06:23 20.04.2018
В “Авроре” отметят столетие Бергмана
Фестиваль «Арлекин» покажет переписку «ВКонтакте» и спектакли-комиксы
В Росфото покажут фотоисторию «Ленфильма»
Асад отказался от французского ордена Почетного легиона
Следователи обосновали насилие сотрудников ФСБ Петербурга в деле анархистов
В Петербурге в чемпионе Европы по кикбоксингу признали наркоконтрабандиста
Петербургские депутаты рассказали о доходах: вице-спикер продал дачу, председатель обеднел на миллион
Минирование здания МИДа РФ в Москве оказалось ложным
За попытку отсудить у «Банка Советский» 1,3 млрд арестован петербургский бизнесмен
Дональду Трампу выдали новый лимузин
Госдеп США: Россия и Сирия пытаются «зачистить» место предполагаемой химатаки в Думе
«Корпоративный серый» цвет скроет от гостей ЧМ-2018 граффити в Петербурге
Российская сборная по хоккею в первом матче без Знарка проиграла шведам
В Москве угрожают взорвать здание МИД РФ
Петербуржцы стали призерами чемпионата мира по программированию
МИД РФ пообещал жесткий ответ на задержание на Украине экипажа судна «Норд»
Ремонт в центре Петербурга: на очереди Владимирский и Шпалерная
МИД РФ: США и Россия могут остаться без прямого авиасообщения
В Петербург возвращаются дожди
«Фонтанка» за 60 секунд — 19 апреля
Арестованному замдиректора ФСИН предъявили «золотой» сахар
Суд вернул отцу Цоя права на песни сына
Роскомнадзор взялся за Microsoft
Дело Михальченко вернулось в суд
КГА подсчитал, сколько земель в Петербурге можно зарезервировать под сады
Дуров рассказал, где черпает вдохновение для борьбы за Telegram
В Петербурге прошел космический бал для детей-сирот
Финский Лахти призывает россиян заняться спортом
В Петербурге ограничат движение и парковку из-за соревнований по легкой атлетике
Подтопление домов, дворов и дорог грозит уже трем районам Ленобласти
Петербургский метрополитен с начала года получил 15 новых поездов
На лучшую концепцию обустройства прибрежной линии намыва на Васильевском проведут международный конкурс
В Петербурге проснулись первые фонтаны
Минкульт: «У нас до сих пор нет хорошего кино о Новороссии»
Перехватывающая автостоянка у площади Александра Невского сменит статус
Неуправляемая машина сбила насмерть сотрудницу автомойки
Захарова: «Пострадавший от химоружия» мальчик из Думы должен дать показания в Совбезе ООН
Bьетнамский инвестор реконструирует под гостиницу особняк на Васильевском
На стадионе «Зенита» отъехала крыша
МИД: В иракской тюрьме содержатся десятки россиянок, которым грозит смертная казнь
«Петербургская Недвижимость»: Спрос на жилье в I квартале на 18% выше, чем год назад
Петербургские врачи ожидают в этом году высокую активность клещей
Оксимирон и Локимин выпустили трек про «новичка» и Лондон
Захарова: В Восточной Гуте нашли химоружие, произведенное в Солсбери
Болельщики «Зенита» признали 17-летнего Скроботова лучшим игроком матча против «Динамо»
Пострадавший на «Беговой» рабочий скончался
Горожане: В Приморском районе два паркинга строят как ТЦ. Госстройнадзор проверит, что это такое
Рубль подешевел и снизил цену на авиабилеты из Петербурга
В школах Московского района тестируют старшеклассников на патриотизм
Титов: 34 бизнесмена хотят вернуться в Россию из Великобритании
Найден способ бесконечно избегать блокировки Telegram
На Кубе избран новый команданте
Раненный дворником житель Петербурга выписан без шила в сердце
Болельщикам объяснят, как защититься от инфекций во время мундиаля
Пассажирам самолетов предложили летать в седлах
В трубу Газпрома на Выборгском шоссе умудрились врезаться на пару миллионов
В новом Планетарии запустят лабораторию — с роботами и лекторием
Приставы Петербурга арестовали дамский гардероб за долг в 2 млн
Промзону завода «Знамя труда» застроят жильем
В Mail.Ru Group не считают, что Tam Tam продвигается за счёт блокировки конкурента
Баянист из школы искусств обвинен в 51 эпизоде детского насилия
Продажи электрокаров в России поражают воображение
Американские ученые доказали связь болезни Паркинсона с ЧМТ
Глава Генштаба ВС РФ встретился с главным военным НАТО
Экс-посла США в Финляндии "развели" на 100 тысяч евро
У Выборгского района нет денег, чтобы убрать огромную свалку у парка Сосновка
Военные, учась, построят мост в Кронштадте
Минстрой предложил взамен радиоточек в квартирах обеспечить повсеместный доступ в Интернет
На Лагерном шоссе снесли трехэтажный самострой
Туризм

