21:38 23.11.2017
Покупателя «Роснефти» и En+ Дерипаски подозревают в коррупции
СМИ: В Дагестане произошла перестрелка с участием «золотой молодежи»
Генштаб: Россия начнет выводить войска из Сирии до конца года
«Фонтанка» за 60 секунд — 23 ноября
Станция «Крестовский остров» заработала в обычном режиме
«Невский экспресс» переехал пешехода в Петербурге
Кокорин не попал в заявку «Зенита» на игру с «Вардаром»
Репинские муниципалы показали полицейским 300 бутылок сомнительного алкоголя
«Крестовский остров» закрыт на вход из-за наплыва болельщиков
Орлов: Наверное, кто-то шепнул Манчини, что на новом поле можно распилить деньги
Кержаков потерял 100 млн на нефтяной сделке
Управляющие компании поддержали законопроект о прямых договорах
Прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении экс-главы Коми Гайзера
Международная федерация оправдала пожизненно отстраненных российских лыжников
Переименовать "Девяткино" может только премьер-министр
Аргентинцы получили данные о взрыве в районе исчезновения подлодки
Умер Петруха из «Белого солнца пустыни»
УФАС признала транспортный контракт ЗакСа нарушением закона «О защите конкуренции»
Ту-22М3 отбомбились по террористам у сирийского Эль-Катья
Процедуру включения граждан в реестр обманутых дольщиков упростят
Из Пулково в Пекин полетит самолет с кроватями в бизнес-классе
В Госдуме собираются обеспечить всех нуждающихся пациентов с ВИЧ лечением
Все вестибюли «Московской» открыты
Кришито покинет «Зенит» летом
YouTube поменял правила публикации семейных видео из-за контента, названного «Эльзагейт»
"Автовоспитателя" Бельского из Приозерска наказали условно
Прокуратура предостерегла Политех от вероятных обрушений потолка
Кудрин в Петербурге о премьерстве: Слишком рано говорить
Роспотребнадзор отбирает у торговцев по одной шубе в день
Кудрин сравнил криптовалюты с казино
Оперативников Невского района не отпустили домой по делу о прожженных ноздрях
Петербургскую частную верфь «Пелла» вытеснят из Крыма
Муниципал из «Академического» приговорен за сбор взяток с предпринимателя
Вестибюль-1 станции "Московская" закрыт
Снежная буря задерживает рейсы в аэропорту Хельсинки
Сломанный автобус собрал пробку на Невском
Полиция Московского района избавила суд от соседства с борделем
Кудрин предложил заменить чиновников искусственным интеллектом
Застройщик Seven Suns проверяется на хищение 15 млн у дольщиков
Смольный требует 123 миллиона с одной из компаний ГК «Город»
Чубайса хотят спросить о растраченных миллионах по делу экс-главы «Роснано»
Кудрин сказал, при каких условиях Россия слезет с нефтяной иглы
«Касперский»: Не покупайте в «черную пятницу» - дождитесь «серой субботы»
Финский премьер: Распространение ислама в Европе - вызов для политиков
Сайт «Билетёр» заявил о хакерской атаке перед «чёрной пятницей»
Массовая авария собрала пробку на Выборгском шоссе
Шойгу отправил в Аргентину поисково-спасательный отряд ВМФ России
Российский МИД предупредил о сильных снегопадах в Финляндии
Фонд имущества продаст исторический дом в 300 метрах от парка Царского Села
Стул Эрдогана не устоял перед Путиным
Гостилицы попали на карту "вторжения инопланетян" на Землю
Первое дело о теракте в метро Петербурга дошло до суда
Комментарий о болезни Джигарханяна дала уволенная пресс-секретарь, режиссер здоров
Киргизскую молодежь не пустили строить в Ушково
Медведев: На повышение зарплат федеральных бюджетников выделим ещё 5 млрд
ЖКС утверждает, что выкинул витражи на Петроградской законно
Жилье во Фрунзенском районе стоит от 2,3 млн рублей
Застройщик Seven Suns обыскан по уголовному делу о мошенничестве
Норвежский «Сторхамар» официально подтвердил переход Торесена в СКА
От гаражей на юго-востоке Петербурга полиция уехала с тысячами бутылок водки
Тысяча мелочей: Петербургские хирурги достают из детей даже расстегнутые булавки
«Дочка» Дурова отозвала иск на 100 млн к разработчику Telegram
Дилера с полкило наркотиков на Парашютной подвела нервозность
В школе в Кудрово бомбу не нашли
Срыв поставок для АЭС обошёлся петербургской фирме в 23 миллиона
Китайцы достроят заброшенный МФЦ на Обводном канале
Норвежец Патрик Торесен возвращается в СКА
Госдума разрешила силовикам оставить телефонных террористов без связи
МАК назвал причину авиакатастрофы L-410 под Хабаровском
Финны начинают выпуск хлеба и шоколада из кузнечиков
Общество

