В прокат выходит «Бурлеск» – смесь «Фабрики звезд» и столь же конвейерной мелодрамы с певицами Шер и Кристиной Агилерой в главных ролях.
Жанр «Бурлеска» вернее всего было бы определить как фильм-концерт: пусть Шер с Агилерой и выступают здесь не под своими именами, но робкая режиссура дебютанта Стива Энтина выполняет функцию скорее дизайна выступлений, оформления, чем собственно создания какого бы то ни было драматургического действия. Что-то подобное имеет смысл показывать в качестве телевизионного концерта ко Дню полиции.
В роли стержня, на который концертные номера (надо отдать должное – не из репертуара самих артистов) нанизываются, выступает простая, как дважды два, басня: девочка-сиротка Эли из провинции (Агилера) приезжает в манящий огнями и соблазнами Лос-Анджелес, где устраивается прислугой в кабаре «Бурлеск», принадлежащее стареющей диве Тесс (Шер). Ну и дальше – сами понимаете, история Золушки. Сначала Эли моет стаканы, потом машет ножками в кордебалете, потом природная нахрапистость и счастливый случай делают ее примой труппы – одновременно и поющей (вживую, что подается как революционный шаг), и пляшущей.
Энтин (подходящая фамилия для автора мюзикла) быстренько расправляется и с партией Золушки, и с мелодраматическими нотками, которые вовсе курам на смех: героиня влюбилась в бармена, но тот обручен, однако его суженая живет далеко, а Эли близко. Когда эти простые гаммы отыграны, делать становится нечего – приходится срочно выдумывать: о боже, клуб могут закрыть! Но и этот барьер фильм перемахивает играючи: сказано же – героиня у нас нахрапистая! Дальше остается только петь и плясать. Махать перьями и вилять задом, обтянутым серебристыми трусами. Песнями и плясками Энтин и наполняет паузы между нехитрыми сюжетными линиями, идущими даже не параллельно, а одна за другой – чтобы проще было. Ну, или наоборот – паузы между номерами заполняет избитыми сюжетными линиями.
На этом можно бы закончить и поставить диагноз: если вы не фанат Шер и Агилеры – вам не сюда, а в какую-нибудь другую дверь. Если бы не одно «но»: в «Бурлеске» отчетливо вычитывается социокультурная проблема, хотя к кино и не имеющая отношения, но вполне острая. Ясно, что сталкивая на экране двух певиц, нужно как-то прописать их отношения не только в рамках сюжета, но и вообще. Придать им, с позволения сказать, культурную значимость, раздать в иерархии современности роли. И режиссер честно пытается это сделать: хозяйка кабаре – стареющая дива поп-музыки, Золушка – подающая надежды девчонка с зычным голосиной. И вроде как старушка Шер Агилеру приметила, и вместе спели, и благословила, и никаких гробов – только радость впереди. Проблема только в том, что реализовать такую расстановку сил сейчас невозможно, хотя разница в возрасте между Шер и Агилерой и располагает к взаимоотношениям «мама-дочка». Но в плане популярности и (если таковая вообще имеется) культурной значимости они уже почти ровесники, не говоря о том, что Шер как раз устроила себе очередной камбек, ровно когда Агилера озвучивала мультик «Мулан». Так что главный месседж попросту исчезает.
Конечно, вины Энтина в этом нет. Ну а кого на место Агилеры поставить? Лили Аллен, что ли? Или, может, Эми Уайнхауз? В том-то и дело, что некого, кроме двенадцатилетней давности новинки. Это не кризис института звезд, не «измельчала порода», а попросту ситуация современности: настоящих поп-фигур нету, Энтин со своим гимном сильно припозднился, и пришлось петь его покойнику. И, как результат, снять полноценный мюзикл не удалось. Только вот такой, что-то типа «Голубого огонька» на Шаболовке, с Кристиной Орбакайте и Аллой Пугачевой.
Иван Чувиляев
«Фонтанка.ру»
Фото: WDSSPR.
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»