Сейчас

0˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

0˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как -3

2 м/с, сев

764мм

85%

Подробнее

Пробки

1/10

Пореченков под каской прессы

2589
ПоделитьсяПоделиться

Союз журналистов назвал подлостью поступок Михаила Пореченкова, который в аэропорту Донецка немножко пострелял из пулемёта, надев на голову шлем PRESS. Профессиональное сообщество потребовало от актёра извинений: он, сказали, навлёк опасность на всех корреспондентов, работающих в горячих точках. Стоит ли всерьёз воспринимать фиглярство Пореченкова или артисту не обязательно уметь думать, – об этом "Фонтанка" спросила журналистов, которые надевают шлемы не понарошку, а чтобы выжить.

Напомним, что видеоролик, в котором актёр Михаил Пореченков, одетый в синий бронежилет и синюю каску с надписью PRESS, с привычной поклонникам артиста лихостью стреляет из пулемёта, появился на канале YouТube «Новороссия TV». Кадры быстро разошлись по Сети. И вызвали труднопонятную для обывателя ярость у тех, к чьему племени он вроде как примазался. Кстати, поездку актёра в Донбасс освещала "Россия 24", однако кадры пальбы федеральный телеканал в своем эфире не показал.

Позже артист попытался объяснить: он, дескать, понарошку целился, да и каску – какую дали, ту и надел, а что на ней написано, мол, не рассматривал.

"Ни в кого не стрелял ни в аэропорту, ни еще где бы то ни было в ходе своего пребывания на территории ДНР, – сказал он информагентству ТАСС. – Это были постановочные кадры и даже патроны холостые".

Кстати, надпись PRESS на каске действительно сзади, актёр мог её и не видеть, если не сам надевал, а кто-то ему нахлобучил. И, надо добавить, в Донецк он ехал  не только с фильмом "Поддубный" и желанием пострелять, но и с гуманитарным грузом.

Правда, позже издание Lenta.ru со ссылкой на радиостанцию "Говорит Москва" опубликовало выдержки из интервью ополченца, который был рядом с Пореченковым на "стрельбах".

"Он просто хотел пострелять, ему дали пострелять, – рассказал боец. – Поставили ему мишень, какую-то цель. Просто хорошенько отвел душу, настрелялся, довольный, ему понравилось".

Оригинал видео YouTube – НОВОРОССИЯ TV

Публицист Александр Невзоров, который бывал в очень разных и очень "горячих" точках, причём не только как представитель прессы, а в свой репортерский период любил появляться в кадре с оружием, удивился той буре, что подняли его коллеги вокруг бедняги Пореченкова.

– Я вообще считаю, что то, что делает артист, никогда нельзя воспринимать всерьёз, – высказался он. – Это совершенно другая система ценностей. Как можно вообще воспринимать актёра всерьёз? Как можно всерьёз воспринимать его действия? Они всегда – игра. Понятно, что ничего под этим нет. Никаких обоснований. Ни идеологических, ни политических, ни военных – никаких. Это просто актёр. Наверное, приехав в какую-нибудь условную Тасманию, я не знаю, есть ли там сейчас освободительное движение, он бы переоделся в юбочку из пальмовой коры и прыгал вокруг костра. Это настолько несерьёзный персонаж – вообще не тема для разговора. Он хорош как лицедей. Как развлекатель. Но вот мы с вами – два серьёзных взрослых человека. И тратим время на то, чтобы говорить о поступке артиста! Они изображают клоунов и героев, они снимаются в порнофильмах – и под всем этим не надо искать никакого серьёза.

Но нам тут легко вышучивать эту историю. А те журналисты, с которыми Пореченков, пусть даже и невольно, поставил себя на одну доску, восприняли его выходку очень всерьёз. Может быть, потому, что им там лучше понятно, до какой степени это может дорого обойтись. Им и их коллегам, а не актёру.

– Это просто вопиюще, – считает фотокор Пётр Шеломовский, который находится в самой гуще войны уже полгода. – Я понимаю, человек – актёр. Но это – как если бы он оделся в костюм доктора и стрелял из автомата. Когда человек в шлеме с надписью "Пресса" стреляет из крупнокалиберного пулемёта "Утёс" с позиций ополченцев – это уже символ. Меня как журналиста это оскорбило. Когда мне военные или ополченцы предлагают подержать оружие или пострелять, я им отвечаю: ребята, не надо, потому что у нас с вами работа всё-таки разная.

По мнению Петра, артиста не извиняет то, что он, дескать, не знал, что написано у него на каске.

– А он знал, что он в аэропорту? – интересуется журналист. – А пулемёт? Он думал, что пулемёт игрушечный?

Те же аргументы привёл "Фонтанке" и военкор Аркадий Бабченко. Он тоже судит об опасности на войне не по соцсетям.

– Когда я смотрю на всё это, я вижу великовозрастного мальчика, – говорит Аркадий. – Вот он играл во всё это в кино – во всех этих "Грозовых воротах", "Агент национальной безопасности", что там ещё у него было… Весь такой из себя крутой – и, видимо, начал в жизни себя таким представлять. И вот он приезжает на настоящую войну. Здесь ему даётся возможность пострелять из настоящего пулемёта. И человек просто теряет ощущение реальности. Он просто не понимает, что делает.

Как большинство журналистов (даже тех, кто не работает на войне), Аркадий знает: тот, кто взял в руки оружие, теряет статус журналиста.

– Если на тебе каска с надписью "Пресса", если ты приехал в синем бронежилете и каске "Пресса", ты должен отгрызть себе руки, но не брать оружие, – продолжает он. – Пореченков подставил просто невероятное количество людей. Одним дурацким детским поступком он всех журналистов причислил к комбатантам. Пресса для того и одевается в бронежилеты и каски с огромными буквами, чтобы выделяться. То есть журналист – он специально не камуфлированный, чтобы его издалека было заметно. Как доктор в белом с красным крестом, он тоже специально одевается так, чтобы было заметно. Это люди, в которых стрелять нельзя. То, что Пореченков надел каску "Пресса", конечно, не преступление. Но это глупость. Глупость и подлость.

Интересно, что во всей этой дискуссии почти никто не говорит о людях, которые выдали Пореченкову "реквизит".

Только Тигран Кеосаян написал в Твиттере: "Миша Пореченков совершил глупость. Но еще большая вина лежит на сопровождавших его местных руководителях и прессе. Сплошной бардак и идиотизм".

Насчёт пулемёта – всё в общем-то ясно. Но комплекты с такими касками, по словам Петра Шеломовского, раздавали только прессе. И велика вероятность, что Пореченкову, которому приспичило пострелять, каску дал кто-то из наших коллег. То есть человека с оружием поставил вровень с журналистами сам журналист. Который по каким-то причинам оказался рядом с ополченцами и пулемётами. Жаль, что имя этого товарища  осталось неизвестно, а шишки полетели в одного Пореченкова.

Правда, корреспондент "Дождя" Тимур Олевский, который тоже не один месяц провёл на этой войне, говорит, что каска в этой истории – не главное. Может быть, вообще напрасно началась травля Пореченкова из-за злополучной каски.

– Но он – артист, он очень известный человек, – говорит Тимур. – Для кого-то, наверное, он – моральный авторитет. Кому-то он просто очень нравится. И вот он приезжает на войну – и ради шутки стреляет из боевого пулемёта в людей, которых он даже не знает. Вот сегодня в зоне конфликта погибло 7 человек. Кто знает, что один из них не погиб от пули, выпущенной Пореченковым? Он сам этого тоже не знает. И стрелял он не холостыми, а боевыми. На плёнке это очень хорошо видно. Но даже если бы он стрелял холостыми! Он приехал на войну – и показывает людям, которые в него верят: вот как надо поступать на войне. Вслед за ним кто-то приедет – и погибнет. Хотя это – его личный выбор, его нельзя за это судить. Но когда человек берёт в руки оружие не в тире, а на войне, он автоматически становится одной из сторон конфликта. А мне кажется, что для известного человека это не очень моральный выбор – стать одной из сторон конфликта. Он, конечно, артист. И, наверное, хороший человек. Но сам для себя он должен понимать, что теперь он принимает участие в этой войне. Это такое событие в жизни человека, над которым надо хорошо задуматься, прежде чем его совершить. А у меня, когда я сегодня слушал интервью Пореченкова, создалось ощущение, что он не задумывался.

Вся эта история, по словам Тимура, – куда серьёзнее, чем её сегодня высветили наши возмущённые коллеги. И шлем PRESS в ней стал чем-то вроде индикатора, на который среагировали журналисты только потому, что это коснулось нашей братии.

– Ещё и потому, что мы в руки оружие не берём, а кто-то маскируется под нас – и оружие берёт, – добавляет Тимур. – Но это уж наша проблема. Потому что вообще-то есть на войне журналисты, которые стреляют. Я не буду называть их имена, но они есть. Просто они уже не журналисты. Но если бы не эта надпись PRESS, многие бы сказали: вот, приехал Пореченков и пострелял в бендеровцев. А как жить через 10 лет человеку, который "пострелял в бендеровцев" сегодня? Я уж не говорю о том, что там есть его зрители – среди тех, в кого он стрелял. Потому что на Украине транслируются сериалы, в которых он принимал участие.

Хотя вопрос с сериалами, похоже, уже отпал. Последние дни в Раде шло обсуждение, не надо ли запретить на Украине российские сериалы. Теперь Киеву проще принять решение.

"Лучше с умным потерять, чем с дураком найти, – написал по этому поводу в Твиттере журналист Павел Шеремет. – Для запрета рос. кино и сериалов на Украине Пореченков сделал больше, чем весь "Правый сектор".

Впрочем, есть среди журналистов и другая точка зрения: к своей драгоценной профессии, и вообще – к себе, любимым, не надо относиться так серьёзно. Главный редактор "Новой газеты" в Санкт-Петербурге Диана Качалова тоже прошла через горячие точки как корреспондент. Говорит, что каску PRESS впервые в жизни увидела сегодня – в ролике с Пореченковым.

– Я к господину Пореченкову имею такое же отношение, как он к журналистике, поэтому, хоть убейте, не знаю, зачем он напялил каску с названием "Пресса", – поделилась Диана с "Фонтанкой". – И намылился в ней стрелять. Меня в этой истории поразили две вещи. Первое – то, что все сразу начали кричать: мы знали, мы знали, что он дерьмовый актер, а эта история просто усугубила наше презрение! Я видела пару фильмов с Пореченковым. Это неправда: он неплохой актер, вспомните, как от него (вместе с Машковым) все рыдали в "Ликвидации". Просто в этот раз ему попался бездарный режиссер.

Второе, что поразило Диану, это "вой, который поднялся среди журналистов".

– Раз на каске было написано "Пресса", то журналистов теперь будут еще больше ненавидеть и брать на прицел в горячих точках! – усмехается она. – По-моему, это чушь. В горячих точках редко разглядывают, по кому палят, если только ты не приглянулся конкретному снайперу, а тот, увидев каску "Пресса", будет думать, что палит по Пореченкову. А если серьезно, то не надо переваливать с больной головы на еще одну больную. Журналистов не любят не за то, есть на них каска или нет, а за то, что врут часто. И сами участвуют в подставах. Помните, по ТВ недавно показывали сюжет: журналист вместе с ополченцами приходит в дом, где живут люди, они начинают оттуда стрелять, в ответ в дом, естественно, летят снаряды? А журналист, спровоцировав эту атаку, сначала радостно ведёт репортаж, а потом забивается в угол и зажимает уши. На нем никакой каски не было. Но он был наш коллега. И этого никто не отрицал. И вот это позор. И после этого стоит ненавидеть. А Пореченков… Да чёрт с ним. Жаль только, что мог бы служить миру, а на деле разжигает ненависть.

Ирина Тумакова,
"Фонтанка.ру"


© Фонтанка.Ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close