Извините, но ваше место в самолете уже занято

«Мы не сможем посадить вас на самолет, так как все места уже заняты», – такую фразу услышал петербуржец, летевший недавно вместе с семьей из Ларнаки в Москву рейсом «Аэрофлота». При этом он имел на руках билеты, купленные задолго до рейса. Как выяснила «Фонтанка», практику овербукинга – продажи большего числа проездных документов, нежели может вместить воздушное судно, – использует большинство мировых авиакомпаний.
Извините, но ваше место в самолете уже занято
primorye24.ru

«Мы не сможем посадить вас на самолет, так как все места уже заняты», – такую фразу услышал петербуржец, летевший недавно вместе с семьей из Ларнаки в Москву рейсом «Аэрофлота». При этом он имел на руках билеты, купленные задолго до рейса. Как выяснила «Фонтанка», практику овербукинга – продажи большего числа проездных документов, нежели может вместить воздушное судно, – использует большинство мировых авиакомпаний.

11 мая петербуржец Андрей Смирнов должен был лететь вместе со своей женой и четырехлетней дочерью рейсом «Аэрофлота» SU2073 из кипрской Ларнаки в московский аэропорт Шереметьево. Накануне – 10 мая – он зашел на официальный сайт авиакомпании, чтобы пройти регистрацию через Интернет. Благодаря этой услуге пассажиру уже не нужно заранее приезжать в аэропорт, чтобы зарегистрироваться у специальной стойки, а также можно выбрать удобное место в самолете.

Однако, как указывает петербуржец в своем обращении в Генеральную прокуратуру России, система онлайн-регистрации не нашла соответствующего бронирования и посоветовала обратиться за разъяснениями к представителям «Аэрофлота» непосредственно накануне вылета. Что Андрей Смирнов и сделал, приехав вместе с семьей в аэропорт 11 мая около 13.40 – за 1 час и 15 минут до вылета самолета. Обратим внимание на дату: 11 мая россияне массово возвращались на Родину после майских каникул.

Казалось бы, теперь ничего не должно было помешать получить посадочный талон и сдать багаж. Однако работник аэропорта – киприот – сообщил ему, что зарегистрировать семью Смирновых не может, так как… в самолете больше нет мест. Как пишет в своем обращении в прокуратуру петербуржец, после этого к стойке подошел мужчина – представитель «Аэрофлота» без информационного бейджа, на котором обычно указывается имя, фамилия и должность. Тот подтвердил, что посадить трех граждан России некуда – самолет уже заполнен.

«Я задал вопрос: как такое возможно, чтобы количество пассажиров на рейсе превышало фактическое количество мест в салоне самолета?» – пишет Андрей Смирнов. Ответ представителя авиакомпании, по его словам, был следующим: «Такова политика авиакомпании "Аэрофлот". Билетов на рейс в высокий сезон всегда продают больше, чем число посадочных мест в самолетах, потому что по статистике несколько процентов пассажиров регулярно не приходят на рейс. Вам не повезло – на этот рейс уже зарегистрировано пассажиров больше, чем реальных мест».

Домой вернетесь позже

Дальше история все больше напоминает авиационный фельетон. Через час подошла женщина – также представитель «Аэрофлота» – и сообщила, что на борту имеются два места, и предложила семье разделиться: два человека улетают сейчас, один – следующим рейсом. Однако Андрей Смирнов отказался, и в итоге петербуржцы благополучно зарегистрировались на следующий рейс до Москвы, который должен был вылететь в 19.15, то есть спустя четыре часа.

