Сейчас

-5˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-5˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -8

1 м/с, сев

748мм

85%

Подробнее

Пробки

1/10

Экспертное заключение

Экспертное заключение по вопросу экономической обоснованности
изменения ставок для населения Санкт-Петербурга
и цен на содержание и текущий ремонт
общего имущества жилых домов

по вопросу экономической обоснованностиизменения ставок для населения Санкт-Петербурга и цен на содержание и текущий ремонтобщего имущества жилых домов

На основании Закона Санкт-Петербурга "О Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга" и в соответствии с Решением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 14.04.2004 № Р-221 "О поручении Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга" и приказом председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга от 16.04.2004 № 34 комиссия в составе:

заместителя председателя КСП Русаковой Ю.С. - руководителя комиссии,заместителя председателя КСП Литвиновой Н.А. - заместителя руководителя комиссии,главных специалистов-экспертов КСП: Кошелевой Е.Н., Новиковой М.В., Орешникова В.В., Пятакова А.В., Тажетдинова С.Р.,главного специалиста Матросова Е.В.

провела экспертизу экономической обоснованности изменения ставок для населения Санкт-Петербурга и цен на содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов.

Экспертиза проводилась в период с 16 по 23 апреля 2004 года на основании документов и данных, представленных Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга Жилищным Комитетом и ЗАО "Аудиторская фирма "КОНСАЛТ".

Ответственность за достоверность предоставленных данных и информации несут руководство Жилищного Комитета и ЗАО "Аудиторская фирма "КОНСАЛТ".

В соответствии с п.3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.11.03 № 41 "О формировании исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" Комитет по содержанию жилищного фонда и Комитет по жилищной политике реорганизованы путем их слияния в Жилищный комитет.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.03 № 175 "О Жилищном комитете" утверждено Положение о комитете, в соответствии с которым он осуществляет проведение государственной политики в сфере содержания и ремонта жилищного фонда, государственное управление в жилищной сфере, а также координацию деятельности в этих сферах иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, что ранее относилось к сферам деятельности Комитета по содержанию жилищного фонда и Комитета по жилищной политике.

1. Общая часть.

Внесенные губернатором Санкт-Петербурга проекты законов Санкт-Петербурга:"О социальной норме площади жилья в Санкт-Петербурге" (документ № 201798 от 02.04.2004),"О плате за наем жилого помещения в Санкт-Петербурге" (документ № 201797 от 02.04.2004), "О ценах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов" (документ № 201800 от 02.04.2004), "О ценах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов и тарифах на централизованное отопление сверх социальной нормы площади жилья" (документ № 201799 от 02.04.2004)
предполагают:установление социальной нормы площади на уровне федеральных стандартов;увеличение ставок на содержание и текущий ремонт жилого фонда для граждан, с дифференциацией в зависимости от размера занимаемого жилого помещения (в пределах и сверх социальной нормы площади);введение в структуру платежей граждан платы за наем жилого помещения в соответствии с нормами федерального жилищного законодательства.

Ранее Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга было дано Заключение на указанные проекты Законов Санкт-Петербурга (документ № 3703 от 14.04.2004).

Реализация представленных законопроектов направлена на совершенствование тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Санкт-Петербурга и приведение оплаты населением жилищных услуг в соответствие с существующими федеральными стандартами по отношению уровня платежей граждан к уровню затрат на содержание и ремонт жилья.

Федеральный Закон от 24 декабря 1992 года № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (часть 5 ст. 15) наделяет Правительство РФ полномочиями устанавливать основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг (ежегодно), утверждать стандарты качества содержания, ремонта жилья и объема оказания коммунальных услуг. В соответствии с федеральными стандартами могут устанавливаться региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг.

Согласно ч. 1 ст. 15-2 указанного закона "наниматели жилых помещений … осуществляют оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг по установленным в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг ценам и тарифам в размерах, не превышающих установленной федеральным стандартом максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи".

Федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг установлены постановлением Правительства РФ от 25 августа 2003 года № 522 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год". В соответствии с ним федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в среднем по России на 2004 год установлен в размере 26,4 рубля, для Санкт-Петербурга - 24,3 рубля.

