18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
19:21 19.09.2018
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Успехи и доспехи

В Гатчинском музее-заповеднике торжественно открыли после реставрации Водный лабиринт местного парка. Корреспондент «Фонтанки» не отказала себе в удовольствии вырваться за город и осмотреть обновленные достопримечательности.

Успехи и доспехи

В Гатчинском музее-заповеднике торжественно открыли после реставрации Водный лабиринт местного парка. Корреспондент «Фонтанки» не отказала себе в удовольствии вырваться за город и осмотреть обновленные достопримечательности.



Водный лабиринт, одна из множества затей прелестного пейзажного парка, на первый взгляд воображения не поражает: четыре островка, разъединенные узкими водными протоками, через которые перекинута пара ажурных мостиков, занимают площадь около 2 гектаров. Находится всё это хозяйство возле Белого озера (туда и впадают протоки), на противоположном берегу от Большого дворца. Директор гатчинского музея Василий Панкратов, предвосхищая вопросы, рассказывает: «Весной мы начали реставрировать пешеходные мостики – есть у нас такой долгосрочный проект. В ходе работ оказалось, что задеваем фрагменты берегов и участки канала. Тогда и поняли, что надо чистить и реставрировать всю площадь лабиринта. Вроде ничего особенного нет, но кто помнит, что и как тут было, – сегодня восхищены, как и я. Все протоки были болотами, проплыть по ним не представлялось возможным. Я не раз слышал воспоминания старых гатчинцев о былых временах – в них часто звучала фраза: “даже по водному лабиринту мы плавали на лодочках”. И мы осознали, что можем вернуть этому месту первоначальный облик. Сейчас по водному лабиринту можно проплыть».



Панкратов работает директором в Гатчине недавно – с февраля текущего года, так что сейчас подводит итоги первого своего директорского сезона. Итоги впечатляют: музей активно развивается. В этом году открылся павильон Венеры, летом с успехом прошла ночь Чайковского (для оркестра на Белом озере выстроили специальную платформу), осенью во дворце звучала музыка барокко: сюда пригласили фестиваль Earlymusic. Прежде чем занять директорское кресло, Панкратов служил в Комитете по культуре Петербурга. Глава комитета Антон Губанков текущей работой своего бывшего сотрудника явно доволен и не скупится на похвалы: «Василий Юрьевич уделяет много сил, чтобы Гатчина была заметна. Он бьется за финансирование, буквально как лев. На наших глазах Гатчина из гадкого музейного утенка превращается в прекрасного лебедя. Музей находится под пристальным вниманием города и на личном контроле губернатора». Звучат и конкретные цифры: в 2011 году на реставрационные работы будет выделено около 70 млн руб. – это на 14 млн больше, чем в текущем. Много это или мало, трудно оценить, всё в жизни относительно: реставрация лабиринта обошлась примерно в 20 млн. Но директор Панкратов утверждает, что ему хватает, и вообще смотрит в будущее с оптимизмом, мечтает сделать Гатчину брендом с общероссийской известностью. Делится небальными прожектами: «Мы недавно говорили об организации молодежных реставрационных отрядов – своего рода продолжение традиции стройотрядов. Может быть, Гатчина – одно из лучших мест для реализации таких проектов, для сбора энтузиастов».

Антон Губанков и Василий Панкратов
Антон Губанков и Василий Панкратов


Круг ближайших планов обширный: реставрационные работы продолжатся и в парке, и во дворце. Следующими новую жизнь получат пешеходные мостики у Холодных ванн. Во дворце, где пока открыты для посещения всего 16% площадей, на очереди у реставраторов Греческая галерея (Панкратов говорит, что историческая реставрация, воссоздающая скрупулезно каждый сантиметр, займет около трех лет), Театральный зал, Арсенальное каре. Оригинальное решение найдено для временных экспозиций (раньше в Гатчинском музее выставочной деятельностью занимались редко и бессистемно): под них задействуют еще не отреставрированные помещения, претворяя в жизнь такую популярную в последние годы идею взаимодействия выставки с реальной бытовой средой. Первый же выставочный проект будет посвящен Мальтийскому ордену и Мальте вообще.



Кое-какие вопросы Василий Панкратов, впрочем, пока решить не может: парк не имеет ограды, не охраняется, через него идет транзитная дорога, а многие уголки совершенно глухие, и там собирается разный неблагонадежный элемент – поэтому даже для отреставрированных недавно сооружений остро стоит вопрос сохранности. Не всё очевидно и с водной системой: одно из крупнейших озер, Серебряное, формально находится на балансе музея, то есть Санкт-Петербурга, – а фактически из него идет водозабор для городских гатчинских нужд. Гатчина – город совсем не маленький, это крупнейший райцентр области, здесь живет около 90 тысяч человек, и альтернативного источника питьевой воды у половины горожан на данный момент нет.



Меж тем праздник открытия идет своим чередом: по островкам и мостикам лабиринта начинают прохаживаться дамы-фрейлины и офицеры в форме павловских времен, играет духовой оркестр, подтягиваются зеваки. Костюмированный Павел I хвалит костюмированного английского садовника Геккена – ублажил, шельма, удалась затея. Рослая фрейлина сообщает, что островки лабиринта подобны облачкам на водной глади – и правда, подобны. Одно из облачков внезапно тонет в дыму и искрах – это запускают фейерверк. Наконец лабиринт открывают для широкой публики, Павел отбывает, как и прибыл, – на лодке. Первым на мостик ступает жених с невестой на руках – местные гатчинские новобрачные, не костюмированные, а самые настоящие. За ними и все остальные, дети носятся среди фрейлин, мамы с колясками объезжают караульных. Сотрудники музея приглашены на фуршет здесь же, в шатре, – по словам директора, этому уникальному коллективу принадлежит 90% сегодняшних лавров.



Предзакатное солнце пронизывает листву, кладет золотые блики на водную гладь, красота умиротворяет. Умиротворенная, я вспоминаю, что в прошлом Василий Панкратов был одним из инициаторов программы «Детские музейные дни в Петербурге» и расспрашиваю директора, не позабыл ли он на своей новой должности о детях. Оказывается, нет, детские программы в Гатчине уже проводятся – на них приглашаются классы и организованные группы, часто приезжают из Петербурга. Есть экскурсии, игра с поисками клада, регулярные занятия в кружках, рассчитанные не на один год. Вот-вот запустится «рыцарская» программа-игра, причем ориентирована она на возраст 13-14 лет – тот самый, для которого вообще меньше всего мероприятий в городе. Для малышей придумывают Гатчинский бал. А еще директор хочет, чтобы всё пространство музея было для ребенка интерактивным и, «заходя во дворец, ребенок сам решал, с точки зрения кого он хочет его рассматривать – рыцаря, фрейлины или, может, императоров Павла I или Александра III. Это могут быть те же маршрутные листы, или специальный аудиогид, да многое можно сделать. Хочется и парковую территорию задействовать – очень она к тому располагает». Кстати, Панкратов обещал для детских игровых программ самолично переодеваться в рыцарские доспехи и от слов не отказывается. Просто работники-мужчины в музее в дефиците – больше, получается, и некому.



Марфа Хромова-Борисова
«Фонтанка.ру»

Фото автора.

О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»

Успехи и доспехи

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

MarketGid

Загрузка...