«Примерно в 15.45 по громкой связи в зоне регистрации аэропорта Ларнаки на английском языке прозвучало обращение к пассажиру Смирнову с просьбой явиться к стойке авиакомпании "Аэрофлот"», – указывает в своем обращении петербуржец. Оказалось, что на борт не явились три уже зарегистрированных пассажира, поэтому у Андрея Смирнова и его семьи появился шанс улететь на рейсе SU2073, а не на следующем. Однако россиянин сообщил сотруднику авиакомпании, что уже записался на следующий рейс. Самолет улетел без них и с тремя пустыми креслами. А ближе к вечеру петербуржцы улетели на ИЛ-96 в Москву.

Уже в России Андрей Смирнов и написал свое обращение в Генеральную прокуратуру, однако ответа, по его словам, пока не получил. «Фонтанка», в свою очередь, обратилась за разъяснениями в пресс-службу «Аэрофлота», приложив к запросу подробное и красочное заявление самого пассажира. Однако там, рассмотрев запрос, заявили, что компания не отвечает на претензии пассажиров, если они поступили не от них напрямую, а через СМИ. Хотя наше издание на основе этого случая пыталось выяснить, используется ли в принципе такая практика в «Аэрофлоте» или нет.

Впрочем, судя по всему, подобная история случилась не только с Андреем Смирновым.13 мая 2013 года москвичка Наталья Живая описала аналогичный случай на своей страничке в Facebook. 12 мая она с подругой должна была лететь из Барселоны в Москву по билетам, купленным еще 10 марта. Однако выяснилось, что все места в самолете уже заняты. В итоге девушки провели ночь в гостинице и улетели только на следующий день.

Юридическая лазейка

Как говорят эксперты, практика продажи большего числа билетов, нежели может вместить самолет, характерна для многих компаний. Она называется «овербукинг» (от англ. overbooking – «сверхбронирование») и была разработана американскими авиакомпаниями после того, как у пассажиров появилась возможность вернуть билет без каких-либо штрафных санкций. Для того чтобы компенсировать издержки, перевозчики и придумали овербукинг.

Основанием для введения столь рискованной схемы стали данные статистики, которая показывает, что часть людей либо опаздывает, либо вовсе не является на рейс. Кроме того, как указывает директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, некоторые пассажиры приобретают билеты с открытой датой, с помощью которых они могут сами выбирать, когда им лететь. А сообщить о своем желании совершить поездку можно за несколько дней. Такой билет стоит дороже, и, естественно, их обладатели имеют приоритет по сравнению с остальными пассажирами. И если гражданин, купивший его, подал заявку на полет в самолете, который и так должен был улететь забитым под завязку, то кому-то придется провожать этот борт с земли.

Отметим, что юридическим основанием для применения подобной практики являются типовые правила перевозки, принятые Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA). В них указано, что время, указанное в расписании и билете, «не является гарантированным». «Перевозчик может без предупреждения передать пассажира для перевозки другому перевозчику, заменить воздушное судно, изменить или отменить посадку в пунктах, указанных в билете, если это необходимо. Расписание может быть изменено без предупреждения пассажира», – указано в них.

Правила IATA являются основой для аналогичных документов всех авиакомпаний, являющихся членами ассоциации. В частности, нормы, аналогичные вышеуказанным, содержатся в правилах «Аэрофлота», Lufthansa, Finnair и других крупных перевозчиков. При этом зарубежные компании, в отличие от ряда отечественных, честно признаются, что применяют овербукинг.

«Если бы мы не использовали эту практику, – сообщили «Фонтанке» в пресс-службе Lufthansa, – то в продажу поступало другое количество билетов, так как их количество было бы ограничено вместимостью самолетов. Но мы знаем, что всегда есть те, кто не является на рейс, и тем самым можем перевезти больше пассажиров». Отметим, что овербукингом занимаются далеко не все перевозчики: так, в «Трансаэро» «Фонтанку» заверили, что в авиакомпании «подобная практика запрещена».  

Компенсация за овербукинг

По словам Олега Пантелеева, у каждой авиакомпании есть свои правила, как действовать в ситуации, если в самолете, на который пытается зарегистрироваться пассажир, не осталось мест. Некоторые компании предлагают улететь на следующем рейсе, другие пересаживают на борт своего конкурента. Последний вариант используется в том случае, если речь идет о малочастотном направлении, в котором самолеты летают раз в несколько дней или раз в неделю. «По сути, подобная система – это нормальная отраслевая практика», – заключает эксперт.

В Lufthansa действует следующая схема: в том случае, если на рейс явилось больше пассажиров, то сотрудник авиакомпании предлагает любому желающему из числа пассажиров улететь позже и получить компенсацию. «Обычно эта схема работает, и все довольны», – замечают в авиакомпании.

Если же компания добровольно не платит компенсацию, то ее можно принудить к этому с помощью закона «О защите прав потребителя». Как указывает сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов, для ее расчета должна применяться формула, которая содержится в законе: 3% от стоимости услуги за каждый час просрочки. Кроме того, оплате подлежат траты пассажира – например, если пришлось жить в гостинице в ожидании следующего самолета. Впрочем, как показывает практика, компании селят своих клиентов в отели за свой счет. К слову, сам Анатолий Голов однажды оказался в такой же ситуации, как и петербуржец Андрей Смирнов: по его словам, перевозчиком была одна североамериканская компания, которая тут же добровольно выплатила правозащитнику компенсацию.

«Авиакомпании всегда ищут выгоду. И они оценивают: если возможные потери – как материальные, так и имиджевые – превышают выгоду от перебронирования, то перевозчик отказывается от этой практики. А если нет, то она сохраняется. Или если законодательно будут введены более жесткие ограничения, которых пока нет», – уверен Олег Пантелеев.

Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
https://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/photobank
Аэрофлот признан любимой иностранной авиакомпанией Китая во второй раз подряд
Аэрофлот признан любимой иностранной авиакомпанией в Китае. Почетное звание второй год подряд присвоено Аэрофлоту на церемонии награждения премии Flyer Award 2018. Торжественное мероприятие состоялось сегодня в экономической столице КНР г. Шанхае в шестой раз.
Авиакомпания «Уральские авиалинии»
«Уральские авиалинии» завоевали «Крылья России» как авиакомпания года
10 апреля состоялась церемония награждения 21-ой национальной отраслевой премии «Крылья России» по итогам 2017 года. «Уральские авиалинии» удостоены звания «Авиакомпания года», став дипломантом в двух номинациях: «Внутренние авиаперевозки в группе I» и «Международные регулярные перевозки»
https://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/photobank
Аэрофлот стал обладателем премии Randstad Award-2018
Аэрофлот вновь стал обладателем престижной международной премии Randstad Award в качестве самого привлекательного работодателя в индустрии транспорта
https://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/photobank
Аэрофлот возобновил рейсы в Каир
Аэрофлот с сегодняшнего дня возобновил регулярные рейсы по маршруту Москва – Каир – Москва. Полеты запланированы с частотой три раза в неделю на воздушных судах Airbus A320 в/из терминала F аэропорта Шереметьево
https://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/photobank
Авиакомпания «Россия» обратилась в полицию после драки пассажиров
Петербургская авиакомпании «Россия» направила в правоохранительные органы материалы для решения о возбуждении уголовного дела по ст. 213 УК РФ «Хулиганство». В драке пассажиров на борту рейса в Анталью пострадал член кабинного экипажа авиакомпании.
https://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/photobank
Группа «Аэрофлот» взяла 5 наград премии «Крылья России»
Авиакомпании группы «Аэрофлот» стали победителями в пяти главных номинациях национальной премии «Крылья России». Церемония награждения прошла 10 апреля в отеле «Ренессанс Москва Монарх Центр».
https://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/photobank
Общественный совет поддержал ужесточение требований Аэрофлота к перевозкам
Общественный совет Аэрофлота 9 апреля поддержал усиление контроля за соблюдением норм авиаперевозок. В том числе – требований к габаритам ручной клади, прекращению посадки за 20 минут до вылета и привлечению к ответственности авиадебоширов
фото предоставлено компанией «Аэрофлот»
Аэрофлот и МГЮА подписали соглашение о сотрудничестве
Сегодня во время проведения Московского юридического форума состоялось торжественное подписание соглашения о сотрудничестве заместителем генерального директора по правовым и имущественным вопросам ПАО «Аэрофлот» Владимиром Александровым и ректором МГЮА Виктором Блажеевым
https://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/photobank
«Победа» стала ценовым лидером I квартала 2018 года
Низкобюджетная авиакомпания «Победа» по итогам I квартала 2018 года сохранила за собой звание «ценового лидера» внутрироссийских и международных направлений, говорится в независимом исследовании популярного сервиса путешествий OneTwoTrip.