До последнего времени в Санкт-Петербурге отсутствовал утвержденный региональный уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2004 № 473 были установлены региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год. Региональный стандарт оплаты жилья и коммунальных услуг - 33,4 рубля на 1 кв. метр общей площади не соответствует федеральному стандарту предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, установленному постановлением Правительства РФ от 25 августа 2003 года № 522 для Санкт-Петербурга, поскольку превышает его на 9,1 рубля или на 37,4 %.

Согласно проведенному Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга анализу, в других субъектах РФ региональные стандарты оплаты населением жилищно-коммунальных услуг устанавливались в пределах федерального стандарта для конкретного субъекта. В субъектах РФ, в которых региональные стандарты не устанавливались, доля платежей населения за жилищно-коммунальные услуги не превышает 90 % от федерального стандарта для этого конкретного субъекта.

2. Полномочия на проведение независимой экспертизы обоснованности цен и тарифов

В соответствии с Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений может осуществляться только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья, которая проводится в порядке, определяемом органами государственной власти Санкт-Петербурга. Такой порядок в Санкт-Петербурге до настоящего времени не установлен.

Во исполнение статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлены Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2004 года N 89 "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", согласно которым:"независимая экспертиза - анализ экономической обоснованности цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, который проводится экспертной организацией с учетом факторов, влияющих на формирование этих цен и тарифов, а также производственно-технологической и финансово-экономической информации, представляемой хозяйствующими субъектами"; "экспертная организация - осуществляющее экспертизу юридическое лицо, которое не является учредителем (участником) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и учредителем (участником) которого не является такая организация"; "перечень и требования к материалам, необходимым для проведения независимой экспертизы, определяются федеральным органом исполнительной власти в области строительства и жилищно-коммунального комплекса".

Таким образом, проведение экспертизы экономической обоснованности изменения ставок для населения Санкт-Петербурга и цен на содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов, на основании результатов которой могут быть повышены тарифы, находится вне компетенции Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга.

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в настоящем заключении дана оценка соответствия установленным требованиям Экспертного заключения по результатам экспертизы экономического обоснования расчета нормативов затрат на жилищные услуги, учитываемые в составе платы за жилье, взимаемой с населения в Санкт-Петербурге, выполненного ЗАО "Аудиторская фирма "КОНСАЛТ" (далее - Экспертное заключение), а также анализ фактических затрат на жилищную отрасль и бюджетного финансирования.

В соответствии с требованиями федерального законодательства для изменения цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений на основании результатов независимой экспертизы Комитетом по содержанию жилищного фонда (далее - КСЖФ) был заключен договор № 5/31 с ЗАО "Аудиторская фирма "КОНСАЛТ" на проведение независимой экспертизы экономического обоснования ставок и тарифов на жилищные услуги, оказываемые жилищно-эксплуатационными организациями Санкт-Петербурга.

Справочно:
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита № Е 003804 от 07.04.2003 выдана МФ РФ ЗАО "Аудиторская фирма "КОНСАЛТ" сроком на 5 лет, аттестат аккредитации при Госстрое России на проведение полной финансовой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемые в оплате жилья и коммунальных услуг от 13.09.2002 № 0016, имеет срок действия 1 год.

Комиссия отмечает:

1. В нарушение требований п. 1.9 Методики проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, утвержденной приказом Госстроя России от 29.12.1997 № 17-142, экспертная организация выбрана Комитетом не на конкурсной основе.

2. Техническое задание экспертам содержит лишь часть необходимых для данного исследования вопросов. Остальные обязательные для исследования вопросы оставлены за его пределами.

3. Столь важное для города и его жителей исследование было поручено лишь 2 экспертам.

4. Стоимость услуг по проведению независимой экспертизы согласно договору № 5/31 от 18.06.2003 года составила 75 тыс. рублей, что явно недостаточно для проведения качественного, соответствующего всем установленным требованиям экспертного исследования. В то же время на исследование гораздо менее значимых для города проблем тратятся в десятки раз большие суммы.

3. Соответствие экспертного заключения требованиям, предъявляемым к независимой экспертизе

В соответствии с требованиями закона пересмотру цен и тарифов организаций, оказывающих услуги по регулируемой деятельности, связанной с содержанием, ремонтом жилья и наймом жилых помещений, а также на коммунальные услуги, должна предшествовать независимая экспертиза.

Методика проведения финансового аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, утверждена приказом Госстроя России от 29.12.97 № 17-142 (далее - Методика).

