Минтранс принял окончательное решение сделать трассу «Скандинавия» платной для проезда транспорта. Такое положение прописано в обновленной транспортной стратегии страны до 2030 года. Также платной станет после 2016 года дорога из Петербурга через Псков до границы с Белоруссией (М-20). План заключается в том, чтобы в итоге сделать все федеральные дороги платными - в той или иной степени.
Министерство транспорта после состоявшегося в Петербурге весной этого года транспортного совета приняло решение расширить перечень трасс, которые после 2016 года станут платными. В частности, в него вошли дорога из Северной столицы в Финляндию — трасса «Скандинавия», а также трасса из Петербурга до границы с Республикой Белоруссия в пункте пропуска «Лобок».
Эти платные магистрали дополнят перечень из трасс, намеченных к возмездной эксплуатации ранее. К ним, напомним, относится скоростная автомобильная дорога Москва - Петербург, которая должна быть построена к чемпионату мира по футболу 2018 года. И городские дороги, помимо известного Западного скоростного диаметра, Минтранс дал добро на возведение Восточного скоростного радиуса (магистрали с мостом через Неву в створе улиц Фаянсовой и Зольной) и северного выхода из центральных районов (со Смольной набережной) на кольцевую автомобильную дорогу с мостом в створе Арсенальной улицы. Проектировать эти трассы петербургские власти, отметим, планируют начать в самое ближайшее время.
Также в обновленной транспортной стратегии относительно Петербурга указано, что магистралями непрерывного движения должны стать набережные Невы. Однако они, равно как подходы к скоростным трассам, по-видимому, останутся бесплатными.
Сделать «Скандинавию» и трассу М-20 платными в Минтрансе обещают не сразу, а после того, как пройдет их комплексная реконструкция. Они, наряду с дорогами из Москвы до границы с Украиной, Белоруссией, Казахстаном, в Новороссийск и Вологду, станут трассами высших категорий. Власти сообщают, что отличить их от европейских дорог водители не смогут. Трассы будут многополосными, с широкими укрепленными обочинами, покрытием из усовершенствованного асфальта или цементобетона, многопрофильной дорожной инфраструктурой, включающей парковки и кемпинги. Порадовать автомобилистов на обновленных дорогах должны повороты с расширенным радиусом, а также лояльный скоростной режим. Предполагается, что по автомагистралям можно будет ехать со скоростью 110 - 120 км в час.
В Минтрансе уверены, что автомобилистам на платных дорогах не придется стоять в многокилометровых пробках. Совместно с реконструкцией «Скандинавии» и М-20 планируется расширить пограничные пункты пропуска. Пропускная способность «Торфяновки» и «Лобка» должна увеличиться в 2,5 раза. Отметим, что сейчас способность «Торфяновки» оценивается в 5 тысяч автомобилей в сутки. На деле же из-за задержек в работе таможенных служб граница не может обработать и такого количества транспорта.
Развиваться система платных магистралей, как указывается в транспортной концепции, будет за счет привлечения средств инвесторов через концессионные соглашения, договоры государственно-частного партнерства, а также выпуск облигационных займов.
Напомним, что именно такой вариант реконструкции «Скандинавии» был предложен на транспортном совете в апреле этого года вице-президентом ВТБ Юрием Молчановым (экс-вице-губернатор Петербурга). «Если решение о реконструкции трассы на основе государственно-частного партнерства будет принято, - пообещал тогда бизнесмен, - то деньги на эту трассу мы найдем». Позднее в рамках ПМЭФ-2012 представитель ВТБ также заявил об интересе в участии строительства петербургских участков платной скоростной трассы Москва - Петербург. Отметим, что консорциум во главе с ВТБ получил право на строительство центрального участка Западного скоростного диаметра и эксплуатации скоростной городской магистрали на 30 лет. Она же, в свою очередь, после возведения будет соединять трассу «Скандинавия» на севере и кольцевую дорогу в районе развязки с Дачным проспектом, откуда совсем недалеко до Киевского шоссе, с которого начинается М-20.
Но если перечисленные трассы станут дорогами с «прямым» взиманием платы — платить на въезде или съездах с нее будут все автомобилисты, а тарифы будут начисляться в зависимости от веса транспортного средства (меньше для легковых и больше для автобусов и грузовиков), то другие федеральные трассы получат непрямое финансирование.
Как указано в транспортной стратегии, поддерживать состояние федеральных магистралей, которые не получат статус платных, будут за счет взимания платы за «перевес» с крупнотоннажных фур, а также грузовиков, транспортирующих опасные грузы. Также будут брать деньги с бизнесменов, желающих открыть придорожное кафе или мотель — им будет установлена «входная плата».
Отметим, что пока в Петербурге есть только одна платная трасса — это южный участок Западного скоростного диаметра. Проезд от развязки с Дачным проспектом до съезда на Благодатной улице для легкового автомобиля стоит 30 рублей. Однако после открытия следующего участка — до реки Екатерингофка осенью этого года - тариф может вырасти.
Напомним, что, согласно ныне действующему законодательству, платная дорога должна иметь бесплатную альтернативу.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»