09:06 21.04.2018
Федор Погорелов покажет футбольную столицу
Читать мысли и прыгать на ходулях научат во Всемирный день цирка
На субботнике в Пулковской обсерватории покажут подземную сейсмостанцию
Эрмитаж покажет, кого возьмут в будущее
СМИ: Ключевые подозреваемые по делу Скрипаля скрылись в России
В Автово дырявая труба организовала бесплатную мойку автомобилей
Представители Конгресса США три часа беседовали с адвокатом Весельницкой о связях с Трампом
Twitter объяснил запрет на рекламу «Лаборатории Касперского» требованиями властей США
Кадыров: В Сирии погиб корреспондент телерадиокомпании «Грозный»
Касперский обвинил Twitter в цензуре из-за запрета на рекламу
Путин: Россия поможет Кубе с «социально-экономической модернизацией»
Сделанные в Петербурге автомобили вошли в топ-25 самых популярных в России
Силуанов заявил о стабилизации курса рубля
Родоначальником «дизельгейта» называют Audi
Глава Минфина РФ: Для помощи бизнесу под санкциями будет создана специальная структура, компаниям нужны 100 млрд
Землянам показали туманность Лагуна
На Большеохтинский мост вернули реверсивное движение
Пилоты просят министра транспорта урезонить Росавиацию
Тихвин уходит под воду
Шестикласснице из Петербурга сломали нос за откровенность с чужими родителями
Госдеп США: Россия, Китай, Иран и Северная Корея создают в мире «нестабильность»
Смольный отказался вернуть участок под Океанариум в состав парка
В Смольном подтвердили уход Спецтранса № 6 из Каменки
Уполномоченный губернатором «калькулятор» посчитает прожекты Кронштадта
«Дизельгейт»: арестован ведущий инженер Porsche
«Фонтанка» за 60 секунд — 16-20 апреля
Демократическая партия США подала иск против России, штаба Трампа и WikiLeaks
СМИ узнали слово, из-за которого Денисов лишился миллиона
Эмилия Кларк зачитала спойлеры «Игры Престолов». Ее запиликали
Жилищные сертификаты можно будет использовать на этапе строительства
Центробанк хочет сократить 40% сотрудников надзорного блока
Тулеев: Я устал от политики и от этой лжи
Порошенко предложил лишить украинского гражданства жителей Крыма
На КАД собралась 11-километровая пробка из-за ДТП
Жительница Петербурга загорелась от сигареты
Янукович написал открытое письмо украинским властям
В Крыму начался ипотечный бум
«Мемориал» заявил о проблемах с сайтом из-за блокировки Telegram
Собчак обвинила Запад в антипутинской пропаганде
После возвращения прав семья Цоя переиздаст альбомы «Кино»
Комтранс рассказал, как будет перевозить пасажиров во время ремонта «Академической»
Как вежливые люди к директору Сайменского канала заходили
Эхо выборов президента: Горизбирком вскрыл списки избирателей на 78 УИКах, но не стал их анализировать
В Финляндии побит тепловой рекорд
Ретейлер «Магнит» снизил прибыль на 1,8% в первом квартале
Правительство РФ допускает рост цен на нефть до $ 80 уже в апреле
Сбившие летчика Филипова террористы искали кадровый резерв в Петербурге
СМИ: В «Русале» ждут массовых сокращений
Погоня за дешевым жильем в Петербурге закончилась в Калининском суде
Центр Петербурга репетирует пробки выходного дня
Тигода и Тихвинка вышли из берегов, Тосно и Паша готовятся
Суд арестовал напавшего с ножом на школу в Стерлитамаке
Среди самых влиятельных людей в мире по версии Time не нашлось места Путину
Дом ЛГБТ-гордости откроется в Петербурге к ЧМ-2018
Сбербанк выставит на торги десятиэтажный офис на Охте
С момента запуска tax-free в Петербурге услугой пользуется один турист в сутки
Молодые петербуржцы отдали пациентам больниц 300 литров крови
Под филиал Эрмитажа выделили землю на территории бывшего ЗИЛа
Роскомнадзор запустил ещё одну горячую линию по жалобам на блокировку Telegram
Впервые за 10 лет началось расширение ареала обитания сайменской нерпы
Школьный двор на Руднева превратился в озеро
Рядом с Новоселками не будет «Анабасиса» и Спецтранса №6
«Локомотив» оштрафовал Игоря Денисова на 1 млн рублей за оскорбление допинг-офицера
Финляндия проведёт масштабные военные учения с США в 2021 году
Петербуржцев просят приготовиться к снежной субботе
СКА купит за 100 млн рублей 22-летнего нападающего «Лады»
Экс-глава службы безопасности СКР Максименко приговорен к 13 годам
В Петербурге запретили ловить рыбу — она еще маленькая
В Великобритании на фестивалях запретят пластиковые бутылки и соломинки
Житель Подмосковья умер после 2,5 часов ожидания помощи врачей
Театры

