Вслед за Конституционным судом в Петербург собралось переехать руководство российской Академии художеств во главе с Зурабом Церетели. Таким образом северная столица может обрести не только творения великого мастера современности, но и его самого. Есть опасения, что Церетели разделит судьбу многих своих работ – в Петербурге его принимать «хлебом, солью» не торопятся.
Идею переезда озвучил на коллегии петербургского комитета по культуре Виктор Егоршин, проректор петербургских института имени Репина и Академии художеств. Любопытно, что Егоршин, рассказывая членам коллегии об этом, был настроен по отношению к возможному переселению московского руководства крайне скептически.
«Я не очень понимаю, откуда взялась эта идея, по какой причине, но раз уж она возникла, то мы должны, по процедуре, сообщить о ней руководству культурной общественности. По моим данным, идею инициировала партия «Единая Россия», - отметил Егоршин.
По словам проректора института им. Репина по общим вопросам, сейчас работа Академии художеств и, в частности, её петербургских филиалов, идет вполне нормально. И серьезные финансовые затраты, которые понадобятся на осуществление переезда, совершенно нецелесообразны. Теоретически же идея должна быть озвучена на самом президиуме в Академии художеств в Москве, и на правительстве Петербурга, и только после этого может начаться её реализация.
«Вообще не понял ссылку на «Единую Россию», - сказал нам глава петербургского Комитета по культуре Николай Буров и заметил, что, по его данным, идея родилась
в недрах самой Академии. По мнению Николая Бурова, самое главное, чтобы Академия жила полной жизнью. Ведь это, прежде всего, колоссальный творческий союз, хотя и облеченный большой властью и большими задачами. У нас только три цельных заведения могут похвастаться полноценной 250-летней историей – Московский университет, профессиональный русский театр в лице Александринского и российская Академия художеств. Все остальное, так или иначе, менялось.
«Сами академики - неспокойный народ. Зураб Константинович очень творческий человек. Судя по тем подаркам, которые он постоянно делает, по его визитам – Петербург ему очень нравится. Может быть, он хочет восстановить историческую справедливость. Но я как раз не вижу тут особенного «восстановления», потому что и так все нормально. Да, 250 лет назад Академия была создана в Петербурге. Да, тогда Москва была второй столицей. Не знаю, насколько ущемлялись интересы тогдашних москвичей, но я, как петербуржец, сегодня не чувствую никакого ущемления из-за того, что Академия художеств управляется из Москвы. А выездные сессии можно и здесь устраивать. В петербургской Академии художеств есть чудный зал – круглый, академический, во всех смыслах замечательный. А художники все равно творят, извините, в своих норах. В своих мастерских. Потому что художники, они - индивидуалисты. Театр - это дело многих, музыка - это дело многих, а художественное таинство - удел одиночек. По моим данным, в Москве обсуждался даже вопрос разделения управления. Не думаю, что такое большое и великое нужно делить. Лучше приходить в гости. Но мы приняли к сведению эти интересные мысли. А решать самой Академии», - заявил нам Николай Витальевич.
К сожалению, нам не удалось услышать мнение московского руководства Академии, которое к моменту окончания заседания коллегии было уже не доступно для комментариев. «Фонтанка» обещает следить за развитием событий.
Напомним, что сейчас в состав российской Академии художеств, которая является правопреемницей Императорской Академии художеств и Академии художеств СССР, входят художественные институты, мастерские, научные библиотеки и музеи в Москве и Петербурге. Она была учреждена решением Сената 6 ноября 1757 года в царствование императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге по инициативе великого русского ученого Михаила Ломоносова и известного просветителя того времени Ивана Шувалова. После 1917 года Академия пережила ряд тяжелых десятилетий. В 1947 году в Москве была образована Академия художеств СССР, которая и переняла своеобразную эстафету управления художественными вопросами в нашей стране.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру