Сейчас

-5˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-5˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -8

1 м/с, с-в

748мм

88%

Подробнее

Пробки

2/10

Концепция Генерального плана развития Петербурга до 2015 года

Данная Концепция выступает в качестве доктрины, эскиза генерального плана. По мере обсуждений и согласований, в ходе выбора оптимального варианта развития, в процессе создания последующих слоев планировочной документации (проектов застройки районов, реконструкции кварталов и т. д.) этот первоначальный эскиз будет наполняться деталями и конкретизироваться. Во всех своих расчетах мы опирались на Концепцию социально-экономического развития Санкт-Петербурга на долгосрочную перспективу. Генеральный план обозначает цель устойчивого и комфорт и эстетическое совершенство среды обитания, удобство и привлекательность Санкт-Петербурга для жизни и деятельности как нынешних, так и будущих горожан.

В основу Генерального плана положена идея «Открытого европейского города» - при разработке Концепции генплана специалисты ориентировались на европейский стандарт качества городской среды.

Качества городской среды определяет ряд параметров: уровень жилобеспеченности, удобство транспортных связей и хорошая экология, гуманный масштаб застройки и ее эстетическая привлекательность, надежная инженерия и тщательное благоустройство. И, не в последнюю очередь – насыщение среды обитания социальными инфраструктурами.

Открытый город в предлагаемой Концепцией трактовке – это город, который создает благоприятные условия для размещения федеральных органов власти, представительств регионов России и иностранных государств, а также для проведения мероприятий национального и международного уровня; пропускает через себя и частично перерабатывает 460-500 млн. тонн грузов в год; принимает до 6 млн. туристов в год, располагая при этом 60-70 тысячами гостиничных мест (сейчас оба показателя в 2-2,5 раза меньше); исполняет функцию крупнейшего центра науки, культуры, подготовки кадров, здравоохранения и профессионального спорта.

Санкт-Петербург может и должен сохранить свой многофункциональный профиль – в этом залог устойчивости развития города с миллионным населением.

Полифункциональная система сложнее для градостроительного регулирования: интересы промышленно-транспортного центра и центра интеллектуальной деятельности могут сталкиваться, предъявляя противоположные требования к инженерно-транспортной инфраструктуре и претендуя на одни и те же территории. Но на основании анализа, проведенного в ходе разработки Концепции, утверждается, что при разумном использовании территориального ресурса можно не только развести эти интересы в пространстве Санкт-Петербурга, но и способствовать его переходу от индустриальной фазы развития к постиндустриальной. Этот переход уже начался – об этом свидетельствуют изменения в структуре занятости населения и бурный рост третичного (обслуживающего) и четвертичного (информационного) секторов экономики. Последние тридцать лет эти сектора доминируют во всех развитых странах, во многом определяя и динамику развития городов, и их облик. В Петербурге подобный процесс наметился всего десять лет назад. Но он активизируется, причем, не только в традиционных областях – торговле и общественном питании. Развиваются новые виды бизнеса: консалтинг, маркетинг, аудит, кредитно-финансовый, страховой, риэлторский. Информационная сфера Петербурга становится частью глобального информа-ционного пространства. Надо отметить, что два локомотива сегодняшней экономики – промышленность и транспорт – набирают обороты за счет постиндустриальных секторов, и тянут их за собой. И это естественно. Эволюция промышленности невозможна без развития наукоемких и высокотехнологичных производств, а работа современного транспортного центра немыслима без сопутствующих экспедитор-ских, логистических и прочих услуг.

Новый генеральный план реагирует на эту тенденцию следующим образом: размеры территорий, занимаемых промышленностью и транспортом, остаются на достигнутом уровне. По расчетам, этого вполне достаточно, чтобы к 2015 году обеспечить рост объемов промышленного производства в 2 раза. При солидных объемах нового строительства (7,5 млн. кв. м) убыль фонда производственно-складской недвижимости составит 5,5 млн. кв. м, а общий прирост – 2 млн. кв. м. Это объясняется радикальным изменением структуры размещения промышленно-складской функции: производства вытесняются из центра города на периферию, уступая место постиндустриальным сферам деятельности.

Необходимо уделить внимание отраслям деятельности, которые сегодня не считаются серьезными вкладчиками в экономику города, но в постиндустриальной перспективе вполне могут ими стать. Это высшее образование, наука и культура.

Идея превращения Петербурга в «русский Гарвард» не раз озвучивалась представителями деловых и научных кругов города. И речь шла не только о доходах от обучения иностранных студентов, но о создании системы «инновационных лабораторий» и «технопарков» по модели Гарварда и ряда французских университетов (Парижа, Тулузы, Лиона). Эта тема заслуживает особого патронажа со стороны государства: ведь мировой рынок наукоемких технологий в 2 раза превосходит по объему топливно-энергетический и в 4 раза – автомобильный. С этой целью Концепцией предусмотрено развитие:

комплексов высших учебных заведений в восточной части Васильевского острова; южнее Невского проспекта; в районе Технологического и Политехнического институтов, а также в Пушкине и Петродворце;

научного комплекса РАН на В. О. с резервированием территории для создания научных центров РАН в районе Новоорловского лесопарка и Пулковской обсерватории;

4-х крупных медицинских центров: Военно-медицинской академии, I Медицинского института, Мечниковской больницы и комплекса АМН РФ в пос. Песочный.

Богатейший культурный потенциал Петербурга лежит, по большей части, мертвым грузом, и его хранение обходится дорого. Нужны яркие и масштабные культурные инициативы, связанные с фестивалями и выставками, международными конгрессами и спортивными состязаниями. Причем, они не должны локализоваться исключительно в центре города. Поэтому Концепцией предусмотрена не только реконструкция, расширение и развитие существующих объектов, но также резервирование территорий под новые культурные и выставочные центры, а также под крупные спортивные сооружения.

Все этим замыслам сопутствует развитие инфраструктуры туризма – не только отелей высшей категории, но и небольших гостиниц, мотелей, кемпингов. Концепция не ограничивается раскрытием туристического потенциала одного Санкт-Петербурга и предлагает создать вокруг него, по аналогии с московским «Золотым кольцом», «Серебряное кольцо», включающее Ям, Копорье, Новгород, Тихвин, Свирский заповедник, Старую Ладогу, Валаам, Корелу и Выборг.

В отличие от ресурсоемких отраслей, требующих значительных территорий и больших санитарно-защитных зон, новые виды бизнеса тяготеют к жилью. Таким образом, диверсификация в экономике приводит к оживлению городской среды. Она обогащается за счет сооружений различной типологии и архитектуры, становится более разнообразной, насыщенной и живописной.

Претерпев некоторые структурные трансформации, экономика города должна к 2015 году увеличить валовой региональный продукт в 2,5-3 раза. Для этого во всех ее сферах должны быть заняты 2,7 – 2,9 млн. человек. Как утверждает демографический прогноз, обеспечить такую потребность в рабочей силе можно будет только на основе сочетания местного трудового ресурса и трудовых мигрантов.

Ситуация в Санкт-Петербурге во многом будет зависеть от политики городского правительства по активизации экономики и улучшению имиджа города с целью привлечения в Санкт-Петербург как инвестиций, так и новых жителей. Оздоровление социально-экономической сферы должно привести к увеличению рождаемости и, с учетом миграционного прироста, к 2015 году численность населения города стабилизируется на уровне 4,8-5,0 млн. человек.

Генеральный план 1987 года рассматривал город и область как единое целое. Сейчас это два различных субъекта Российской Федерации. Учитывая, что проблемы расселения, размещения производства, развития внешнего транспорта, охраны и регенерации природных ресурсов, развития зон отдыха и коллективных садоводств выходят за пределы Санкт-Петербурга, предлагается согласовать с Ленинградской областью границы пригородной зоны, охватывающие территорию радиусом 50 км от центра Санкт-Петербурга. В ходе дальнейшей работы над генпланом предстоит совместно с областью выработать предложения по использованию земель в зоне взаимных интересов.

С целью сохранения природного комплекса и пространственной структуры Петербурга предлагается придать разрывам между ним и ближайшими историческими городами, а также между самими поселениями статус зон «особого градостроительного регулирования местного значения». В эти зоны включены: Пулковское поле, лесопарк у железнодорожной платформы «Красные зори», а также Ораниенбаумский, Шунгеровский, Ольгинско-Сестрорецкий и Тарховский лесопарки. Режим использования этих территорий предусматривает развитие рекреационной и сохранение сельскохозяйственной функции; организацию природных заповедников и заказников, а также запрет капитального строительства зданий любого назначения, кроме спортивного и рекреационного.

При плановой экономике идея равномерного развития города подразумевала его экстенсивное расширение. В условиях рынка вектор градостроительной деятельности смещается в сторону интенсификации использования земель и реконструкции в самом широком смысле слова.

В рамках сравнения вариантов развития города определялось оптимальное соотношение между новым строительством и реконструкцией территорий с высоким рентным потенциалом. По расчетам, около 50% прироста фонда общественно-деловой недвижимости (не менее 10 млн. кв. м) и 20% прироста многоквартирного жилья должны произойти за счет реконструктивных мероприятий.

Стратегия развития постиндустриального города находит свое выражение в политике структурных преобразований. Можно отметить несколько ключевых моментов. Прежде всего, это формирование полицентрической структуры по рём основным направлениям: расширение и стоического центра города; формирование нового линейно-узлового центра федерального и международного значения вдоль Волхонского шоссе с развитием дворцово-парковых комплексов Петродворца, Стрельны, Царского села и созданием нового общественно-делового центра в районе Пулково; развитие системы периферийных субцентров.

С идеей полицентричности тесно связана тема оптимизации структур расселения и размещения рабочих мест. Сегодня эти структуры разбалансированы. Этим во многом объясняется и чрезмерное автомобильное давление на исторический центр, и перегрузки общественного транспорта, и увеличение времени поездок на работу.

В связи с задачей эффективного использования территориальных ресурсов Санкт-Петербурга и повышения его рентного потенциала в целом все большую остроту приобретает вопрос оптимизации размеров функциональных зон и их размещения на территории города.

К 2015 году положение дел начнет нормализоваться. За счет сокращения с/х земель (с 29,3 тыс. га до 20 тыс. га), военных и режимных территорий (с 3,5 тыс. га до 2,7 тыс. га) и неиспользуемых земель (с 10,6 тыс. га до 2,5 тыс. га) произойдет увеличение жилых территорий (в том числе, под многоквартирное жилье – с 16 тыс. га до 20-25 тыс. га, под одноквартирное – с 10 тыс. га до 13-15 тыс. га), общественно-деловых зон (с 7 тыс. га до 10-12 тыс. га) и рекреационных зон (с 38,4 тыс. га до 40-45 тыс. га).

При сохранении общей площади производственных зон на уровне 11 тыс. га география их размещения радикально видоизменяется: в центре города производственные сокращаются на 500 га, в промышленно-селитебном поясе – также на 500 га. В то же время в существующих периферийных нежилых зонах и в зоне КАД под размещение производств резервируются земли общей площадью 1000 га.

В области развития и размещения градостроительных функций, градостроительная политика направлена на преодоление монофункциональности застройки, выражающейся в наличии в Санкт-Петербурге гигантских однородных зон – как жилых, так и нежилых.

Непременным условием развития градостроительных функций является опережающее развитие инженерно-транспортной инфраструктуры. Позиционирование Петербурга в качестве крупнейшего транспортного узла федерального значения, успешно конкурирующего с другими транспортными комплексами Балтийского региона, требует поддержки градостроительными средствами. В центре внимания – перспективы развития Большого порта Санкт-Петербурга, реконструкция и развитие морского пассажирского района на Васильевском острове. Так же Концепция предусматривает реконструкцию и развитие Санкт-Петербургского железнодорожного узла, инфраструктур воздушного транспорта. Крайне важным является развитие системы автомагистралей скоростного и непрерывного движения в обход центральных и селитебных районов города.