«Лир» уже не будет прежним

В театре «Приют комедианта» вышел спектакль «Лир. Комедия». По текстам Шекспира, Ницше, Пауля Целана, Варлама Шаламова. Его поставил Константин Богомолов, один из самых интересных и востребованных на сегодня московских режиссеров, регулярно работающий на главной сцене страны, в МХТ. Спектакль этот посвящен главной национальной и мировой катастрофе, после которой мир остался навсегда лишен беспечности и спокойной совести. Это сороковые-роковые, взгляд из XXI века.
«Лир» уже не будет прежним

В театре «Приют комедианта» вышел спектакль «Лир. Комедия». По текстам Шекспира, Ницше, Пауля Целана, Варлама Шаламова. Его поставил Константин Богомолов, один из самых интересных и востребованных на сегодня московских режиссеров, регулярно работающий на главной сцене страны, в МХТ. Спектакль этот посвящен главной национальной и мировой катастрофе, после которой мир остался навсегда лишен беспечности и спокойной совести. Это сороковые-роковые, взгляд из XXI века.

Автора этого текста режиссер Константин Богомолов покорил именно четкостью своей социальной позиции, пониманием того, что «человек ниоткуда» с чистым, как лист в тетради двоечника, сознанием – чрезвычайно опасен. А также – готовностью разбираться со своим историческим прошлым, учитывая, что это прошлое едино для всех рожденных в СССР, вскрывать феномены, мифы, кошмары национального сознания.

Скажем, в «Старшем сыне» (спектакле «Табакерки») Богомолов призывал к ответу поколение отцов, слишком увлекшихся игрой в идеализм и наплодивших целое поколение «безотцовщины». С той же эпохой своего детства Богомолов разбирается в «Чайке», которая идет на сцене МХТ и где в узнаваемой до мурашек по позвоночнику атмосфере милой дачной расслабленности диагностируется девальвация понятия семьи, совершенно незаметно подводящая к трагедии. «Лир» взывает к генетической памяти об эпохе «счастливого детства» наших родителей с особенностями национального тоталитаризма – от Лубянки до карательной психиатрии. А также подтверждает тезис немецкого философа еврейского происхождения Теодора Адорно, что «после Освенцима нельзя писать стихов». Стихи, как вы понимаете, писать не перестали. Но это другие стихи. Не те, что писались до Холокоста, до ГУЛАГа. А те, например, что звучат в спектакле Богомолова «Лир», – мистические прозрения о смерти Шаламова и Целана, людей, у которых есть все права выступать свидетелями великих преступлений против человечества. 