RT в Америке договорился

Телеканал Russia Today теперь «иностранный агент». Его заставили зарегистрироваться в таком качестве власти США. При чём здесь свобода слова – разбиралась «Фонтанка».
RT в Америке договорился
Анатолий Жданов/Коммерсантъ

Вечером в понедельник, 13 ноября, главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян объявила, что RT America теперь – «иностранный агент», его вынудили принять такой статус под угрозой прекращения работы в Штатах. Россия пообещала ответить на недружественный шаг в адрес нашего государственного СМИ. Причём не только Америке, а «с запасом». Госдума готовится в рекордные сроки принять закон, по которому у нас можно будет признать иностранным агентом зарубежное издание. Под запрет могут попасть не только «Свобода» и «Голос Америки», но и, например, немецкая Deutsche Welle или Meduza, зарегистрированная в Латвии.

«Между уголовным делом и регистрацией мы выбрали последнее, – цитирует сайт телеканала RT своего главного редактора Маргариту Симоньян. – С чем и поздравляем американскую свободу слова и всех, кто в неё всё ещё верит». Тот факт, что регистрироваться придётся, Симоньян признавала ещё на прошлой неделе. «Минюст США выкатил людоедский дедлайн до понедельника. Чувствуете, как веет свободой?» – писала она в Твиттере. Теперь телеканал обязан будет раскрывать все данные о финансировании в США и помечать все программы, которые транслируются американскими кабельными сетями, словами «иностранный агент».

На самом деле, требование о регистрации в качестве иностранного агента телеканалу «выкатили» ещё в сентябре. Фактически это – продолжение не стихающей истории о предполагаемом вмешательстве России в американские выборы. The New York Times назвала это «политическим эквивалентом 11 сентября».

Напомним, что в январе этого года американская разведка опубликовала рассекреченную версию доклада о влиянии России на президентскую кампанию, и речь там шла не только о пресловутых хакерах. Добрая половина документа была посвящена телеканалу RT. Собственно, ещё тогда, в январе, впервые появилась информация о том, что от RT, вероятно, потребуют регистрации в качестве иностранного агента, потому что канал, если верить докладу, действовал не как пресса, защищённая первой поправкой Конституции США, а как «пропагандистская машина российского государства». Этого требует FARA – Foreign Agents Registration Act, закон США о регистрации иностранных агентов.

– Никаких проблем для RT это не создаст, – уверен политолог, американист, докторант Университета Раттгерса в США Сергей Костяев. – Иностранный агент просто регистрируется в Министерстве юстиции США, указывая цель деятельности и суммы, которые на неё тратят. В информационных материалах, которые они распространяют, должна быть пометка о том, что они зарегистрированы в соответствии с законом FARA. Но эту пометку можно делать микроскопическим шрифтом и поставить в конец титров, прокрутив на высокой скорости, никто её не заметит.

Что такое «иностранный агент»

FARA был подписан президентом Франклином Рузвельтом в 1938 году. И предназначался в те годы для борьбы со злом вполне конкретным: пропагандистской машиной Гитлера. Согласно версии 1938 года, иностранными агентами считались любые юридические лица, граждане, объединения, если другие государства, зарубежные компании или физлица уполномочили их действовать в своих интересах. Иностранные агенты должны были добровольно внести себя в реестр Госдепартамента США, раскрывать всю информацию о себе, а продукцию снабжать соответствующей пометкой. Если предполагаемый агент не считал себя иностранным, он должен был сам доказывать это в рамках уголовного процесса. За попытку избежать регистрации предусматривалось наказание вплоть до пяти лет тюрьмы. В 1942 году полномочия по регистрации иностранных агентов были переданы Минюсту США. За годы Второй мировой войны суды США рассмотрели 23 уголовных дела об иностранных агентах.