В ходе независимой экспертизы экспертной организацией должен проводиться анализ экономической обоснованности цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги с учетом факторов, влияющих на формирование цен и тарифов, а также производственно-технологической и финансово-экономической информации, представляемой хозяйствующими субъектами.

По мнению Жилищного Комитета выбранным им не на конкурсной основе ЗАО "Аудиторская фирма "КОНСАЛТ в качестве экспертной организации была проведена такая экспертиза, которой установлено, что стоимость жилищных услуг в составе платы за наем жилых помещений должна составлять не менее 10,45 руб. за 1 кв. м общей площади.

Однако, комиссией Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга установлено, что методы и качество проведенной ЗАО "Аудиторская фирма "КОНСАЛТ" экспертизы не соответствуют основным принципам и методам аудита тарифов, заключающимся в независимой вневедомственной финансовой и технологической экспертизе факторов, влияющих на формирование тарифов на основании представленной КСЖФ финансово-экономической информации в обоснование предлагаемых тарифов. В представленном аудиторском заключении отсутствует информация по 19 из 30 обязательных наименований работ, а по 4 - представлена частично (полный перечень приведен в приложении № 1). Большинство не выполненных экспертами работ требует специальных технических познаний, для права на выполнение которых экспертной организации и требуется аккредитация при Госстрое РФ.

В соответствии с Методикой необходимо было провести экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности организаций, оказывающих жилищные услуги, включающий обязательный анализ объемов оказываемых услуг организаций на основании данных производственной, бухгалтерской и статистической отчетности. Он должен осуществляться по двум измерителям: стоимостному и натуральному с учетом специфики производственной деятельности каждой конкретной организации. Однако, проведенная ЗАО экспертиза не содержит анализа выполнения объемов оказываемых услуг, в нем не дана оценка выполнения производственной программы, отсутствует сравнительный анализ динамики изменения объемов услуг по анализируемым организациям с соответствующими показателями аналогичных организаций, не определены объемы услуг, оказываемых отдельным группам потребителей и не выявлены факторы, влияющие на его изменения, в частности, нормативы потребления услуг, структура потребителей, тарифы на оказываемые услуги, что не обеспечивает полноту и объективность выводов экспертизы.

Отсутствие сопоставления показателей количества услуг, собственно производимых организацией, а также покупаемых у других поставщиков, объемов услуг, оказываемых населению, и количества обслуживаемых жителей, фактических величин потребления услуг в натуральном выражении на 1 человека, не позволяет комиссии сделать вывод о соответствии объема услуг и качества обслуживания населения установленным нормам и правилам.

Обращает на себя внимание, что экспертиза выполнена некачественно, с допущением в отдельных расчетах арифметических ошибок, в частности:При анализе затрат по содержанию и ремонту государственного жилищного фонда (таблица 5, стр. 13) использованы показатели сводной бухгалтерской отчетности КСЖФ и подведомственных ему учреждений, которые включают расходы на содержание самого КСЖФ, не относящиеся к затратам на содержание и ремонт жилищного фонда, а также расходы на содержание негосударственного жилищного фонда.При анализе степени износа средств труда (таблица 6, стр. 14) в их состав неправомерно включена стоимость жилых зданий, находящихся на балансе подведомственных КСЖФ организаций, что привело к отражению в Заключении недостоверных показателей степени износа и коэффициентов обновления и выбытия средств труда.Предлагаемые расходы на содержание лестничных клеток (приложение 5) завышены не менее, чем в 1,3 раза из-за использования в расчетах необоснованно завышенных показателей. Подлежащие ежедневной уборке площади лестничных клеток первых двух этажей (в домах от 6 до 10 этажей), в расчетах необоснованно принимаются равными половине площади лестничных клеток всего дома, а в домах свыше 10 этажей - 1/3 от всей площади лестничных клеток.При расчете нормативов расходов на оказание жилищных услуг накладные расходы исчислены в процентном отношении от фонда оплаты труда производственного персонала без учета начислений, что привело к искажению расчетов.В расчеты нормативов включена сметная прибыль обслуживающих организаций в размере 10 %, что недопустимо, так как жилищно-коммунальные услуги оказываются бюджетными учреждениями. Неправомерное установление необоснованного норматива прибыли приводит к завышению цен на оказываемые государственными учреждениями услуги на 10 %.

Из изложенного следует, что проведенная ЗАО "Аудиторская фирма "КОНСАЛТ" независимая экспертиза экономической обоснованности расчета нормативов затрат на жилищные услуги, оказываемые жилищно-эксплуатационными организациями Санкт-Петербурга, не в полной мере соответствует требованиям федерального законодательства, цель экспертизы не достигнута и результаты ее не могут служить экономическим обоснованием предложенных тарифов.

Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга обращает внимание на то факт, что в настоящее время установлен новый порядок ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 № 89, в соответствии с которым к ценообразованию в данной сфере предъявляются следующие требования:

методом установления цен и тарифов является метод экономической обоснованности расходов, а не представленное в экспертном заключении экономическое обоснование расчетов нормативов затрат;

дополнительным методом установления цен и тарифов является метод индексации, в соответствии с которым цены и тарифы, установленные с использованием метода экономической обоснованности, меняются с учетом индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации;

применение в течение одного расчетного периода регулирования разных методов установления цен и тарифов в отношении организаций, осуществляющих одни и те же регулируемые виды деятельности, не допускается;

состав расходов, включая расходы, связанные с возвратом привлеченных заемных средств, и оценка их экономической обоснованности определяются согласно методике, разрабатываемой федеральным органом исполнительной власти в области строительства и жилищно-коммунального комплекса с учетом перечня работ по текущему ремонту общего имущества жилых домов, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

при установлении цен и тарифов учитываются национальные стандарты, санитарные правила и нормы и другие акты законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также акты органов местного самоуправления, регулирующие сроки, качество, периодичность и объемы работ по содержанию и ремонту жилья и оказанию коммунальных услуг. В Санкт-Петербурге требуемые санитарные нормы и правила до настоящего времени не утверждены.

4. Расчеты с населением, проживающим в государственном жилищном фонде

Платежи населения за жилищные услуги до 2004 года через КСЖФ зачислялись в доходную часть бюджета по группе "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности", и, соответственно, предусматривались расходы бюджета за счет указанных средств.

Начиная с 2004 года, эти средства, минуя бюджет Санкт-Петербурга, зачисляются на счет Жилищного Комитета, а затем через ГУП ВЦКП ЖХ направляются на оплату услуг поставщиков и подрядчиков и содержание ГУ ЖА.

Схемы расчетов за предоставляемые жилищные услуги населению в 2003 и 2004 гг. приведены в приложении № 2.

5. Обязательность учета в бюджете Санкт-Петербурга платы за жилье

В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4219-1 "Об основах федеральной жилищной политики" плата за жилье включает в себя плату за содержание жилья и платы за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения - и плату за наем жилого помещения.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики":

"Плата за содержание жилья - плата, взимаемая с собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения или договору найма жилого помещения, за услуги по содержанию общего имущества жилого дома (в том числе подвала, чердака, подъезда, крыши) и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома.

Плата за ремонт жилья - плата, взимаемая с собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения или договору найма жилого помещения, за текущий ремонт общего имущества жилого дома в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации перечнем связанных с таким ремонтом работ.

Плата за наем жилого помещения - плата, взимаемая собственником жилья с нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения или договору найма жилого помещения и являющаяся доходом собственника жилья от предоставления жилого помещения в наем."

5.1. Плата за содержание и за ремонт жилья

Плата за содержание и ремонт жилья по существу представляет собой доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями жилищно-коммунальной сферы, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, каковыми на данный момент являются ГУ ЖА. В соответствии с п. 4 ст. 41 БК РФ указанные доходы относятся к неналоговым доходам бюджета. Таким образом, плата за жилье государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в обязательном порядке должна поступать собственнику жилья - Санкт-Петербургу и отражаться в доходах бюджета Санкт-Петербурга.

В том случае, когда жилой фонд не является государственным, но его содержание и обслуживание осуществляет Комитет по содержанию жилищного фонда или подведомственные ему ГУ ЖА, то в соответствии с п. 2 ст. 42 БК РФ доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме должны учитываться в смете доходов и расходов этих бюджетных учреждений и отражаться в доходах бюджета.

Следует отметить, что в соответствии с приказом Комитета финансов от 26 декабря 2002 года N 83 "О локальных классификаторах доходов бюджета Санкт-Петербурга и местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербурга (с изменениями внесенными приказом Комитета финансов от 31 марта 2003 года № 13), и в настоящее время плата за содержание и ремонт жилья должна отражаться по подстатье 5020000-050 "Доходы, полученные от платы, вносимой населением за жилье, за исключением платы за жилье, находящееся в муниципальной собственности" подгруппы 5020000 "Рыночные продажи товаров и услуг" группы 5000000 "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности". До 2003 года данные доходы отражались в подстатье 5000000-040 "Доходы, полученные от платы, вносимой населением за жилье" группы 5000000 "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности".

5.2. Плата за наем жилого помещения.

Наем жилого помещения осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения. Плата за наем жилого помещения уплачивается только гражданами, проживающими в государственном жилищном фонде.

В соответствии с п. 4 ст. 41 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются неналоговыми доходами бюджета.

5.3. Объемы доходов, полученных КСЖФ по оплате жилья в 2001 - 2002 годах и объемы перечисленных в бюджет Санкт-Петербурга доходов (по проверке Комитета по содержанию жилищного фонда, проведенной КСП в 2003 году):

(тыс. рублей)
Платежи населения за жилье2001 год2002 год
Начислено1 562 347,01 588 746,5
Получено доходов1 380 721,81 488 382,2
Перечислено в бюджет1 345 504,81 499 066,0



6. Анализ фактических расходов на жилищную отрасль и бюджетного финансирования

В число подведомственных КСЖФ организаций, оказывающих услуги по содержанию и эксплуатации жилищного фонда, входят: двадцать районных Государственных учреждений "Жилищные агентства", ГУ "Дирекция по содержанию общежитий", ГПРЭП "Кировец", ГПРЭП "Прогресс", ГПРЭП "Парголово", ГПРЭУ "Строитель", 23 ремонтно-строительных предприятий, 11 ремонтно-эксплуатационных предприятий, 3 лифтовых предприятий, 3 производственные базы, 2 автохозяйства, прочие организации (7). В структуру районных жилищных агентств (ГУ ЖА) входят жилищно-эксплуатационные службы и 1486 домоуправлений.

Из общего количества предприятий: 18 являются убыточными, 1 -приватизировано, 5 - находятся в процессе приватизации.

Средняя численность работающих в системе КСЖФ в 2003 году составляла 28 862 человека (на 200 человек меньше, чем в 2002 году), из них:6 997 человек - руководители, специалисты и служащие (24,2 %);21 865 человек - производственный персонал (дворники, мусоропроводчики, сантехники, кровельщики, плотники, электрики, водители и др.) - 75,8 %.

Среднемесячная заработная плата работников жилищной сферы в 2003 году составляла 5 250 рублей, в том числе:руководителей - 7 064 рублей;дворников - 4 200 рублей;мусоропроводчиков - 3 915 рублей.Представленные Жилищным комитетом данные о затратах на содержание и ремонт жилищного фонда приведены в таблице:

ПоказателиФактические расходыТемпы роста, % 2003/2001Темпы роста, % 2003/2002
200120022003 план
1. Расходы на содержание домохозяйства, млн. рублей2 260,72 487,82 712,9120109
2. Текущий ремонт жилищного фонда, млн. рублей216,4297,7164,976,255,4
3. Содержание аппарата управления, млн. рублей405,8537,4552,6136,2102,8
4. Прочие текущие затраты, млн. рублей556,61 108,52 096,7В 3,8 раза189,2
5. Всего расходов по себестоимости, млн. рублей, в том числе:3 439,54 431,4 5 527,1160,7124,7
6. Среднеэксплуатируемая общая площадь, тыс. кв. м703537067770720100,5100,1
7. Себестоимость эксплуатации 1 кв. м общей площади в год, рублей48,962,778,16159,9124,7
8. Себестоимость эксплуатации 1 кв. м общей площади в месяц, рублей4,075,226,51159,9124,7
9.Начислено населению за жилищные услуги по действующим ставкам в год, рублей, в том числе1 562,31 588,71 517,997,295,5
10. Начислено населению за жилищные услуги по действующим ставкам на 1 кв. м общей площади в месяц, рублей1,851,871,7996,895,7
11. Темп роста инфляции, % 115,6113,7131,4 



В период с 2001 по 2003 год себестоимость эксплуатации 1 кв. м общей площади в месяц возросла на 59,9 %, в том числе:на 31,4 % за счет инфляции (в том числе, рост заработной платы);на 21,7 % за счет увеличения расходов на капитальный ремонт и содержание домохозяйства.

