Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 17

2 м/с, зап

759мм

52%

Подробнее

Пробки

1/10

Не обязательно быть сексологом, чтобы понимать, что творится с Ивановым

3796
ПоделитьсяПоделиться

Если нас в 7 классе при слове презерватив начинало корежить от смеха, и то ли было стыдно, то ли хотелось что-то вскрикнуть, сегодняшний 14-15 летний подросток способен легко произносить слова презерватив, оральный секс, анальный секс, а при слове любовь и нежность его охватывает вот то же, что нас при слове презерватив. Это колоссальный дефект. На мой взгляд, он привел в современном обществе к отщеплению любви от секса. Вон там любовь - к родине, к маме, а это секс. Любовь и секс. Как это связано? Связано. А  модель закладывают взрослые. Они же формируют парадигму сексуальности.

В общепринятом понимании вопросы полового созревания и сексуального становления жестко завязаны на физиологии. Грубо говоря, вот живет себе ребенок, потом у девочки начинаются месячные - созревает яйцеклетка, у мальчика начинаются поллюции, значит, у него созревают сперматозоиды. Вот здесь они становятся мужчинами либо женщинами. Вот и все. Категорически другие точки зрения, предлагаемые психоаналитиками, состоят в том, что становление и правильная ориентация происходят вообще в первые месяцы жизни ребенка. Процесс относят к сугубо бессознательной сфере, когда в нашем бессознательном как в мультипликационном фильме с чудовищной скоростью прокручивается то, что эволюционно происходило с человеком десятки тысяч лет. Здесь имеют место такие странные фазы полового становления как оральная, анальная, садистическая. И с точки зрения психоаналитиков такое сексуальное становление заканчивается так называемой генитальной фазой, к годику-двум, когда ребенок начинает обращать внимание на свои гениталии.

Я не уверен, что вышеизложенные две точки зрения справедливы, потому что сведение всего только к телесному: ага, вот гормоны, месячные, значит, это девочка - это вряд ли, слишком просто и примитивно. Но и фиксация только на бессознательной сфере, которая действительно существует, но далеко не все определяет, что с нами происходит - неправомерна.

Мне близка схема сексуального развития, которая принята большинством сексологов в мире. Это комплексная схема учитывает и то, что происходит с телом ребенка, и, конечно, то, что происходит с его психикой. И она обязательно апеллирует к сознательному, к тому, что с нами происходит в зависимости от окружения, воспитания: кто где жил, кто как воспитывался, у кого какой личный опыт. Эта схема предполагает развитие из мальчика мужчины в четыре стадии, а из девочки в женщину - в три стадии.

Первая стадия называется понятийная, и фиксируется она у детей примерно (все мы разные, кто-то чуть-чуть опережает, кто-то чуть-чуть опаздывает) в 3 года. В этот период ребенок испытывает жгучий интерес к формированию понятий, что такое мужчина, что такое женщина, что такое мальчик, что такое девочка. Кто я такой, почему я такой. До этой стадии такой интерес у ребенка не фиксируется. Это очевидно из речи раннеговорящих детишек, которые делают странные ляпы: дядя ушла, тетя пришел. До понятийной стадии ребенок считает, что мир населен людьми, животными, персонажами из сказок, а то, что среди людей есть дяди и тети, как-то пропускает мимо внимания.

И вот эта стадия - у кого-то более, у кого-то менее выраженно - проходит в 2 фазы. Первая: ребенок связывает пол с внешними атрибутами, через внешнюю атрибутику идет «усваивание» разницы полов. Высокий рост - дядя, пониже - тетя. Сила - скорей, мужчина; нежность, доброта, терпение - скорее, женщина. Брючки - мальчик, юбочки - девочка; пистолеты, сабли, кричать, бегать, драться - мальчик; заколки, конфетки, хихиканье, шепот - девочки. Дети связывают пол с его внешним проявлением во всем: поведение, одежда, привычки, манеры. Они обыгрывают половую принадлежность в играх-перевоплощениях. Так родители слышат от детей в этом возрасте: «а вот я надену брючки и стану мальчиком», а мальчики говорят: «а я отращу волосы, накрашу губы и стану девочкой». Они говорят это искренне, потому что такова фаза: внешность мужская и женская в их складывающимся понимании - различна. Эта фаза отработана у нас десятками-сотнями тысяч поколений, живших до нас. Испокон века привычки, повадки, одежда, внешний вид, стиль занятий у мужчин и жен категорически отличались. Это вошло в генетическую память. И только современная цивилизация, только последних несколько десятилетий категорически нарушила тенденцию. Сегодня даже мы - взрослые порой не можем сзади разобраться, что за парочка идет: оба в джинсах, свитерах, оба одинаково сквернословят, одинаковые интонации, курят. Для ребенка это колоссальная путаница, потому что он впитывает, как губка, и впервые усваивает тенденцию, которая дана ему тысячами прапрапредков, - разделять мужчин и женщин. А жизнь ему зачастую не дает этого разделения (о тенденции унисекса во всем мы говорили). Все спутано. И, как ни странно, может быть с этим (может, не известно до конца) связан тот парадокс, что транссексуализм - редчайшее и удивительное отклонение - сегодня везде нарастает. Почему? Потому что в норме ребенок заканчивает вот эту понятийную фазу, формируя для себя точное представление, что такое мужчины и женщины. Сегодня, к сожалению, не происходит вот этой точки, о которой я уже говорил: что пол - это единственная характеристика, которую нельзя изменить.

Но дальше идет вторая фаза понятийной стадии, во время которой ребенок, продвигаясь дальше по возрасту, начинает осознавать, что пол - это не волосы и брюки-юбки, а разница и в строении тела. Вот так устроены мальчики, и так - девочки. Здесь появляется жгучий интерес к области гениталий, потому что это самое яркое различие. Хочу подчеркнуть, что это совершенно нормально! Это так же нормально, как прорезывающиеся зубы, которые дети пытаются чесать. Так же они интересуются, что там у меня или у другого в штанишках. Это нормально. Но! Общество расценивает это, как нечто очень плохое. И опять в детском сознании происходит колоссальное искажение.

Как? Поясню. Например, четырехлетний Петя достал где-то спички и поджег занавески: садик чуть не сгорел, все бегали, было страшно... А в другой раз Петю та же воспитательница застукала, как он Кате с гордостью показывает то, что у него в штанах, а потом лезет к ней. И он видит, что у воспитательницы глаза наполнены гораздо большим ужасом, чем тогда, когда чуть не сгорел садик. Этим дело, как правило, не ограничивается. Воспитатели вызывают и нагоняют ужас на родителей. Чаще, конечно, достается мальчикам, потому что они более подвижны, активны. (Заметим, что и анекдоты, в основном, мы рассказываем про Вовочку, про Анечку анекдотов нет. Вовочка излишне сексуальный, продвинутый, нагловатый.) Если родители кретины - они подвергают ребенка наказанию. А что такое наказание? Фиксация внимания! После такого он, если и не понимает, то чувствует, что все, что связано с гениталиями, с этим интересом - отвратительно, ужасающе. Это пугает могущественных взрослых, таких как воспитательницы, как родители. Так ребенок усваивает, что это что-то очень опасное, полупреступное, полускотское, полугрязное, нежелательное и т.д. Это носит название первичной сексуальной травмы. И в дальнейшем это определяет многое, что происходит в интимной жизни человека. Вплоть до того, что потом он может быть бесконечным ходоком - Дон Жуаном, который счастья не имеет и не может остановиться ни на одной женщине, а на самом деле изживает в себе вечную тревогу, неуверенность в данной сфере.

С другой стороны, это может быть зажатый человек, боящийся женщин, с заниженной самооценкой, убежденный, что секс это гадость, но эта гадость меня почему-то очень интересует. Это как звук камертона, когда он звучит, а потом играется любая мелодия в той же тональности. И вот эта тональность может стать определяющей на всю жизнь, она может мигрировать в сферу бессознательного. И вот так человек может не ощущать, почему у него неудачи и в сексе, и в личной жизни. А это связано с тем периодом, о котором мы говорили.

По большому счету эту травму переживаем все мы. Достаточно взглянуть, как реагируют дети, уже понявшие отношение к теме: либо безумным хохотом, либо, наоборот, замыкаются, тупят взор. По большому счету, если бы взрослые могли победить свои комплексы и относились бы к этому ровно так, как, к примеру, когда ребенок заглядывает в будильник, чтобы выяснить - кто там спрятался, потому что ему интересно, что там что-то тикает, а вдруг там кто-то ходит. Понимая, что это банальный интерес, лучшее, что могли бы взрослые сделать - игнорировать. Вот увидели, что ребенок смотрит в штаны к другому - отвернулся и ушел. Если это кажется чрезмерным, максимум, мягко переключить внимание на что-то другое: "Ой, какая интересная игрушка, песня..." Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание детей на этом! А взрослые ведут себя здесь буквально как слабоумные: желая избавить ребенка от чего-то, дают понять, что это и есть - опасное, грязное, стыдное. И интригуют: вырастешь - узнаешь.