Сцена из спектакля "Старший сын", Театр-студия п/р Олега Табакова, режиссер Константин Богомолов. Сергей Сосновский - Андрей Григорьевич Сарафанов, Юрий Чурсин - Владимир Бусыгин
Сцена из спектакля "Старший сын", Театр-студия п/р Олега Табакова, режиссер Константин Богомолов. Сергей Сосновский - Андрей Григорьевич Сарафанов, Юрий Чурсин - Владимир Бусыгин


Тут, пожалуй, у людей, от театра далеких, может возникнуть вопрос: а при чем, собственно, Шекспир? Ну задавали же эти люди Андрею Могучему вопрос «При чем здесь Метерлинк?» после его «Счастья»? А Валерию Фокину – как раз про Шекспира – после его «Гамлета»? Ну так ответ-то прост. Лучшие режиссеры современности говорят о современности сегодняшним театральным языком, ища эквивалент давних трагедий и драм. Могучий в «Счастье» моделирует ситуацию столкновения со смертью детей поколения виртуальной реальности. Фокин в «Гамлете» показывает молодого идеалиста, дерзнувшего сражаться с сегодняшней «системой». Богомолов нашел в недавнем историческом прошлом ситуацию, которая по сути и масштабам трагичности соответствует тому, о чем написана пьеса Шекспира «Король Лир», – о такой мере предательства отцами детей, а детьми – отцов, после которого, кроме конца света, ждать нечего.

Сцена из спектакля "Чайка", МХТ, режиссер Константин Богомолов: Олег Табаков - врач Евгений Сергеевич Дорн, Константин Хабенский - писатель Борис Алексеевич Тригорин
Сцена из спектакля "Чайка", МХТ, режиссер Константин Богомолов: Олег Табаков - врач Евгений Сергеевич Дорн, Константин Хабенский - писатель Борис Алексеевич Тригорин
Фото: Фил Резников (tabakov.ru)


Причем Богомолов осложняет себе задачу, он берется поговорить о том, о чем нельзя забывать, с современниками, для которых герои с трибуны Мавзолея времен Второй мировой – не более, чем персонажи поп-арта, нарисованные анилиновыми красками Энди Уорхолла. Афиша спектакля как раз и представляет собой такой «анилин»: четыре разноцветных лика уникальной актрисы Розы Хайруллиной. Лет семь назад она сыграла в театре «СамАрт» в антивоенной притче Брехта «Мамаша Кураж» заглавную героиню – патлатое существо с лицом, превращенным в маску – как выяснялось в процессе спектакля, в маску смерти для ее детей. Один из зонгов пьесы звучал так: «Войною думаешь прожить? За это надобно платить». На сцене «Приюта комедианта» ныне актриса московской «Табакерки» Роза Хайруллина вернулась с похожей темой в брехтовский, по сути, театр, который (цитирую Брехта, не Богомолова):
- ставит зрителя в положение наблюдателя,
- обращается к разуму,
- заставляет изучать показываемое, спорить,
- заставляет принимать решения,
- требует анализа событий и суда над персонажем,
- возбуждает интерес к ходу действия, что предопределило заимствование сюжетов.

Однако Богомолов поступил очень гуманно по отношению к тем, кто ходит в театр не для того, чтобы думать, а Ницше и дома может почитать. Он практически одновременно с началом репетиций начал разыгрывать на «Фейсбуке» нечто вроде пролога. Именно на этом этапе всем, интересующимся театром, стало известно из постов, что Лира сыграет Роза Хайруллина, что одного королевского зятя будут звать как начальника управления кадрами ЦК Маленкова, другого – как Буденного, а Глостеру достались имя-отчество Маршака и четко прописанная национальность: еврей. Наконец, выяснилось, что все мужские роли в спектакле играют женщины, все женские – мужчины, а действие происходит в 1941-45 годах, в Москве и Подмосковье, Ленинграде, Берлине и на оккупированных территориях. А кроме того, что на месте французского короля возник персонаж, именуемый послом Европы в нашей стороне господином Заратустрой. Предупрежден – вооружен. Не хочешь – не смотри.

