Цель юридической активности символическая: отсудить у сервиса по 100 тыс. рублей и мотивировать других пострадавших поступать также – чтобы еще непопулярная судебная практика в конце концов изменила реальность, в которой личные данные пользователей раздаются за гроши.
Первые иски петербуржцев к «Яндекс.Еде» за грандиозный мартовский слив личных данных – телефонов, почтовых ящиков и даже адресов пользователей уже успешно приняты к производству. По некоторым прошли первые заседания и ожидаются следующие.
Как рассказал куратор одного из коллективных исков, молодой адвокат Дмитрий Дегтярев, его 13 доверителей хотят пока что добиться компенсации морального ущерба – по 100 тыс. рублей на человека. И было бы неплохо, считают заявители, если бы звезды, пострадавшие от утечки, тоже подавали иски.
– Данная категория дел еще достаточно новая для России, – рассказал Дмитрий «Фонтанке», – Сейчас реалистичнее всего не требовать слишком многого. Если нам откажут в возмещении морального вреда, то будем готовить иски сложнее.
И правда, коллективные иски к крупным компаниям – нечастая практика для России: у нас не отсуживают миллионы долларов у корпораций – тем более из-за утечки личных данных. А вот в США, например, в 2020 году сотрудники Apple-таки отсудили у компании 30 млн долларов за проверку сумок на входе на работу. Чем не личные данные? Правда, компания заплатит компенсацию не за факт вторжения в личные сумки, а за время, которое сотрудники потратили на это.
– К моему великому расстройству, в Санкт-Петербурге достаточно маленькое количество дел. После принятия положительных решений - а я надеюсь, что они будут положительными, - многие люди станут более ответственно относиться к фактам утечки своих личных данных. Если мы будем подавать иски, и суды будут удовлетворять суммы хотя бы в районе ста тысяч морального вреда, то может быть тогда такие крупные компании перестанут пускать на самотек такие ситуации и начнут больше следить за нашей с вами безопасностью, – рассказала юрист Ирина Баханович.
Индивидуальный иск Ирины к «Яндекс.Еде» уже приняли к производству в Василеостровском районном суде. Первое заседание уже прошло, ожидается второе по видео-конференц связи с Москвой. Еще два индивидуальных иска в тот же суд направили заявители по примеру Ирины, который она опубликовала в своем телеграм-канале. Что касается коллективного иска в Куйбышевский районный суд, курируемого Дмитрием Дегтяревым, то в нем предстоит устранить некоторые недочеты и отправить повторно. Сомнений в том, что его примут, у группы активистов нет.
Одна из участниц иска, Александра Кузнецова, рассказала, что из-за слива личных данных вынуждена была переехать в новую квартиру:
– Моя работа связана с возможными недовольствами – я занимаюсь правозащитной деятельностью, и так или иначе одна из сторон всегда остается недовольна. К сожалению, люди бывают разные, и это [утечка личных данных] угрожает моей безопасности, моей частной жизни, и из-за этого я должна была переехать, что повлекло для меня существенные временные расходы, расходы по оплате данного переезда.
Как подать иск?
Как обычный человек может начать судебный процесс с «Яндес.Едой»? Юристы дают несколько бесплатных советов:
– Лучше собрать группу и объединиться коллективно – так будет быстрее. Роль сыграет коллективное социальное давление, и суду придется внимательнее рассматривать иски. Но можно подавать и по-одному – тоже работает.
– Нужно собрать всевозможные доказательства того, что ваши данные были слиты: скриншоты ваших заказов и чеков в сервисе «Яндекс.Еда», а также письмо, которое «Яндекс.Еда» присылала на почту, в уведомлении или в пресс-релизе. Не забудьте о скриншотах с сайтов, где были опубликованы ваши данные. Проверить можно также в запрещенном и постоянно блокируемом Роскомнадзором боте в мессенджере «Телеграм», который одним из первых начал продавать данные с со слитыми адресами – почти сразу после того, как произошел слив.
– Иск можно подать по месту вашей регистрации, а не Яндекса;
– Исковое заявление подаётся в районный суд, а не в мировой;
– Госпошлину оплачивать не надо, ведь понятие агрегатора, коим является «Яндекс.Еда», внесено в закон о защите прав потребителей, а значит подаём по данной категории дел.
– Ели вдруг исковое оставлено без движения из-за неуплаты госпошлины, не пугайтесь. Оплачивайте 300 рублей госпошлины и заявляйте ходатайство о взыскании суммы судебных расходов с «Яндекс.Еды». Так как прямо сейчас создается новая практика, сложно предугадать как будут реагировать судьи.
– Вставляйте свои данные в шапку иска;
– В начале искового вписывайте свои ФИО;
– Ищите абзац «истец получил письмо/не получил» (имеется в виду уведомление от «Яндекс.Еды». Он подчеркнут, так что выбирайте свой вариант и оставляйте.
– В просительной части определяем вашу сумму морального вреда;
– Копии исковых перед отправкой в суд необходимо отправить в Яндекс.Еда и Яндекс (удобно делать через электронное приложение Почта России, чтобы не ходить на почту)
– Собираем документы по списку приложения;
– Сохраните любой чек из приложения «Яндекс.Еда» и приложите к иску;
– Отправляйте в в суд.
Можно подать тремя способами:
– Непосредственно в приёмную суда, посещение личное;
– По почте;
– Через ГАС «Правосудие», если есть подтверждённая учетная запись на госуслугах.
Пример судебного иска предоставлен истцом и юристом Ириной Баханович
«Удалил»
«Яндекс.Еда» на днях дала людям возможность удалять историю своих заказов, что, конечно, не повлияет на ситуацию с уже слитыми личными данными. Зато многие пользователи после этого вообще не обнаружили в своих аккаутах данных, которые можно было бы удалить: все данные о заказах до марта 2022 года и так заботливо подчищены, заметил корреспондент «Фонтанки», зайдя в свое приложение. Остались лишь заказы со второго апреля.
Все это означает, что подать иски станет сложнее: без чеков и скриншотов из приложения возможностей будет намного меньше.
Любовь Хмелевская, «Фонтанка.ру»