Петербургские подразделения МВД, ФСБ, МЧС, автобусы «Пассажиравтотранса» летом могут столкнуться с нехваткой дизтоплива для спецтехники. Основной поставщик дизеля, компания ПТК, впервые будет работать в условиях навсегда отключенного трубопровода, по которому «Транснефть» перекачивала топливо из Киришского НПЗ в Петербург. Железнодорожная эстакада ПТК вряд ли выдержит традиционный летний рост потребления топлива. Судьбу трубы вскоре должны определить в УФАС.
Компания ПТК, которая заправляет бензином и дизельным топливом автомобили около 5 тыс. петербургских организаций, летом рискует столкнуться с трудностями в доставке топлива в Петербург от своего основного поставщика — Киришского НПЗ. В январе компания «Транснефть», которая занимается транспортном нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, прекратила обслуживание трубы, по которой перекачивалось дизельное топливо от станции «Красный Бор» на принадлежащую ПТК нефтебазу «Ручьи», оставив в работе трубопроводы Кириши — «Красный Бор» и «Красный Бор» — Пулково.
Как сообщили «Фонтанке» в ПТК, пока что компания справляется с доставкой дизельного топлива железной дорогой, однако летом, когда начнется «высокий» сезон и вырастет потребление, железнодорожная эстакада справляться не будет. С нефтебазы «Ручьи» ПТК развозит дизель по 76 из 83 АЗС Петербурга, где продается этот вид топлива. Среди наиболее крупных клиентов ПТК — «Пассажиравтотранс», ГУПы, структуры МВД, ФСБ, ФСО, МЧС и других госорганизаций.
Летом прошлого года и предыдущих лет «Транснефть» перекачивала с «Красного Бора» на «Ручьи» около 20 – 25 тыс. тонн дизельного топлива (более 200 тыс. тонн в год). С этой единственной на правом берегу Невы нефтебазы ПТК распределяло топливо по правобережным заправкам, еще около 20 тыс. тонн дизеля в месяц компания доставляла бензовозами на левобережные станции.
Перегруз железнодорожной эстакады, с которой в резервуары «Ручьев» заливают бензин и дизельное топливо, приведет к необходимости возить с «Красного Бора» около 40 тыс. тонн дизеля в месяц бензовозами, из которых половину нужно будет доставлять на правобережные АЗС. А поскольку в дневное время такому транспорту, как правило, запрещено ездить по переправам, бензовозы поедут ночью, с учетом разводки мостов, через вантовый мост. Для этого им придется пересечь мост 4200 раз за месяц.
Сейчас в управлении ФАС по жалобе ПТК рассматривается вопрос о законности отключения трубы до «Ручьев». Нефтетранспортного монополиста проверяют на предмет нарушения части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции» — действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц. Первое и пока единственное заседание прошло в УФАС 3 февраля. Протокол заседания не велся, а аудиозапись в управлении ФАС отказались предоставить «Фонтанке», ссылаясь на то, что в ходе заседания «были оглашены сведения, составляющие коммерческую тайну». Один из участников совещания сообщил, что не припомнит такого оглашения. Ближайшее заседание состоится 2 апреля.
Отключение трубопровода «Транснефть» объясняла его изношенностью и невозможностью даже провести диагностику. Аналогичного мнения придерживаются чиновники Минэнерго. «При проведении независимой экспертизы промышленной безопасности выдано заключение о необходимости подготовки документации на ликвидацию НПП "Красный Бор – нефтебаза "Ручьи"», — говорится в сообщении УФАС. По информации «Фонтанки», эту по большей части теоретическую экспертизу выполняло за 527 тысяч рублей Агентство исследований промышленных рисков.
