этап — создание второй части храма после решения вопроса с метро. «Это не идеал, но реальный вариант, который позволит положить начало и не остаться в виде недостроя», — комментирует Жукова.

1 из 8
Источник:

Против поэтапного строительства выступает городской комитет по охране памятников (КГИОП), потому что это создаст прецедент — по городу начнут «столбить места», занимая их такими частично воссозданными объектами, считает Галина Аганова, заместитель председателя комитета, — на площади и так много разрозненных элементов, которые архитектурно ее не украшают, так что нужно еще и грамотное комплексное благоустройство.

Не меньшая сложность — инженерные коммуникации под постройкой. Пока удалось решить вопрос с «Ростелекомом» — за время пандемии компания за свой счет построила резервную канализацию, куда будет выводить свои старые сети. Сейчас идут сложные переговоры с «Ленэнерго».

Как с углом вестибюля, так и с сетями главной проблемой является финансирование. По словам председателя СПбГО ВООПИиК Антона Иванова, это огромные средства, которых у города нет, а значит, нужны спонсоры.

Член попечительского совета Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Петербурга Анна Хмелева оценила объем инвестиций минимум в 2,5 млрд рублей, но опыт показывает, что всегда выходит больше, так что нужно около 3–4 млрд рублей. Во столько же, по словам экспертов, может обойтись решение вопроса с метро.

Один вестибюль, два вестибюля

— Так уж исторически получилось, что вестибюль есть, а храма нет. Мы рассматривали вопрос, был и вариант, включающий вестибюль в ансамбль церкви, и вариант переноса вестибюля под землю, — надо это всё обсуждать, — добавил Андрей Спиркин, главный инженер «Петербургского метрополитена». — Нужно комплексное решение, но даже при этапности возведения надо понимать, чем мы закончим — как бы первый этап не препятствовал второму.

Площадь Мира (Сенная) после реконструкции, 1950-е гг.
Площадь после разрушения Спаса на Сенной, январь 1961 г., автор Овчинников Кирилл Владимирович
1 из 2
Площадь Мира (Сенная) после реконструкции, 1950-е гг.
Источник:

При этом «Сенная» — одна из самых загруженных станций — обслуживает до 70 тыс. человек в день. Создание вестибюля двойного назначения тоже требует и техзадания, и денег. Ремонт наклонного хода станции пока запланирован на 2026–2027 годы. А полномочия по реконструкции павильона станции и вовсе относятся к комитету по развитию транспортной инфраструктуры, и пока таких планов нет.

Дмитрий Бойцов, начальник архитектурно-строительного отдела ОАО «Ленметрогипротранс», пояснил, что техническая возможность сделать единое пространство двух станций с общими кассами и пассажирской зоной есть, если будет сохранена зона стыковки с эскалаторами.

— То есть при будущей реконструкции Сенной площади сносится вестибюль «Сенной», создается единый вестибюльный комплекс со «Спасской», которая остается на своем месте, а «Сенная» опускается на полтора метра и становится в уровень с ней, — пояснил Бойцов. — Пока надземная часть сильно выходит за эскалаторы, но если в будущем ее можно будет опустить на уровень земли, это даст необходимые 3–3,5 метра отступа. А под храмом можно оставить техническую часть объектов метро.

1 из 4
Источник:

Михаил Мамошин, вице-президент петербургского Союза архитекторов, подтвердил, что предложение воссоздать храм по частям родилось именно в условиях старой нормативной базы, но сегодня уже ничего не мешает проявить государственную волю и во всем объеме вернуть храм на место.

— Это ведь не огромные деньги? Может, там можно будет создать галереи и разделить поток на рынок и на площадь, — в общем, надо составить программу воссоздания, но без государственной воли тут не обойтись. Всё созрело, пришла, как говорится «полнота времен», — добавил он.

Руководитель архитектурной «Студии 44» Никита Явейн считает, что в городе сложился консенсус относительно воссоздания храма. «По крайней мере, в окружающей меня архитектурной среде», — говорит он.

— Сенной без церкви нет, это пятно без лица, утрата части истории. Зафиксировать колокольню и часть окружения я считаю правильной позицией — это будет символом того, что мы хотим двигаться дальше.