Когда депутаты Госдумы прошлого созыва вносили поправки в закон об НКО, внедряя понятие «иностранный агент» в России, они ссылались на аналогичный опыт США: мол, такая норма там действует давным-давно – и ничего, никто не обижается. За основу они взяли версию 1938 года, переложив её на сегодняшнюю российскую почву. Напомним, что по российскому закону иностранным агентом признаётся некоммерческая организация, которая получает деньги от иностранных спонсоров и при этом занимается политикой. Организация сама должна определить, что её деятельность – политическая, и, если были в анамнезе переводы средств из-за границы, добровольно внести себя в реестр Министерства юстиции РФ. Иначе Минюст это сделает сам и наложит штраф. Иностранными агентами в России были признаны, в частности, «Мемориал», «Голос», «Гражданский контроль» и другие правозащитные НКО.

Что касается США, то там в 1960-е годы предвоенный закон сочли устаревшим и внесли в него поправки. Он стал законом о лоббистах интересов иностранной державы. Понятие «иностранный агент» сузили: теперь таковыми можно было признать только тех, кто работал под контролем иностранного государства, защищая его экономические или политические интересы. Речь шла только о тех, как сказано на сайте Минюста США, кто «ищет экономических или политических преимуществ для своих клиентов». Кроме того, обязанность доказывать статус иностранного агента для того или иного лица переложили на государство. С тех пор в США не было ни одного успешного для правительства уголовного процесса по этому поводу. Пять раз дела возбуждались, но в двух случаях присяжные сочли статус недоказанным, ещё в двух разбирательства прекратились из-за истечения срока давности, одно было прекращено судьёй.

При этом компании, действующие в интересах иностранных государств, в США спокойно регистрируются как иностранные агенты. The New York Times насчитала в своей стране к 2007 году 1700 лоббистов, представлявших интересы ста стран. Сегодня, по данным издания Propublica, среди крупнейших иностранных агентов в США – Национальная туристическая организация Японии, Совет по туризму Нидерландов, канадская Dickens&Madson. Правительство ОАЭ лоббировало свои интересы на авиационном рынке США через американские компании DLA Piper, Mark Saylor и Levick Strategic Communications, и те зарегистрировались как иностранные агенты. Египет добивался финансовой помощи от США, наняв американские компании, представленные лоббистами из обоих лагерей – демократического и республиканского. И те тоже зарегистрировались. Чтобы избежать судов, Минюст рассылает предполагаемым иностранным агентам предупреждения.

Почему RT – тоже «агент»

Согласно FARA, иностранными агентами не должны признаваться новостные службы, пресс-офисы компаний и средства массовой информации, их защищает первая поправка. Но только в том случае, объясняет сайт Минюста США, если «такая служба новостей, пресс-служба, ассоциация, газета, журнал, периодическое издание… не принадлежат, не управляются, не контролируются, не финансируются и не поддерживаются каким-либо иностранным принципалом» и действуют исключительно в рамках журналистики.

Телеканал RT в американской прессе критиковали за подход к информации и до январской публикации отчёта разведки. Припоминали ему репортажи о «нехватке качественной еды» в США, об «изнасилованной» русской девочке Лизе в Германии, о намерении Google помочь Хиллари Клинтон и так далее. The New York Times издевательски цитировала речь главы холдинга Russia Today Дмитрия Киселёва, который сказал подчинённым: «Объективность – это миф, который нам предлагают и навязывают». Теперь в США считают доказанным факт, что телеканал действовал не как СМИ, а как лоббист интересов иностранного принципала – России.

Как писал РБК, в 2013 году RT израсходовал 12,9 миллиарда рублей, полученных из российского бюджета, в 2014-м – 11,74 миллиарда. В 2015 году субсидии составили 18,2 миллиарда рублей. У канала есть собственные доходы «от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг», из них в 2014 году на вещание было потрачено всего 23 миллиона рублей. Доходы от рекламы Маргарита Симоньян назвала «совсем незначительной цифрой». Таким образом, телеканал существует на государственные деньги России.

В США аудитория RT насчитывает 8 миллионов человек. По сравнению с другими каналами это немного, но, по словам Сергея Костяева, в США находятся собственные СМИ, готовые подхватить и распространить информацию российского телевидения. Тем более что для работы там наняты ведущие и журналисты – американцы, поэтому канал не всеми воспринимается как иностранный.

Кто именно стал «иностранным агентом»

Однако говорить, что российское СМИ стало в Америке «иностранным агентом», неправильно. В этом качестве зарегистрирован не сам канал, а американские компании, создающие для него контент. По данным базы юрлиц США, их две: RTTV America, Inc и RTTV Studios, LLC. Обе зарегистрированы в Вашингтоне (округ Колумбия). Первая – в 2005 году, в ней 45 сотрудников. Вторая – в 2009-м, там, по информации в той же базе, числится один человек.

Владельцем обеих компаний значится Алексей Язловский (Alex Yazlovsky или, как его прежде называли в судебных документах, Iazlovsky). Как раз в 2005-м, в год начала вещания телеканала Russia Today и учреждения в США RTTV America, Язловский, по данным The Washington Post, купил дом в Роквилле, штат Мэриленд, за 383 тысячи долларов.

Этот человек уже попадал в американскую прессу. В апреле 2014 года о нём писала газета The Washington Free Beacon. Речь шла об уголовном преследовании за налоговое мошенничество: Язловскому вменялось, что он скрыл от налогообложения 2,6 миллиона долларов и предоставил фальшивые данные для получения налоговых вычетов на миллион.

Откуда он взялся

Судя по всему, выходец из России Алекс Язловский не просто учредил компании в США, чтобы потом предложить контент телеканалу RT. В юности он учился в Московском инженерно-строительном институте вместе с будущим министром печати России Михаилом Лесиным (переехал в США в 2009 году, а весной 2016-го был найден мёртвым в гостиничном номере в Вашингтоне).

В институте Язловский и Лесин играли в одной команде КВН. После вуза Язловский поступил в ГИТИС на эстрадный факультет, в 1991-м уехал в США, но ещё несколько лет выпускал шоу на российском телевидении. В США он тоже пытался заняться кинопроизводством. По данным Internet Movie Database, в 2014-м он был одним из многих исполнительных продюсеров голливудского триллера «Логово зверя» (Haunt). Ещё одним продюсером был Anton Lessin – сын экс-министра печати. Дочь Михаила Лесина, Екатерина, работала на Russia Today. Ещё раньше, с 2009 по 2012 годы на телеканале RT выходило «Шоу Алёны»: телеведущая критиковала прессу и политику США. Язловский продюсировал три выпуска. И ещё до создания RT, в 2004 году он выпустил документальный фильм «Ближний Восток: тяжёлая дорога к миру».

В 2013 году Язловский был арестован по обвинению в налоговом мошенничестве. Его сразу отпустили под залог в 50 тысяч долларов. Это очень скромная сумма – учитывая масштабы мошенничества. Причина была в том, что Язловский заключил соглашение со следствием. Он, в частности, передал властям США всю информацию о своих компаниях и контрагентах.

В том же соглашении Язловский рассказал о схеме ухода от налогов. Деньги из RTTV America он выводил через компании, подконтрольные бухгалтеру фирмы. Потом трансферы шли некоему «российскому клиенту», а тот переводил их обратно в Америку – на счёт RTTV Studios как плату за выполненную работу. Если бы не сделка с американским правосудием, Язловскому грозили бы три года тюрьмы, а так он получил 640 часов общественных работ и штраф 60 тысяч долларов.

Едва информация об откровениях Язловского просочилась в американскую прессу, последовала острая реакция Маргариты Симоньян: она немедленно открестилась от американского партнёра, объявив, что тот – всего лишь «контрагент телеканала», с которым теперь будет разорван контракт. Это выглядело как «горящая шапка». Во-первых, никаких имён и особых подробностей в публикациях того времени не было. Во-вторых, сотрудники RT America, американцы, в налоговых декларациях дисциплинированно указывали основное место работы – RTTV America. Судя по последним событиям, контракт разорван не был, Язловский продолжал оставаться партнёром RT.

Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram, Viber или группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
предоставлено ювелирной сетью «Русские самоцветы»
Акции «Чёрная пятница» и «Счастливая суббота» в «Русских самоцветах»
Пять дней выгодных покупок — в ювелирных салонах сети «Русские самоцветы» знают, как радовать покупателей и позаботиться о них. Успейте воспользоваться скидкой 58,5%
Компания «Главстрой-СПб»
«Главстрой-СПб» признан надежным застройщиком России 2017
Компания «Главстрой-СПб», входящая в строительный сектор одной из крупнейших российских диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент», сообщает об успешном прохождении проверки Фонда развития механизмов гражданского контроля в рамках федерального некоммерческого проекта «Надежные новостройки России»
УК “Новоселье”
УК “Новоселье” предоставляет молодым семьям скидку на покупку жилья
Молодые семьи могут приобрести жилье в проекте КОТ “Новоселье: городские кварталы” на 2 % дешевле. Такую акцию в этом месяце запустил застройщик проекта - УК “Новоселье”