Отметим, что не подлежащий эксплуатации трубопровод был построен в 1971 году. Примерно в это же время был построен трубопровод «Красный Бор» — аэропорт Пулково, по которому перекачивается авиационный керосин. Приблизительно тогда же была построена сама станция «Красный Бор». Как получилось, что один трубопровод стал непригодным, а второй, проложенный в одно и то же время, может продолжать работу, пока неясно. В компании «Транснефть-Балтика», которая содержит эти трубы, пока воздерживаются от комментариев до окончания разбирательства в УФАС.
В ПТК сообщили «Фонтанке», что суть спора с «Транснефтью» заключается в том, что ее специалисты считают возможным продолжить эксплуатацию имеющейся инфраструктуры, а компания «Транснефть», «в обязанности которой входит поддержание в работоспособном состоянии нефтепродуктопроводов, совершенно неожиданно для рынка и для себя доказывает, что техническое состояние объектов требует немедленного их закрытия, дальнейшая их эксплуатация преступна и может нанести непоправимый ущерб экологии региона».
«Все наши предложения ознакомиться с документами, на основании которых сделаны такие выводы, ранее отклонялись компанией «Транснефть», и мы надеемся, что в рамках разбирательств уже на уровне УФАС специалисты ПТК получат достоверную информацию, и диалог между компания возобновится», — сказали в ПТК.
Участники топливного рынка выдвинули свою версию действий «Транснефти». Компания является монополистом в области транспортировки нефти и нефтепродуктов, однако отнюдь не занимает доминирующего положения на рынке их хранения. Нефтебаза «Невский мазут» на Глухоозерском шоссе (резервуарный парк 20 тыс. кубометров) принадлежит двум бизнесменам, Константину Другакову и Владимиру Науменко, «Красный нефтяник» на улице Салова (45,4 тыс. кубометра) принадлежит ПТК, «Ланта-петролиум» в Гатчинском районе — «Лукойлу», нефтебаза в Бронке — Neste, Петродворцовая нефтебаза — Красносельской топливной компании.
ПТК планировал с 2015 года начать продавать со своей нефтебазы «Ручьи» топливо крупнейшим владельцам АЗС — «Газпрому», «Роснефти» и «Лукойлу». Теперь, с отключением «Ручьев» от трубы, не исключено, что эти компании захотят покупать часть топлива для своих заправок у «Транснефти», поскольку компания планирует реконструировать станцию «Красный Бор» и построить новый наливной пункт на станции Невская. Заместитель вице-президента «Транснефти» Владимир Назаров в конце 2014 года как раз заявлял, что автоналивные пункты на станциях компании «полноценно заменят данную нефтебазу» («Ручьи»).
ПТК платила «Транснефти» за транспортировку дизельного топлива около 100 млн рублей в год за доставку примерно 200 тыс. тонн нефтепродукта. Хранение одной тонны топлива на нефтебазах в среднем стоит около 25 рублей в сутки, или 9,1 тыс. рублей в год. Большинство нефтебаз различным образом комбинируют тарифы, предлагая, например, 10 рублей за хранение и еще 10 – 15 рублей – за налив в бензовозы. На станции «Красный Бор» налив стоит 18 рублей за тонну, таким образом, без учета хранения, налить 200 тыс. тонн дизельного топлива в бензовозы стоит около 3,6 млн рублей.
Сотрудник «Транснефти», знакомый с политикой компании, сообщил «Фонтанке», что компания «никогда не планировала и не намерена выходить на рынок хранения нефтепродуктов». «Это просто смешно, деньги копеечные. Назначение нашей компании следует из самой сути ее названия. Мы занимаемся транспортировкой нефти и нефтепродуктов, и ничем другим», — сказал он.
Так или иначе, а «Транснефть» планирует реконструкцию в 2015 – 2020 годах головной перекачивающей станции «Кириши», станции «Красный Бор» и трубопровода между ними. По оценке наблюдателей, эти мероприятия могут обойтись в 2 – 3 млрд рублей. Возможно, прежде в планах была и реконструкция трубы от «Красного Бора» до «Ручьев» (стоит около 1,5 млрд) и впоследствии была исключена в рамках сокращения инвестиционных затрат.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»