Согласно таблице, в 2003 году себестоимость эксплуатации 1 кв. м общей площади в месяц значительно - в 3,6 раза - превышает стоимость услуг, оплачиваемых населением. Разница между затратами на 1 кв. м общей площади жилья и тарифом, установленным для населения, возмещается из бюджета Санкт-Петербурга. В то же время, существующая система оказания данного вида услуг бюджетными учреждениями, работающими по смете доходов и расходов, каковыми являются ГУ ЖА, не позволяет им формировать себестоимость услуг таким образом, чтобы обеспечить самоокупаемость предоставляемых услуг и сформировать резерв на развитие жилищной сферы.

Основой установления тарифов служат фактические расходы ГУ ЖА, которые при отсутствии конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов других организационно-правовых форм являются монополистами в сфере оказания жилищных услуг. Проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства, включая переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, позволит обеспечить необходимый уровень качества предоставляемых услуг по наиболее низким ценам.

Таким образом, для обеспечения надлежащего обслуживания жилищного фонда необходимо, прежде всего, реформировать систему оказания услуг в жилищной сфере.

В Санкт-Петербурге при регулярном повышении ставок и тарифов на коммунальные услуги, тарифы на жилищные услуги не пересматривались с декабря 2000 года, что привело к изменению структуры платежей населения за жилищные и коммунальные услуги. При увеличении абсолютных сумм платежей населения за жилищные услуги их доля в общем объеме жилищно-коммунальных платежей уменьшается, что подтверждается приведенной ниже таблицей:

Наименование

2001 год

2002 год

2003 год

Всего платежи населения за жилищно-коммунальные услуги, тыс. рублей, в том числе:

6 252 953

8 770 897,8

12 081 418,8

платежи населения за жилищные услуги, тыс. рублей

1 562 347

1 588 746,5

1 852 253,8

удельный вес, %

25

18

15

платежи населения за коммунальные услуги услуги, тыс. рублей

4 690 606

7 182 151,3

10 229 165

удельный вес, %

75

82

85



В настоящее время из бюджета Санкт-Петербурга для покрытия части расходов по оплате жилья выделяются:субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляемых всем жителям Санкт-Петербурга;субсидии (компенсации) на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным семьям, в тех случаях, когда размеры указанных платежей семьи превышают предельно допустимую долю совокупного семейного дохода (22 %);средства на реализацию законов Российской Федерации и Санкт-Петербурга в части предоставления льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги определенным категориям граждан.

В связи с тем, что темпы роста затрат на жилищные услуги опережают темпы инфляции, доля бюджетных дотаций в расходах на содержание и ремонт жилого фонда возрастает, что видно из приведенной таблицы:

Наименование

2001 год

2002 год

2003 год

1 квартал 2004 года

Всего расходов на содержание и ремонт жилищного фонда,

тыс. рублей, в том числе:

3 610 765

4 431 386,7

4 483 858,8

4 326 740

за счет платежей населения за жилищные услуги,

тыс. рублей

1 562 347

1 588 746,5

1 770 820,6

1 617 700

Удельный вес, %

43

36

39

37

за счет бюджетных ассигнований, тыс. рублей

2 048 418

2 842 640,2

2 713 038,2

2 708 040

Удельный вес, %

57

67

61

63



Повышение тарифных ставок изменит существующую систему финансирования жилищной отрасли и позволит перейти от системы бюджетного дотирования к оплате жилищных услуг потребителями.

Структура расходов на оказание жилищных услуг по источникам их покрытия до и после повышения тарифов приведена в таблице.

(рублей на 1 кв. м площади в месяц)

Наименование

2004 год

Структура

В случае повышения тарифов

Структура

Всего расходов на оказание жилищных услуг

5,09

100

8,78

100

в том числе:

    

из бюджета Санкт-Петербурга

3,19

62,7

3,39

38,6

из них:

    

Льготы

0,64

12,6

1,48

16,9

Компенсации

0,17

3,3

0,37

4,2

Субсидии

2,38

46,8

1,54

17,5

платежи населения

1,9

37,3

5,39

61,4



Согласно данным, представленным ЖК, предполагается в случае повышения тарифов перевести на 100 % - ную оплату населением:содержания придомовой территории;уборки лестничных клеток;очистки мусоропроводов;содержания и ремонт ПЗУ;содержания и ремонт АППЗ.
Оплата населением технического обслуживания и ремонта жилья должна составить 55 % от норматива, содержания и ремонта лифтов - 90 %.