Для метро самым реальным вариантом Явейн видит подземное функционирование — понятно, что это долго и возможно только в рамках реконструкции. Но вот появление звонницы на площади обязательно и не помешает сегодняшним сооружениям, с которыми у нее будет большой разрыв.

В городе это не первый проект восстановления исторического объекта, напрямую завязанный на взаимодействие с метро. Так, у архитектурной студии «Литейная часть-91» при воссоздании снесенного дома Рогова отработана техническая возможность конструктивной стыковки с метро «Достоевская», эскалаторный тоннель которой проходит под участком.

— Дом Рогова не сравнить с храмом на Сенной, но тем не менее, сочетание со станцией в этом проекте уже осуществили, и этот опыт можно использовать, — считает Михаил Мильчик, член Союза архитекторов России, член Советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры РФ. — Также я считаю, что нужно обратиться в КГИОП за финансовой поддержкой и разработать варианты сочетания двух сооружений. Это возможно не только теоретически, но и практически. Я противник воссоздания утраченных памятников, но нет правил без исключений — это как раз тот случай. Учитывая особые художественные достоинства и исключительное значение собора — как градостроительное вообще, так для площади в частности, — я считаю, что на усилия по воссозданию, которые стоят немалых средств, город всё же должен пойти.

Дмитрий Ратников, главный редактор интернет-газеты «Канонер», считает, что важно восстановление не только доминанты площади, но и доходного дома, стоявшего на углу Сенной и переулка Ефимова, — он как раз подходит под параметры возможного совмещенного вестибюля. Таким образом, застройку и облик этой части Сенной можно полностью восстановить.

При этом эксперт частичное воссоздание не поддерживает, поскольку есть опасность, что дело на этом остановится, а противники проекта назовут это компромиссом. В качестве примера он привел Воскресенский канал у Михайловского замка, соединение которого с Фонтанкой так и не состоялось — его отменили, назвав нынешнее положение компромиссом.

— Сейчас Сенная, конечно, больше похожа на площадь, чем в XIX веке, когда она была застроена рынком, — продолжил Владимир Григорьев, президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, — но всё же случилось противоречие с логикой городского развития, и сейчас она не может считаться городским ансамблем. Весь нынешний облик Сенной — это плод нашей деятельности, в том числе и согласовательной, которую можно назвать неудачной. Конечной целью надо иметь полное воссоздание храма с уходом вестибюля под землю, вплоть до реконструкции эскалаторного хода.

По его словам, необходим визуальный проект окончательного вида всей площади в комплексе. Это позволит решить и вопрос с поэтапным восстановлением, причем этапов может быть только два: колокольня — и всё остальное, считает Григорьев.

Первый шаг

— Воссоздание Спаса на Сенной — процесс очень трудоемкий и затратный. Единолично это не вытянуть никакому фонду, и нашему в частности, — говорит член попечительского совета Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Петербурга Анна Хмелева. — Ключевой историей с воссозданием храма будет метро. В зависимости от позиции города и метрополитена, можно будет обсуждать предметные подходы к будущему воссозданию. В первую очередь инициативная группа, в которую мы готовы войти наряду с представителями архитектурного и экспертного сообщества, должна будет решить с метрополитеном и КРТИ вопрос с манипуляциями с вестибюлем и включением воссоздания храма в программу реконструкции площади целиком.

— У нас более 30 объектов по всей стране, и у нас не было проектов с таким объёмом затрат, — подытожила Хмелева. — Но мы cовершенно точно готовы подключиться к взаимодействию с городом, консолидировать усилия властей, бизнеса и жертвователей, создать некий попечительский совет по воссозданию Спаса на Сенной.

— Чем больше экспертов соберется в совете — тем лучше, — продолжила Анна Хмелева. — Я вижу такие основные линии работы: начать восстанавливать хотя бы часть и комплексно подходить ко всей территории. Думаю, нет проблемы заниматься этим параллельно.

По итогам встречи ВООПИиК и Фонд заявили о том, что готовы помочь собрать попечительский совет и инициировать встречу с профильным вице-губернатором Николаем Линченко, чтобы обсудить все нюансы воссоздания Спаса на Сенной.

Анна Романова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях