16:21 14.12.2017
Особое мнение / Жанна Зарецкая все авторы
За участие в массовых протестах Петербурга задержан лидер «Артподготовки»
На проспекте Культуры эвакуируют торговый центр
"Невский проспект" закрыт для пассажиров
Реверсивное движение запустят на Большеохтинском мосту
Владимир Путин: Рамзан все правильно делает
«Зенит» сыграет на зимних сборах с чемпионами Дании, Чехии, Китая и Словении
«Метрострой» прокопал тоннель от «Большого проспекта» к «Театральной»
Путин высказался против запрета абортов
Президент: В льготах Сечину виноват не Сечин
Путин предположил, что уже перешел с Трампом на «ты»
Путин не понял, почему GPS-трекер можно прикрутить к коту, а к корове — нельзя
Путин подискутировал с Собчак и сравнил Навального с Саакашвили
Вставшая на КАД легковушка собрала несколько машин
На пресс-конференцию Путина «незаконно» проник рыбник из Мурманска
Президент «Реал Сосьедада»: «Зенит» помог своим фанатам пронести пиротехнику на стадион
Путин: В 2018 году финансирование медицины составит 4,1% от ВВП
ФАС рублем наказала НТВ и РЕН ТВ за громкость
Путин: Сечин мог бы и прийти в суд
Путин предостерег международных коллег от манипуляций с террористами
На собор святой Екатерины возвращают статуи апостолов
Всеобщая забастовка началась в Греции
Путин посоветовал Польше повзрослеть и не портить отношения с Россией
Почему в Петербурге такое дорогое жилье?
Путин заверил Китай в дружбе
Путин ушел от вопроса корреспондента 47news
«Транзит» врезался в аварийно остановившуюся «ГАЗель»: появились подробности аварии на ЗСД
Президент России выступил за совместную таможню со странами Евразийского союза
В Петербурге пойдет снег с дождем
Путин: Российской армии на территории Донбасса нет
Путин - украинцам: Как вы Саакашвили терпите до сих пор?
В Финляндии начали продавать шоколад из сверчков
Путин: Один запуск северокорейской ракеты может иметь серьезнейшие последствия
Президент: Если ЦБ забирает банки под себя, то с целью последующей приватизации
Путин: Капремонт — тяжелое бремя, которое не отвечает интересам граждан
Роскомнадзор угрожает заблокировать Youtube вслед за Twitter из-за «Открытой России»
Путин: Регионы ограничат в кредитах от коммерческих банков
«Зенит» возобновит чемпионат России 3 марта игрой против «Амкара»
Вынесен первый приговор по делу о теракте в метро Петербурга
В Ленобласти работникам задолжали почти 100 млн рублей
«Транснефть» увеличит транспортировку дизеля «Евро-5» через порт Приморск в 1,7 раза
Путин: Обвинения о российском вмешательстве в американские выборы придуманы противниками Трампа
Конституционный суд решит, быть ли в России параллельному импорту
Путин: По всей стране должны появиться детские технопарки
Президент: Из 12 стадионов к ЧМ-2018 по футболу не достроен только один
Автобус попал в ДТП на Дороге жизни, много пострадавших
Путин: Будем помогать нашим спортсменам добиваться допинговой справедливости в судах
«ВымпелКом» снизил цены на роуминг в Крыму после предупреждения ФАС
Президент о повышении пенсионного возраста: У нас в 55 лет рожают
«Озерки» открыли после проверки
Ночью разведут Тучков мост
Путин ответил анекдотом на вопрос о военных расходах
Фигурант первого дела о теракте в метро Петербурга признал вину
Крупная авария произошла на ЗСД, сообщается о пострадавших
Путин: Государство не пострадает, если пенсионеры перестанут платить налог на землю
«Транснефть» обвиняет ФАС в лоббировании интересов «Роснефти»
Президент остался удовлетворен выполнением майских указов
Путин: Богатства России должны прирастать Арктикой
Бастрыкин узнал о резонансных делах в Петербурге из ТВ-новостей
«Матильда» не окупилась за 1,5 месяца проката
Президент рассказал, что прокуратура сообщала ему о нарушениях в Центробанке
Путин: Экономика развивается не «за счет приписывания цифирек»
Путин: Мы 10 лет жили в условиях гражданской войны
«Озерки» закрыты на вход и выход
Путин объяснил, чей он будет на выборах
«Путин бай-бай»: президент прочитал слово «дедушка» «по Фрейду»
Кортики оставят только здоровым отставным офицерам и мичманам
Предвыборная программа Путина еще не готова
Заезд на ЗСД с Васильевского острова на юг города перегородил грузовик
На Комендантском угнали «Кадиллак» за 3,5 млн руб. с «говорящим» номером
Экипаж экспедиции МКС-52/53 благополучно вернулся на Землю
Кому нужны «тревожные письма Мединскому»?
Сотрудники Псковского драматического театра им. А.С.Пушкина написали Мединскому. Люди театра письмом извещают главного культурного начальника страны, что одна из грядущих премьер будет с бранной лексикой и такими героями, что святых придется выносить в прямом смысле. С одной стороны, письма наверх российские актеры писали всегда и на самые разные темы – есть у них такая стандартная форма времяпровождения. С другой – интересна реакция министра культуры.

Сотрудники Псковского драматического театра им. А.С.Пушкина написали Мединскому. Люди театра письмом извещают главного культурного начальника страны, что одна из грядущих премьер будет с бранной лексикой и такими героями, что святых придется выносить в прямом смысле. С одной стороны, письма наверх российские актеры писали всегда и на самые разные темы – есть у них такая стандартная форма времяпровождения. С другой – интересна реакция министра культуры.

Коллективные письма действительно бич российского театрального сообщества. Служители Мельпомены и Талии строчили коллективки на протяжении всей новейшей истории отечественного театра: в Ленинграде на этом поприще особенно ударно работал Театр Комедии – всю вторую половину прошлого столетия труппа писала письма с просьбой уволить главных режиссеров, включая и выдающихся Петра Фоменко и Вадима Голикова. 

Серией писем против худруков, позволяющих себе эксперименты, «несовместимые с именем великого Станиславского», прославился некоторое время назад московский драматический Театр им. Станиславского, где в качестве главного хранителя традиций выступал наш некогда всесоюзно любимый Ихтиандр – народный артист России Владимир Коренев. Лексика подобных опусов эпистолярного жанра всегда одна – это лексика кляуз и доносов. «У подавляющего большинства членов коллектива есть ощущение, что театр попал в руки некомпетентных, а возможно, и не вполне порядочных людей. Театр последовательно и неуклонно разрушается», – утверждали Коренев и Ко по поводу главного режиссера Александра Галибина, который по мере сил пытался реформировать театр. И тут же приводились цифры премий Галибина, сумма его платы за квартиру и так далее. Казалось бы, «где Кура и где твой дом», как говорилось в знаменитой «Хануме» Товстоногова – где Станиславский и где квартплата? Ан нет, всё в один котел, чтобы уж точно дело выгорело.

Письмо из псковской драмы – такой же донос, с той разницей, что конъюнктура настоящего момента подкидывает иной страшный грех, гораздо страшнее любых завышенных премий и даже любого воровства, – грех создания произведения «современного искусства». «Но в итоге, – говорится в «тревожном письме» в минкульт, – пьеса (имеется в виду работа приглашенного из столичного Театра.doc режиссера Варвары Фаэр) вдруг незаметно превращается в очень типичное сегодня, предсказуемое произведение «современного искусства», ожидаемое, понятное в наших сегодняшних культурных реалиях. Понятно, что у нас будут как принято в настоящем актуальном искусстве звучать со сцены… (далее приводятся примеры нормативной сниженной лексики) /…/. Конечно же, типичными представителями нашего города в «документальной пьесе» будут две проститутки, сирота с трагическим детством, женщина-следователь, прапорщик, понятно без просмотра, опять же, какие у нас прапорщики. Обязательно будет жадный, примитивный начальник бани и над всем этим, легким этюдом, конечно же, будет «первопричина зла и виновник страданий» – Царь-карлик». Не знаю, как у вас, а у меня в этот момент в памяти всплыл крик шакала Табаки из прекрасного советского мультика: «А еще земляным червяком, они называли тебя земляным червяком!!!»

Прошу прощения у людей, хорошо владеющих русским языком, но позволю себе процитировать еще одно предложение, наиболее колоритное (орфографию и пунктуацию сохраняю, как и в отрывке, приведенном выше): «О режиссере, если удачно, обязательно напишут восторги либеральные газеты, власти получат по первое число от консерваторов и ревнителей морали за «аморалку и очернение на бюджетные деньги», а если в рекламном смысле повезет, то пьесу запретят к показу, или Вы кого уволите?»  

Какие у нас прапорщики, может быть, действительно понятно. Какие проститутки – тоже. Какие цари – им виднее. Не понятно, как умудрились псковские актеры при таком владении русским языком получить аттестат о среднем образовании, но этот вопрос здесь не главный. Как и вопрос: при чем тут режиссер документальной пьесы, целью которой является как раз показать действительность, какая она есть? Конечно, стоит  отметить справедливости ради, что Варвара Фаэр – далеко не неофитка на поприще документальной режиссуры, в Театре.doc работает десять лет, имеет авторитет опытного профессионала. Но дело в данном случае не в ней. Письмо, составленное в логике базарной кляузы, не просто прочитано нашим министром, а принято к рассмотрению, он даже заявил журналистам, что намерен отправиться в командировку по тревожному сигналу.

Напомним, что намедни главный культурный чиновник не счел нужным поехать в Новосибирск, в подведомственный Министерству культуры Театр оперы и балета, где зрители спектакля «Тангейзер» вынуждены были проходить в театр через строй возбужденных активистов, обвиняющих их в предательстве Родины. И где на митинг за свободу творчества вышли тысячи людей. И вот намерен встретиться с ревнителями традиционных ценностей (двумя десятками человек) в театре, который ни по количеству сотрудников, ни по художественной значимости несоизмерим с НГАТОиБ. Более того, Псковская драма – театр местного подчинения. Над ним есть несколько местных начальников: и.о. директора театра некая Татьяна Мартынова, руководитель театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрий Месхиев (на глазах удивленной культурной общественности известный режиссер занял этот пост полгода назад), есть, наконец, губернатор. Даже Ихтиандр-Коренев делился своими тревогами не с минкультом, до которого от Театра им. Станиславского рукой подать, а с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым. Есть же элементарная субординация – негоже писать через три головы высокому начальству. 

В то, что псковские артисты сами, а не по наущению неких самодеятельных «драматургов», решили писать в Москву, можно было бы, наверное, поверить – с артистов станется. Кабы не реакция Мединского. Вообще-то, в таких случаях, даже если письмо доходит до адресата (что само по себе редко случается), то большой чиновник должен его, что называется, расписать начальству на местах – наложить резолюцию, допустим: «Д. Месхиеву. Разобраться и доложить». Да еще и примерным образом наказать начальство, что допустило до открытого скандала. Даже в советские времена за такие вот «коллективки» снизу только так летели головы партийных руководителей, поскольку они означали, что руководители не справляются с подчиненными. Помните, в легендарных додинских «Братьях и сестрах» неформальный деревенский лидер-мудрец Петр Житов говорит наивному юному Мишке Пряслину: «Кабы ты это письмо один написал и отослал (имеется в виду письмо в защиту арестованного председателя колхоза), я б тебе слова не сказал, резвись мальчик, а когда ты по деревне бегаешь да подписи собираешь – вот это и есть коллективка. Ты человеку только новый камень на шею вешаешь. Прочтут это письмо и скажут: «Ты чему своих колхозников учишь? Письма подрывающие писать?» 