Ниже в таблице приведены данные о действующих и предлагаемых к введению ставках на содержание и ремонт жилого фонд в отдельных и коммунальных квартирах, в том числе в пределах и сверх социальной нормы площади жилья:

№ п/п

Наименование услуги

Действующие ставки в 2001 - 2003 годах

За 1 кв. м. общей
площади, руб. в месяц

За 1 кв. м. жилой
площади, руб. в месяц

 

 

 

В пределах социальной нормы

Сверх социальной нормы

В пределах социальной нормы

Сверх социальной нормы

1

2

3

4

5

6

7

1.

Содержание и ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций.

0,51

2,68

4,89

4,25

7,7

2.

Содержание придомовой территории

0,73

1,07

1,07

1,7

1,7

3.

Очистка мусоропроводов

0,16

0,53

0,53

0,84

0,84

4.

Уборка лестничных клеток

0,24

1,02

1,02

1,62

1,62

5.

Сбор и вывоз твердых бытовых отходов (с одного человека)

11,05

14,12

 

14,12

 

6.

Содержание и ремонт лифтов:

 

 

 

 

 

6.1

- при наличии одного лифта на лестничной площадке.

0,64

0,97

1,08

1,55

1,72

6.2.

- при наличии двух лифтов на лестничной площадке.

0,79

1,19

1,33

1,9

2,11

6.3.

- при наличии трех лифтов на лестничной площадке.

 

1,32

1,47

2,1

2,34

7.

Содержание и ремонт переговорно - замочного устройства

0,1

0,35

0,35

0,56

0,56

8.

Содержание и ремонт автоматизированной противопожарной защиты

0,1

0,29

0,29

0,46

0,46



В соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" не допускается изменение цен в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в закон о бюджете на текущий финансовый год.

Увеличение платы за жилье позволило бы получить значительные дополнительные доходы (по расчетам Комитета - 3 496,5 млн. рублей), которые, начиная с 2004 года, в нарушение требований федерального законодательства, в бюджете Санкт-Петербурга не учитываются.

Согласно представленным ЖК данным принятие предлагаемых законопроектов позволит сократить расходы бюджета Санкт-Петербурга на 241,1 млн. рублей. При этом планируется:увеличение расходов бюджета на льготы, субсидии и компенсации малообеспеченным гражданам на 227,04 млн. рублей;уменьшение расходов бюджета на предоставление субсидий бюджета на компенсацию разницы между суммой затрат на содержание и ремонт общего имущества жилого дома и суммой оплаты населением жилищных услуг на 503,44 млн. рублей за счет введения повышенной платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилых домов сверх нормативной площади жилья.

Следует отметить, что после принятия Закона Санкт-Петербурга "О ценах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов и тарифов на централизованное отопление сверх социальной нормы площади жилья" льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на всю площадь, включая сверхнормативную, сохранятся только для отдельных категорий населения, а именно:

100 %-ная льгота на всю площадь жилья

Герои Советского Союза

Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы

Герои Социалистического труда и полные кавалеры Ордена Трудовой славы

50 % льгота на всю площадь жилья

Инвалиды

Семьи, имеющие детей-инвалидов



Для всех остальных категорий право на льготы и компенсации будет сохранено только на площадь в пределах социальной нормы.

Несмотря на дифференциацию оплаты в зависимости от размеров и качества жилья для отдельных категорий граждан (одинокие пенсионеры, малообеспеченные граждане и т.п.) социальные последствия могут оказаться негативными. В связи с этим необходимо принять меры по совершенствованию существующей социальной защиты населения: упорядочению существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

По мнению Контрольно-счетной палаты меры могут следующими:
1. Повышение ставок оплаты жилья в 2 этапа, например: в пределах социальной нормы жилья ввести закон в действие с 2004 года, сверх социальной нормы - с 2005 года;
2. Введение гибкой шкалы повышения ставки (тарифа), с тем чтобы при небольших излишках площади дополнительная плата не была неоправданно высокой.
3. Установление для одиноко проживающих граждан социальной нормы жилья, равной площади среднестатистической однокомнатной квартиры.

