Адвокаты псковской журналистки Светланы Прокопьевой, обвиняемой в публичном оправдании терроризма, просят Второй Западный окружной военный суд перенести старт судебного процесса, который намечен на 20 апреля. Об этом в четверг, 9 апреля, «Фонтанке» рассказал адвокат Прокопьевой Виталий Черкасов.
«Для нас важно, чтобы судебный процесс стартовал с соблюдением фундаментальных принципов гласности и открытости. Известно, что к процессу привлечения Светланы к уголовной ответственности приковано внимание широкого круга общественности и СМИ. Если процесс начнется в период самоизоляции, суд будет проходить без слушателей. Состязательность сторон в процессе — гособвинения и защиты — будет строиться на конкуренции заключений экспертов в области лингвистики и психологии», — сказал Черкасов.
В обращении на имя председательствующего в процессе Андрея Морозова адвокаты указывают, что Постановлением Президиума Верховного суда РФ и Президиума Совета судей РФ от 8 апреля 2020 года до окончания апреля рекомендовано рассматривать дела и материалы только «безотлагательного характера», к которым дело Светланы Прокопьевой не относится.
«Думаю, что этот вопрос будет решен 20 апреля, суд согласится с нашим предложением либо его отклонит», — добавил Виталий Черкасов.
В середине марта прокуратура со второй попытки утвердила обвинительное заключение по делу. В декабре 2019 года дело возвращали следствию на доработку.
О возбуждении в отношении Светланы Прокопьевой уголовного дела по статье «Оправдание терроризма» стало известно в начале 2019 года — уже после того, как радиостанция «Эхо Москвы в Пскове» получила предупреждение Роскомнадзора за авторскую колонку журналистки «Репрессии для государства», где она анализировала причины самоподрыва анархиста в здании Архангельского управления ФСБ в ноябре 2018 года.
В октябре 2019 года Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области потребовал прекратить уголовное преследование Прокопьевой после собственной экспертизы высказываний журналиста. Ранее в защиту Прокопьевой выступили ОБСЕ и Союз журналистов России. Сама бывший главный редактор «Псковской губернии» подала жалобу в ЕСПЧ, поставив под сомнение законность обыска в её квартире и изъятия всей аппаратуры. После акции солидарности с Прокопьевой на допрос в СК вызывали её бывших коллег, в том числе депутата Льва Шлосберга. В конце ноября с Прокопьевой была снята подписка о неразглашении материалов дела.
«Когда ты пытаешься что-то объяснить, это не значит, что ты это оправдываешь. Люди отвыкли думать. Объяснение — один из инструментов, который позволяет встать на позицию другого человека. Но это никак не оправдание действий этого человека. И это не присоединение к его точке зрения», — говорила Светлана Прокопьева в большом интервью «Фонтанке».
В декабре 2019 года по аналогичному обвинению была признана виновной анархистка Екатерина Муранова из Медвежьегорска. Второй Западный окружной военный суд на выездном заседании в Верховном суде Карелии назначил матери-одиночке 350 000 рублей штрафа за пост во «ВКонтакте» о подрывнике в Архангельском ФСБ.
Максимальная санкция по статье «Публичное оправдание терроризма» — 7 лет лишения свободы.