Сцена из спектакля "Лир", театр "Приют комедианта", режиссер Константин Богомолов
Сцена из спектакля "Лир", театр "Приют комедианта", режиссер Константин Богомолов


Интеллектуальная игра под названием «Лир» начинается именно что с плакатной картинки. Худенький миловидный солдатик (выпускница Льва Додина Алена Старостина, поиграв в МДТ смазливых молоденьких дурех, оставила стационар учителя и теперь ее можно наблюдать в любопытных экспериментах молодых режиссеров) отчетливо произносит в микрофон: «На трибуну Мавзолея поднимаются…» и перечисляет имена действующих лиц. На этот момент отцовскую фамилию сохранила только Корделия Лировна Лир, предводитель движения «Молодая лира», прямая как жердь девушка с косой (Павел Чинарев). Семен Михайлович Корнуэлл (Дарья Мороз играет эту роль в очередь с другой московской актрисой, Яной Сексте) выглядит по-самурайски, лицо набелено, волосы собраны в хвостик. Георгий Максимилианович Альбани (Ульяна Фомичева) полноват и смотрится вовсе не воинственно. Исполнители ролей Гонерильи Лировны (Геннадий Алимпиев или Александр Кудренко) и Реганы Лировны (Антон Мошечков) обошлись без накладных грудей и косметики, просто надели платья и юбки. Никакой патологии на сцене нет. Гендерная рокировка нужна режиссеру только для того, чтобы содрать с сюжета сентиментальный пласт. Травестия спасает и от излишнего серьеза, и от сна мозга. «На трибуну поднимается Лир. Король Лир» – Роза Хайруллина и вовсе играет бесполое существо непостижимой природы – и именно этой своей неопределимостью, непредсказуемостью внушает страх. На мгновение вся линейка персонажей замирает, подняв руки для приветствия и слегка ими покачивая. Вот мы и перенеслись на полвека назад. Потом появится еще и ностальгическое эскимо, и саундтрек из песен-символов.

За спиной героев красно-кирпичные стены и коридор. Пока это всего лишь коридор власти. Но стоит только Лиру с удивлением вытащить из-за пазухи красного рака и зачитать первые строки про канцер, свой смертельный онкологический диагноз, из медицинской энциклопедии, – как икона вдруг становится человеком, таким, как на четвертом, крайнем левом, портрете афиши, с почерневшим и постаревшим лицом. И тут же возникает ассоциация с тем коридором, в конце которого всегда свет. Художник Лариса Ломакина, постоянный соавтор режиссера, придумала, что коридор упирается в лифт, который, как известно, ездит только вверх или вниз, символично. По ходу действия выяснится, что есть еще проход налево – но попасть туда не приведи Господь, ибо ведет он в Психиатрический институт им. Сербского, куда с тех самых пор и по сей день направляют для освидетельствования пациентов государственного значения.

Сцена из спектакля "Лир": Роза Хайруллина - Лир
Сцена из спектакля "Лир": Роза Хайруллина - Лир


Очеловечивание героев в спектакле происходит в несколько этапов. Сначала плакат сменяется лубком. То, что делает Хайруллина в первой сцене семейного обеда, – чистой воды скоморошина Ивана Грозного, жуткая и гомерически смешная, где каждый, кто хочет высказаться, говорит в микрофон, для истории (микрофон один на всех, передается по цепочке). Это единственная сцена, где исключительно из уст Лира звучит очень органичный матерок, вызванный даже не тем, что младшая дочь, отказавшись лицемерить, поздравляет его со своевременной смертью (общение с женихом не прошло даром, дуреха Корделия с первой же реплики цитирует Заратустру). Лир в ярости оттого, что он не понимает речей красивого блондина средних лет – Татьяна Бондарева, исполняющая роль Заратустры, в свое время была названа одним из глянцевых журналов самой стильной актрисой Латвии, ее жесткие спектакли-монологи на тексты театрального эзотерика Клима давно стали хитами. Эффектной внешности соответствуют гинотические речи – ну кто ж в возрасте Корделии не увлекался самым поэтичным из философских текстов? И вот эту-то книжицу всякий арийский солдат должен был носить в багаже вместе с «Майн кампф». Сталин определенно меньше заботился об эстетизации собственного мифа. Всей этой европейской «сверхчеловеческой» поэзии Лир решительно не понимает и бесится. Зато ее понимает еще один персонаж, прикормленный властью, председатель Союза советских писателей Самуил Яковлевич Глостер. Он-то ведь поэт – и даже прочтет специально переведенный сонет Шекспира «Я не по звездам о судьбе гадаю», очень подошедший по случаю. Но от Лира получит в ответ лишь сухое: «Спасибо, Самуил». Корделия выберет эффектного иностранца, Лир заголосит: «Ведь уедешь ты в Берлин, так не воротишься».

