18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
00:55 19.09.2018
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Апгрейд в Капелле: Комфортный путь к чему?

Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга открывает новый сезон в обновленных интерьерах – в одном из старейших концертных залов города закончилась многомесячная реставрация, проведенная на выделенные Комитетом по культуре средства городского бюджета.

Апгрейд в Капелле: Комфортный путь к чему?

Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга открывает новый сезон в обновленных интерьерах – в одном из старейших концертных залов города закончилась многомесячная реставрация, проведенная на выделенные Комитетом по культуре средства городского бюджета.

На Мойке то и дело раздавались звонки мобильных телефонов и слышались разговоры в духе «Я у входа в Капеллу, но тебя почему-то не вижу» – в рядах собравшихся на пресс-показ журналистов согласия не наблюдалось: одна часть собралась у исторического входа в концертный зал со стороны набережной, а те, что поосведомленнее, кучковались у только что открытого входа в здание со стороны дворов Капеллы. Впрочем, назвать плод работы дизайнеров и строителей входом язык не повернется: гигантские окна от пола до потолка, изящное современное крыльцо с – внимание! – пандусом для колясок. Инъекция хай-тека в самое сердце старинной петербургской архитектуры смотрится крайне уместно и эффектно. Но, понятное дело, затевая дорогостоящий проект реконструкции обращенного в сторону Большой Конюшенной улицы крыла исторического здания, активно поддержанное Комитетом по культуре руководство Капеллы думало в первую очередь не о красоте.



Каждый, кто хоть раз до сих пор бывал в Капелле, знает, что посещение этого изначально не рассчитанного на массовое стечение общественности зала (в течение достаточно долгого времени пространства Капеллы использовались исключительно для профессиональных нужд Императорской Придворной певческой капеллы) сопряжено с определенными неудобствами: на пятачке фойе не протолкнуться, в гардеробах невыносимые очереди, узкие лестничные пролеты замедляют человекооборот и затрудняют попадание в зал пожилых людей, не говоря уже о людях с ограниченными физическими возможностями. Теперь в Капелле всё по-другому. У входа, как и было сказано выше, – пандусы, к услугам колясочников – удобные лифты и просторные уборные. Значительно расширена и приведена в соответствие с современными стандартами зрительская зона, фойе продолжено широкой застекленной галереей. Отреставрированы и те помещения, которые обычно скрыты от публики, – в бывших подсобках вскоре должен разместиться музей Капеллы.



Масштабные работы по капитальному ремонту почти окончательно (в 2011 году из бюджета города будет выделено еще 35 миллионов рублей на реконструкцию правой от входа части здания) завершили превращение Капеллы в один из лучших концертных залов Европы. Таковой Капеллу на протяжении всего существования делала уникальная, не имеющая аналогов акустика – на сегодняшний день, это лучший для хоровых и вокально-симфонических жанров зал не только в Петербурге, но и, возможно, во всей России. Отныне дорога к непревзойденному по красоте многофункциональному залу Капеллы (с одной стороны не слишком большому, чтобы в нем себя уместно чувствовали камерные ансамбли, с другой – достаточно просторному, чтобы принимать оркестровые коллективы) станет комфортной. Расширится и собственно творческий потенциал Капеллы: к новому сезону город подарил концертному залу открывающий новые горизонты для эксперимента комплекс мультимедийной и звуковой аппаратуры, уникальный подъемно-спусковой механизм для рояля – а также сам новенький Steinway, впервые за несколько десятков лет пополнивший парк инструментов Капеллы (рояль до города пока не доехал, так что во время презентации работы спускового механизма под сцену медленно уплывали сотрудники Капеллы).



Приехавший лично проинспектировать итоги реставрации председатель Комитета по культуре Антон Губанков начал встречу с журналистами на мажорной ноте, поздравив всех с «настоящим праздником» – после долгих дебатов Смольный одобрил законопроект о политике в сфере культуры, который господин Губанков назвал «конституцией городской культуры». Правительство города, отметил Губанков, и в дальнейшем намерено продолжать поддержку главных культурных брендов Санкт-Петербурга, выделив в числе приоритетных объектов помощи Академическую Капеллу – место, в котором «должна собираться интеллигентная петербургская публика и воспитываться новые ее поколения».



Внимание руководства города к главным очагам петербургской культуры, конечно, похвально. Добрых слов заслуживает также настойчивое стремление к улучшению административно-хозяйственной ситуации и руководства самой Капеллой. Однако внешний апгрейд интерьеров лишь подчеркивает то творческое бесплодие, которым заражено художественное руководство сегодняшней Капеллы: чтобы убедится в этом, достаточно бросить беглый взгляд на афиши ближайших концертов, проанализировав исполняемый коллективами Капеллы и приглашенными музыкантами репертуар – не вдаваясь даже в подробности качества исполнения этих произведений и творческого уровня выступающих на здешней овеянной исторической славой сцене. Антон Губанков выразил надежду на то, что обновленная Капелла станет центром реализации «интересных креативных проектов» – но о каком креативном менеджменте может идти речь, когда крайней степенью менеджерского радикализма в Капелле становятся концерты местного оркестра с участием известных диджеев?

Листаем репертуарную книжечку Капеллы до конца осени: под шапкой «Невские хоровые ассамблеи» (пафосно, но стерпеть еще можно) скрывается еще более многообещающий слоган «Пою мое отечество!», – на деле фестиваль оборачивается унылым смотром хоровых коллективов города и страны. Смотрим дальше: двуглавый триумвират Владислава и Александра Чернушенко дирижирует тем же, что и все предыдущие годы, – симфонически-хоровая русская классика, бесконечный Свиридов, бескрайний Чайковский, ничего свежее Бетховена.


 
Аналогичная ситуация наблюдается по соседству, в Санкт-Петербургской филармонии – государство выделило колоссальные средства на ремонт обоих ее залов, в результате чего площадки доведены до перфектного состояния (впрочем, при этом благополучно угроблена акустика Большого зала). На этом всяческое обновление закончилось – планы главной концертной организации города уже который сезон не радуют ни по части исполнительского состава, ни в репертуарном отношении, абонементы обоих залов поражают своим идейным убожеством, а их наполнение сводится к ритуальному воспроизведению хрестоматийно известной музыки под бюрократически безликими вывесками. Обладая значительным ресурсом, отреставрированная Академическая Капелла вполне могла бы препятствовать тому, чтобы в нынешнем сезоне концертный центр Петербурга окончательно переместился с Невского проспекта в район Коломны, поближе к Мариинскому театру. По крайней мере, руководство города сделало для этого всё. Теперь дело лишь за руководством Капеллы. Но, судя по опыту прошлых лет, в это самое «лишь» верится несильно.

Софья Дымова,
«Фонтанка.ру»

Фото: Михаил Садчиков-мл.

Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»

 

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

MarketGid

Загрузка...