Исходя из изложенного, комиссия отмечает:

Тарифы на жилищные услуги в Санкт-Петербурге не пересматривались с декабря 2000 года. При этом ставки и тарифы на коммунальные услуги росли регулярно, в результате доля расходов на жилищные услуги в структуре платежей населения неуклонно сокращалась и составляет в настоящее время 18 %, в то время как коммунальных - 82 %. Таким образом, увеличение ставок на содержание и текущий ремонт жилого фонда обусловлено объективной необходимостью.Наблюдается устойчивая тенденция роста фактических затрат на производство жилищных услуг. Затраты на оказание этих услуг в 2002 году увеличились на 46,8 %, что обусловлено ростом фонда заработной платы, стоимости материальных затрат, роста цен.В нарушение установленного федеральным законодательством порядка в Санкт-Петербурге цены и тарифы, то есть стоимость единицы работ по содержанию и ремонту жилья, для организаций жилищно-коммунального комплекса, не установлены.В нарушение требований федерального законодательства повышение цен на жилищные услуги предлагается без одновременного внесения изменений и дополнений в Закон о бюджете на текущий финансовый год.Региональный стандарт оплаты жилья и коммунальных услуг - 33,4 рубля на 1 кв. метр общей площади, установленный Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2004 № 473, не соответствует федеральному стандарту предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, установленному постановлением Правительства РФ от 25 августа 2003 года № 522 для Санкт-Петербурга, поскольку превышает его на 9,1 рубля или на 37,4 %.Проведенная ЗАО "Аудиторская фирма "КОНСАЛТ" независимая экспертиза экономической обоснованности расчета нормативов затрат на жилищные услуги, оказываемые жилищно-эксплуатационными организациями Санкт-Петербурга, не соответствует требованиям федерального законодательства.Ряд нормативов затрат на жилищные услуги завышен, однако, определение конкретных экономически и технологически обоснованных размеров ставок оплаты за жилищные услуги не входит в компетенцию Контрольно-счетной палаты.Расходы на Жилищное хозяйство в законе о бюджете на 2004 год отражены с учетом предполагаемого реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Однако, нормативно-правовая база проведения в 2004 году реформы жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время отсутствует.В законе о бюджете на 2004 год платежи населения за жилищные услуги не учтены в доходной части бюджета и, соответственно, в ведомственной структуре расходов не предусмотрены расходы за счет этих поступлений.

Выводы:

1. Повышение ставок на услуги по содержанию и ремонту жилого фонда объективно обосновано, но для введения повышенных ставок необходимо проведение экспертизы в соответствии с установленными Постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 № 89. Проведенная ЗАО "Аудиторская фирма "КОНСАЛТ" экспертиза указанным требованиям не отвечает.

2. Повышение платы за жилье должно сопровождаться обязательным в соответствии с требованиями федерального законодательства включением в доходную часть бюджета платежей населения за содержание, ремонт и наем жилья и, соответственно, в расходную - расходов на эти цели. Соблюдение требований законодательства об обязательном включении платежей населения в бюджет позволит надлежащим образом осуществлять контроль за направлением расходования данных средств.

3. Установленный Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2004 № 473 региональный стандарт оплаты жилья и коммунальных услуг - 33,4 рубля на 1 кв. метр общей площади значительно превышает федеральный стандарт предельной стоимости оплаты предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, установленный Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2003 года № 522 и тем самым не соответствует требованиям ст.ст. 15 и 15-2 Закона РФ "Об основах жилищной политики".

Рекомендации:

1. Провести независимую экспертизу отвечающую требованиям к установленным Постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 № 89.

2. Включить в доходную часть бюджета платежи населения за содержание, ремонт и наем жилья и, соответственно, в расходную - расходы на эти цели.

3. Привести региональный стандарт оплаты жилья и коммунальных услуг в соответствием с федеральным стандартом предельной стоимости оплаты предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, установленным Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2003 года № 522.

4. Правительству Санкт-Петербурга разработать план мероприятий, направленных на снижение издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг и повышение их качества.

5. Разработать для Санкт-Петербурга и утвердить нормы и правила технического обслуживания, содержания и ремонта жилого фонда в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

6. Организовать систему субсчетов по каждому многоквартирному дому в целях создания условий для развития конкуренции и демонополизации управления жилищным фондом и организации Жилищным комитетом конкурсных процедур на право обслуживания данного конкретного дома.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close