Сцена из спектакля "Лир": Ульяна Фомичева - Георгий Максимилианович Альбани, Дарья Мороз - Семен Михайлович Корнуэлл
Сцена из спектакля "Лир": Ульяна Фомичева - Георгий Максимилианович Альбани, Дарья Мороз - Семен Михайлович Корнуэлл


Но это цветочки, ягодки будут дальше. После того, как Роза Хайруллина разыграет сцену в квартире на улице Грановского, где гости смертельно больного Лира – граф Ворошилов, герцог Калинин и другие – появятся в виде натуральных красных раков и устроят оргию: Лир сложит их всех на одно огромное блюдо и примется трясти стол. Как отвратительно-физиологичную, эпоху, о которой речь, в новейшее время первым отрефлексировало кино – фильм Ивана Дыховичного «Прорва», снятый в начале 90-х. Из художников военной поры о неучтенном обнажении звериного начала предупреждал Варлам Шаламов. Но в спектакле «Лир» в этой сцене появляется и иной подтекст. К микрофону подходит всё тот же милейший молодой человек (теперь он уже известен как внебрачный сын Глостера Эдмонд) и произносит: «Сцена метафорически сравнивает верхушку государства с раковой опухолью». То, что слова эти не зарифмованы и не пропеты, ничуть не мешает им играть роль брехтовских зонгов. После них все тексты про рак как болезнь обретают политический подтекст. И у каждого зрителя в голове рождаются свои картинки. Причем эта формальная игра ничуть не отменяет человеческой драмы самого Лира. Упомянутый многократно Брехт, утверждавший в «Заметках о Шекспире», что Лиру, если говорить о нем сегодня, нужны «исследователи человеческого поведения», остался бы доволен. 

Когда обе старшие дочки отказывают отцу в минимальной свободе, Роза Хайруллина вдруг так спокойно, словно разом перенесясь прямо с Воробьевых гор по ту сторону добра и зла, начинает монолог из сцены бури, плавно, без шва переходя к тексту Откровения Иоанна Богослова – собственно, пророчества об апокалипсисе. Звучит оно и впрямь как гром средь ясного неба.

Сцена из спектакля "Лир": Дарья Мороз - Семен Михайлович Корнуэлл, Ирина Саликова - Самуил Яковлевич Глостер
Сцена из спектакля "Лир": Дарья Мороз - Семен Михайлович Корнуэлл, Ирина Саликова - Самуил Яковлевич Глостер


Но потом зрителям устраивают одну экскурсию. Как известно, у Шекспира дочери выгоняют Лира на улицу, в спектакле Богомолова отправляют в Клинику Сербского. Здесь он и встречается с законным сыном Глостера Эдгаром, которого сюда поместил отец, обнаруживший у него, по навету Эдмонда, еврейские религиозные стихи (тексты принадлежат Паулю Целану) – свидетельство запретной веры (Эдгара отлично играет красавица Юлия Снигирь, превратившаяся в правильного еврейского мальчика в очках и с нежным румянцем на вымытых щеках). Никаких душераздирающих пыток на сцену не выносится. Просто всё к тому же микрофону справа от зрителя подходит девушка в белом халате (в программке этот персонаж обозначен как доктор Лунц, его играет та же актриса, что и зятя Лира, Семена) и совершенно отстраненно зачитывает перечень пыток, которые устраивались пациентам: газообразный кислород под кожу – эффект сдираемой кожи, средство от депрессии; галоперидол – «черное излучение Стругацких»; инсулиновый шок – убивает целые участки мозга, исцеляет от алкоголизма и наркомании. И так далее, минут пять. В клинике английского Довера – всё тоже. У нас говорили об электрошоке, а здесь доктор (тот же) выносит маленький электростат, знакомый по урокам физики, ставит около Лира. И не нужно никакой дополнительной информации, чтобы стало очевидно: без апокалипсиса не обойтись. Его роль в логике спектакля Богомолова отведена как раз войне, о начале которой объявляет по радио министр иностранных дел Молотов. Не Левитан. Его жизнеутверждающее «Враг будет разбит» в реальности прозвучало позже, через несколько часов. В спектакле не прозвучит вовсе. Победителей в той войне не было – такова гражданская и человеческая позиция режиссера. 

Сцена из спектакля "Лир": Антон Мошечков - Регана, Дарья Мороз - Семен Михайлович Корнуэлл, Ирина Саликова - Самуил Яковлевич Глостер
Сцена из спектакля "Лир": Антон Мошечков - Регана, Дарья Мороз - Семен Михайлович Корнуэлл, Ирина Саликова - Самуил Яковлевич Глостер


Художественно точными и тонкими находками спектакль переполнен. Тут и первая брачная ночь Корделии и Заратустры, где оружие возникает как эротический символ, а ласки заменены выстрелами. И их обиталище – баварский замок Нойшванштайн, который широко известен как замок Спящей красавицы в парижском Диснейленде, и почти никому не знаком как место хранения золота Рейхсбанка. И сцена пыток Глостера на Лубянке, представленная как кошмарный гран-гиньоль: Корнуэлл вывинчивает герою глаза штопором, а из трубочек, наподобие тех, из которых у цирковых клоунов текут слезы, брызжет мутно-белая жидкость. Аттракционы черного кабаре продолжаются фактически до финала, поскольку возможность счастливых исходов исключена: Эдгар долго-долго везет в лифте наверх слепого отца, чтобы в итоге, по завету Заратустры, «падающего подтолкнуть», за Лиром в английский Довер приезжает всё тот же Заратустра и превращает его в бронзоволицую белокурую бестию с помощью парика и краски из баллончика (Лир, видимо, вконец обезумевший, смешно моргает глазами, не очень понимая, чего от него собственно хотят).

Сцена из спектакля "Лир": Алена Старостина - Эдмонд, Дарья Мороз - Семен Михайлович Корнуэлл
Сцена из спектакля "Лир": Алена Старостина - Эдмонд, Дарья Мороз - Семен Михайлович Корнуэлл

Но тут, на нашей стороне, врага встречает другая бестия, Эдмонд, существо без убеждений, готовое на всё: не рука Всевышнего, не иконы, а убийственные речи Эдмонда о большом городе – грязной клоаке (текст Ницше звучит здесь как публицистическая статья) заставляют Заратустру повернуть назад (хотя надо признать, что актриса Старостина по масштабу образа и по мастерству пока ощутимо проигрывает актрисе Бондаревой). Словно в подтверждение своих слов о грехах, Эдмонд распускает прекрасные белые волосы и, в секунду соблазняя Корделию, откусывает ей язык.