Цену коллективкам любая власть знает, сама этой техникой прекрасно пользуется. Коллективная ответственность – лучшая форма безответственности. Как сообщил источник в псковском театре, актеров вызывали по одному в кабинет, просили подписать, многие отказались. Напомню, что письма против цензуры, в защиту директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича и режиссера «Тангейзера» Тимофея Кулябина деятели отечественной культуры писали не коллективно, а лично. Лично Калягин, лично Фокин, лично Могучий, лично Миронов и десятки других находили индивидуальные аргументы и ставили свою – единственную – подпись в конце. От такой подписи не откажешься. После такой подписи довольно сложно поменять мнение по звонку сверху. Это в Министерстве культуры наверняка понимают. Так что псковский театр в нынешний момент подвернулся кстати, тем более что на его открытии после реставрации присутствовал сам Владимир Путин. 

Вряд ли эта нехитрая комбинации сама по себе может кого-то обмануть. И можно было бы про нее и вовсе промолчать. Кабы подобные «капли народного возмущения» не капали на мельницу новых скандалов в крайне напряженной сегодняшней общественной ситуации. Кабы особое рвение «защитников традиций», которым нечего предложить обществу, кроме коллективных кляуз, не порождало поистине мракобесный страх перед современным искусством, без которого культура в целом превращается лишь в служанку идеологии. У Владимира Мединского, как он заявил 15 апреля, нет времени обращать внимание на петицию с требованием о его отставке, подписанную более чем 15 тысячами россиян. Зато есть время реагировать на «сигнал» с двадцатью автографами. Довольно странное, согласитесь, предпочтение. В то время как логичный выход из сложной ситуации, в которой оказался министр и его ведомство, – очевиден. Прежде всего осадить ябедников и хулиганов – тех, кто пишет безграмотные письма, пытается срывать спектакли и подбрасывает свиные головы под двери солидных театров, подведомственных, между прочим, минкульту. А затем инициировать масштабную просветительскую работу – цикл лекций, семинаров, творческих встреч по всей стране, которые повысили бы уровень образованности работников культуры и зрителей, в частности в вопросах современного искусства. А также разъяснили бы сторонникам традиционных ценностей, что государство вкладывает деньги в искусство не для того, чтобы оно становилось его идеологическим придатком, а чтобы указывало ему на его проблемы. 

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»   

ЗАО «ЮИТ Санкт-Петербург»
ЮИТ сдал ЖК «Смольный проспект», спроектированный Рикардо Бофиллом
Компания «ЮИТ Санкт-Петербург» получила разрешение на ввод в эксплуатацию элитного жилого комплекса «Смольный проспект», располагающегося рядом с ансамблем Смольного
Холдинг RBI
«Северный город» признан компанией, которой покупатели доверяют больше всего
В Петербурге подведены итоги юбилейного, десятого конкурса «Доверие потребителя». Сами потребители и экспертное жюри, составленное из профессионалов рынка недвижимости, выбрали лучшие компании и проекты из более чем 200 участников – агентств недвижимости, инвестиционно-строительных компаний и банков
ПАО «Группа ЛСР»
Группа «ЛСР» завоевала «Доверие потребителя»
12 декабря в Санкт-Петербурге прошла церемония награждения победителей десятого юбилейного конкурса «Доверие потребителя» рынка недвижимости. В специальной номинации «Самая стабильная компания десятилетия» победила «Группа ЛСР»
Магазин "Кей"
Выбираем подарок для девушки на Новый год со специалистами КЕЙ
В этот день все ждут настоящего чуда и специалисты компании КЕЙ помогут Вам подобрать достойный презент, который не оставит равнодушной Вашу любимую женщину
ЖК «YouПитер»/ГК “Арсенал-Недвижимость”
В корпусе №17 ЖК «YouПитер» началось витражное остекление
ЖК «YouПитер» от ГК “Арсенал-Недвижимость” в ближайшее время пополнится очередными готовыми новостройками
Компания «ПСК»
«ПСК» приступает к устройству фундамента нового ЖК на Васильевском острове
В ноябре 2107 года строительная компания «ПСК» выиграла тендер на произведение работ по устройству фундамента и монолитного каркаса жилого комплекса, возводимого на намывных территориях Васильевского острова. Девелопером проекта выступает Glorax Development, входящая в структуру Glorax Group. В настоящее время на объекте закончились подготовительные работы по организации строительной площадки: завершены земельные работы, произведена забивка свай