К 2015 году произойдет 12%-ное увеличение объемов городских пассажирских перевозок (до 3400 млн. пассажиров в год). В Концепции принято следующее распределение этого объема перевозок: 82% будет обеспечиваться общественным и 18% - индивидуальным транспортом. Концепцией предусмотрено увеличение протяженности линий метрополитена на 41,5 км. Однако, одно совершенствование работы общественного транспорта не снимает автомобильной нагрузки с центра города - его приходится сочетать с ограничениями на въезд личного автотранспорта. До введения подобных ограничений в Петербурге, необходимо создать систему «перехватывающих» автостоянок у въездов в центр, обустроить инфраструктуры хранения и парковки легковых автомобилей.

Централизованные системы инженерного обеспечения города складывались на протяжении десятилетий, и темпы их развития, как и транспортных инфраструктур, отставали от потребностей города. Реконструкции требуют 22% тепловых, 47% водопроводных, 16% газовых и 25% канализационных сетей. Следует также признать, что курс предыдущего генплана на максимальную централизацию теплоснабжения на практике не оправдал себя. Низкое качество и высокая стоимость услуг ТЭЦ привели к появлению автономных котельных, которых после 1990 г. построено частными инвесторами уже около 350. Сегодня стимулов для ресурсосбережения нет ни у поставщиков, ни у горожан; установка приборов учета и регулирования (кроме электрических счетчиков), еще не носит массового характера. В результате удельное потребление инженерных ресурсов на 1 человека в Петербурге в 1,5-2 раза выше, чем в европейских городах. Решения Концепции направлены на приведение к европейскому уровню не только качества и надежности инженерного обеспечения, но и удельного потребления ресурсов.

К 2015 году намечено полностью прекратить сброс в водоемы неочищенных сточных вод, ввести полную утилизацию осадков сточных вод и значительно повысить качество очистки. Для этого нужно ввести в строй Юго-западные очистные сооружения и достроить главный тоннельный коллектор северной части города.

Потребление тепловой энергии возрастет к 2015 году с 23,8 до 28,7 тыс. Гкал/час (в 1,2 раза). Увеличение централизованной подачи будет сопровождаться проведением теплосберегающих мероприятий, реконструкцией источников теплоснабжения и сетей и максимальным внедрением когенерационных установок. Планируемое увеличение подачи газа Санкт-Петербургу к 2015 году с 8,6 до 10,5 млрд. кубов в год позволяет надеяться на гарантированное обеспечение источников теплоснабжения топливом. В числе первоочередных проектов – прокладка тепломагистрали для подключения Северо-западной ТЭЦ к системе теплоснабжения Приморского района.

Рост энерговооруженности быта и промышленного производства вызовет увеличение потребления электроэнергии к 2015 году с 19 до 25 млрд. кВт. час в год. В этой связи Концепцией запланированы: реконструкция и развитие электростанций и подстанций глубокого ввода; перевод электрических сетей и подстанций с напряжения 35 кВ на напряжение 110 кВ; а также каблирование воздушных линий электропередач 110-220 кВ протяженностью около 50 км.

В составе Концепции генплана тщательно проработан раздел экологии городской среды, затрагивающий все аспекты функционирования города.

Рассуждая о масштабных преобразованиях Санкт-Петербурга, нельзя обойти вниманием те объекты и свойства городской среды, которые мы не хотим утратить ни при каких обстоятельствах. Развитие представительских и туристских функций особенно тесно связано с обликом города, состоянием его архитектурного наследия, с качеством новой архитектуры.

Намечаемые Генпланом преобразования должны проходить в рамках сохранения и развития образа Санкт-Петербурга, гарантируя его узнаваемость.

Документ любезно предоставлен «Фонтанке» Комитетом по градостроительству и архитектуре.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close