Сцена из спектакля "Лир": Павел Чинарев - Корделия, Роза Хайруллина - Лир, Алена Старостина - Эдмонд
Сцена из спектакля "Лир": Павел Чинарев - Корделия, Роза Хайруллина - Лир, Алена Старостина - Эдмонд


Однако, помимо кровавых трюков, одновременно с ними, существуют полноценные актерские образы. Ирина Саликова (Самуил Глостер) мучительно и достоверно играет драму утраты Бога, атеиста, которому один шаг до неистовой веры. Достаточно одной фразы-упрека Богу в эпизоде встречи с сыном в клинике в Довере: «Так что же Он не выражался яснее?» – чтобы увидеть за этим Самуилом Яковлевичем того Маршака, который в юности написал, вероятно, лучшие стихи в своей жизни – в журналы «Еврейский мир» и «Еврейская жизнь». Ульяна Фомичева (Альбани) представляет скрытого гуманиста, попавшего в историческую переделку, – тут-то и вспомнишь, что у Маленкова, единственного из членов ЦК времен войны, были дворянские корни и высшее образование. У девочек драмы девичьи: Гонерилья Геннадия Алимпиева выглядит истеричной шлюхой в возрасте, смертельно возжелавшей юного мальчика, Регана, получившая в мужья солдафона, тоже не испытала женского счастья.

Всем им режиссер придумывает ад, руководствуясь максимой «Каждому достанется по вере его». Все они, уничтожив друг друга и собравшись за столом по случаю Дня Победы, подпевают Лиру, который тянет блатную песню со словами «Будь проклята ты, Колыма…». Туда им, очевидно, и дорога. А философия Заратустры (не того, что был вульгарно прикарманен нацистами, а того, что был двойником Ницше) выводит его на тему любви к жизни. И в «Фуге смерти» Пауля Целана, которую читает Юлия Снигирь, немецкий учитель – смерть тоже учит выживать. И Магнификат со сцены звучит. Но всё же оптимистической эту трагедию никак не назовешь. 

Сцена из спектакля "Лир": Роза Хайруллина - Лир
Сцена из спектакля "Лир": Роза Хайруллина - Лир


Хотя с 1996 года руководители нашего государства на трибуну не поднимаются, зиккурат-то стоит, где стоял, вместе с содержимым, портрет доктора Лунца – передового деятеля карательной психиатрии – до сих пор висит в пантеоне Института им. Сербского (о чем недавно рассказала в эфире Валерия Новодворская). И в финале спектакля Богомолова вся «семейка Аддамсов» снова поднимается на трибуну и «Лир. Король Лир» произносится в микрофон с той же интонацией, с какой в финале очередной серии называет свое имя агент 007 – меняющий лики, но непобедимый герой.  

Бесспорно, чтобы жить после апокалипсиса, непременно требуется стойкое противоядие, постоянная реанимация памяти, которая только и может спасти от рецидивов смертельной болезни. Режиссер спектакля «Лир» рекомендует, в частности, Шаламова и Целана (кстати, их стихи в исполнении авторов, в том числе и те, которые звучат в спектакле, можно скачать на «Торренте»). Впрочем, и сам Шаламов с полным основанием называл свои «Колымские рассказы» «школой выживания в толпе». Но думаю, тот из зрителей, кто собрал свой пазл этого спектакля, найдет и средство для выживания – главное, не терять бдительности и способности мыслить.

Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба театра «Приют комедианта»/Дарья Пичугина.

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»


 


Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
фото предоставлено PR-службой Группы «Эталон»
Студенты вновь посетили стройплощадку Группы «Эталон»
В апреле две группы студентов Инженерно-строительного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого побывали на строительной площадке «Дома на Обручевых», который «Эталон ЛенСпецСМУ» возводит в 15-и минутах ходьбы от станции метро «Академическая».
предоставлено компанией «O,matras!»
Как выбрать матрас для здорового сна
Удобное спальное место — один из факторов качественного отдыха ночью и бодрости по утрам. Правильно подобранный матрас уменьшает боли в спине, обеспечивает поддержку позвоночнику и суставам, помогает решать проблемы бессонницы из-за дискомфорта в грудном и поясничных отделах
Авиакомпания «Уральские авиалинии»
«Уральские авиалинии» запустили бота-помощника для пассажиров
Что такое сервис «Электронный помощник» авиакомпании «Уральские авиалинии» и чем он полезен?