В норме же эта понятийная фаза заканчивается тем, что ребенок начинает понимать, что пол связан со строением тела и, прежде всего, с разницей строения гениталий, а не с косичками и одеждой. Это 3-4 года. И здесь же он уясняет, что пол неизменен: брюки можно переодеть, а пол не меняется. Мальчики и девочки проходят ее почти одинаково, однако, повторюсь, мальчики более активны, наделены исследовательской деятельностью.

Далее наступает фаза не менее важная, и тоже с очень большими проблемами. Это стадия романтической сексуальности: художники назвали ее первой любовью или детской любовью. Здесь разброс по возрасту может быть очень большим. Это может быть 5-6 лет. Но может и 7-8-9 лет. Что значит "романтическая", что значит "сексуальность". Это проявления, связанные с полом. У большинства нормальных людей это связанно с носителем другого пола: «Петя влюблен, ха-ха, в Катю с третьей парты». У истинных гомосексуалов ровно все то же самое, но по отношению к носителям своего пола (потом поговорим об этом). Это влечение, но еще без телесных позывов. Телесное вовсе отсутствует, а все остальное, как ни странно, проявляется, почти как у взрослого человека. Поэтому стадия романтическая. Что для нее еще характерно? Это желание быть рядом с объектом поклонения, быть единственным, поэтому у детей и ревность, почти как у взрослых. Это желание, чтобы объект им восхищался, это почти как у взрослых, желание и владеть, и принадлежать.

И это чувство обязательно персонифицировано, т.е. направлено на конкретного человека. Это не ко всем девочкам я почувствовал влечение, это я за ней хожу, я о ней думаю и перед сном продумываю, как бы ей понравиться. Это очень важная ступень для дальнейшего развития человека.  И с чем мы столкнемся предопределит, что с нами дальше будет. К сожалению, здесь опять же взрослый мир оказывается не на стороне влюбленного ребенка. Здесь нет такого ужаса, как на предыдущей стадии: ай-ай-ай - он полез к кому-то в штаны. Но есть что-то типа иронии у родителей, у учителей. "Ишь ты, Ромео. Лучше русским языком займись, что тут сопли развесил".

Взрослый мир как бы подсмеивается над этим, и ребенок очень точно чувствует, что это опять как-то становится постыдным. У мальчиков травма бывает сильнее, потому что девочки больше имеют санкцию со стороны общества на проявление душевности, они могут обниматься, прижиматься, выражать чувства. В мальчиковой среде это считается признаком слабости. И вот как же так происходит, что каждый из них чувствует, все вместе - жутко осуждают. Над влюбленными, особенно мальчиками, насмешки чудовищные, от насмешек легких до травли. А в этом возрасте начинает появляться очень жесткая зависимость от мнения сверстников. И получается ситуация невроза: я испытываю то, что сам в себе должен подавить.

Не обязательно быть сексологом, чтобы понимать, что же там творится с Ивановым, который во втором классе после уроков по полчаса стоит за углом, дрожит, ждет, а когда выходит Сергеева - пнет ее ногой и радостно убежит. Он испытывает к ней тягу, но сам от себя и от окружающего мира закрывается. Так фаза романтической сексуальности принимает маскировочную форму. Взрослым стоило бы задуматься, почему дети все время (как и мы когда-то) «защищаются». И почему, например, потом мы получаем мужчин, которые считают проявление влюбленности, а не сексуальное влечение, проявление нежности, доброты - чуть ли не признаком слабости. Таких мужчин море! И опять же, так называемые охотники за женщинами: Дон-Жуаны, Казановы появились именно из такой среды, когда проявлять внимание, интерес, заботу и нежность к другому человеку - это признак слабости. Женщина для них - это дичь, мужчина - охотник. Более успешен тот охотник, у которого в сумке больше дичи.

Значит, на стадии романтической сексуальности, как мы видим, дети тоже испытывают большие напряжения, хотя и не испытывают физиологического притяжения. Правда, есть и другие варианты - случаи патологического ускоренного психосексуального развития. Редко, но они бывают. Например, в государстве Перу  был научно зафиксированный факт. Девочка родила выжившего младенца. Так вот - Лина Медина родила в 4,5 года, и 800-граммовый младенец выжил. Отцом ребенка оказался ее дядя. При исследовании физиологии этой девочки выяснилось, что она тянет на 11-12 лет. У нее уже было предменструальное напряжение, лобковое оволосение, скелет по женскому типу, все это указывало на ускоренное психосексуальное развитие, связанное с гормонами. Вторая разновидность случаев, при котором может развиться чрезмерное сексуальное влечение - это среда. Семья наркоманов, проституток, когда ребенок видит проявление сексуального, да еще и такого любого и разного, и бесконечного в своей реальной жизни. Зачастую дети втягиваются, проживая в такой среде, в сексуальные контакты. Тогда в этом возрасте можно увидеть тягу к телесному контакту. Но в обычном варианте в стадии романтической сексуальности этого нет.

Дальше начинаются различия. Третья стадия, которая есть в подавляющем большинстве у мужчин и нет в подавляющем большинстве у будущих женщин, носит название юношеской гиперсексуальности. Что такое юношеская гиперсексуальность. Это повышенная сексуальность, которая носит жестко физиологический оттенок. Здесь имеет место и чувство напряжения, и желание сексуальной разрядки, и телесного контакта. Сегодня это характерно для подростков 14-17 лет. Это юношеский возраст. У девочек в норме этого нет, опять же, если нет конкретных патологических причин. Девочка может в этом возрасте испытывать желание к телесному контакту, но оно скорее связано с чувствами нежности, влюбленности. У мальчиков же это буквально желание на уровне близко к чувству голода резкому, когда хочется съесть, ну все, что годно. И безусловно, у некоторых это проходит мягче, у некоторых - более напряженно (все индивидуально!). Но такая способность мужского организма была зафиксирована природой, поэтому и возник такой механизм, как поллюции. Подобного механизма, как известно, нет у женщин. Ночные неконтролируемые семяизвержения призваны играть роль предохранительного клапана. Вот котел сейчас разорвет уже, крышка приподнимается, пар сбрасывается, и дальше кипит до следующего поднятия крышки.

Этот механизм сформировался тысячи лет назад. Но сегодня мы говорим об акселерации, так как сегодняшние 15-летние, как вчерашние 20-летние. Поэтому напряжение сегодня снимают подростки еще и мастурбацией. Причем, это явление приняло массовый характер в последние века, массовый. По исследованиям знаменитого американского сексолога 20 века Альфреза Гинзи 96,6 процента мужчин - причем он исследовал это научно - знают, что такое мастурбация по опыту, а не по книжкам. Более того, он предположил, а потом исследование показало, что внимание должны привлекать не эти 96 а те 3 процента, которые никогда мастурбацией не занимались. Либо у них были гормональные проблемы: слабый напор какой-то, недоразвитие, либо мощные психологические факторы: росли в семье сектантов, запугивание, воспитание, что секс грех. У всех нормальных людей мужского пола (у женщин чуть меньше), по статистическим исследованиям мастурбация - часть жизни. И поэтому сегодня это считается признаком возрастной проблемы, а не каким-то болезненным проявлением. Этим же объясняется тяготение на психологическом уровне к порнографии, эротическим журналам и фильмам. Мы - старшее поколение - в таком возрасте читали Мопассана, Стендаля.

Эти все проявления раздражают взрослых, потому что это в глазах общества опять же связано с дурным воспитанием - если только все об этом - и как бы неумением себя контролировать. Ситуация юношеской гиперсексуальности - это часть нормального развития мужчины, это абсолютно нормально для юношей. Но ненормально, повторюсь, если с таким же накалом страстей это происходит у подростков-девушек.

И наконец, четвертая стадия - это стадия зрелой сексуальности, которая характерна и для девушек, и для юношей. Она связана со знакомством с уголовным кодексом, с пониманием, что, кроме своего желания, есть потребности такие же или их отсутствие у другого человека. С пониманием ответственности. Т.е. фактически это сексуальность взрослых людей.

Но вот в принципе, если с детства, с того 2-3-х летнего, человек проходит эти стадии правильно, и если, конечно, взрослые со своими идиотскими мнениями, что ребенок должен быть «чист как ангелок», т.е. без гениталий и интереса к ним. Если взрослые не мешают - то на выходе должен состояться зрелый, здоровый человек. Потому что человек, который не испытывает сексуальных потребностей и желания, уж точно нездоров. Не уверен, что общество делает пока много позитивного для того, чтобы у нас росли такие люди.

Лев Щеглов-доктор меднаук, профессор, сексолог

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close