18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
15:13 18.10.2018
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Кино

22.04.2010 03:00

Марина Фокина: «Уговаривать никого не пришлось»

Со 2 по 5 мая в Петербурге пройдет новый, неведомый прежде киносмотр – Санкт-Петербургский международный кинофорум, который сулит нам много хороших фильмов, интересных гостей и даже кинопросмотры под открытым небом. Ради чего проводится форум и станет ли он доброй традицией, нам рассказала Марина Фокина, руководитель Санкт-Петербургского международного центра фестивалей и праздников.

Марина Фокина: «Уговаривать никого не пришлось»

Со 2 по 5 мая в Петербурге пройдет новый, неведомый прежде киносмотр – Санкт-Петербургский международный кинофорум, который сулит нам много хороших фильмов, интересных гостей и даже кинопросмотры под открытым небом. Ради чего проводится форум и станет ли он доброй традицией, нам рассказала Марина Фокина, руководитель Санкт-Петербургского международного центра фестивалей и праздников.

– Что будет представлять из себя Санкт-Петербургский международный кинофорум?

– Безусловно, это беспрецедентное мировое культурное событие, впервые проходящее в России. И посвящено оно великой для всего человечества дате – окончанию Второй мировой войны. Уникальная коллекция лучших военных фильмов из более чем двадцати стран предназначена для разных аудиторий: ветеранов, молодежи, зрителей всех возрастов и профессий, требовательной и взыскательной публики. Мы не сомневаемся, что всё это будет способствовать единению людей и сохранению мира на планете. В практическом смысле хочу подчеркнуть разницу между кинофестивалем и кинофорумом. Если фестиваль – это априори соревнование, конкуренция, то форум – мероприятие иного плана. У него принципиально другие цели и задачи, и в нем больше формата для общения. Это открытая площадка для творческого и конструктивного диалога между разными людьми, возможность личного общения коллег и публики на самые острые и широкие темы – от актуальных проблем, связанных с кино, до решения важнейших вопросов современной жизни.

"Закон и кулак" (режиссеры Ежи Гоффман и Эдвард Скожевский)
"Закон и кулак" (режиссеры Ежи Гоффман и Эдвард Скожевский)


– Кому принадлежит инициатива создания кинофорума?


– Идея кинофорума родилась в Санкт-Петербургском международном центре фестивалей и праздников, совместно с мастерами петербургского кинематографа во главе с режиссером Алексеем Германом – автором выдающихся фильмов о войне, получивших мировое признание. Алексей Юрьевич оказал нам честь, став Президентом кинофорума. Проект всецело поддерживает губернатор Санкт-Петербурга Валентина Ивановна Матвиенко.

– В чем основная миссия проекта?


– В том, чтобы языком кинематографа вести разговор о необходимости сохранения мира на Земле. О том, что нужно укреплять связи культур и поколений, создавать живую творческую среду для взаимодействия ведущих деятелей культуры и искусства – как российских, так и зарубежных. На кинофоруме встретятся известные режиссеры, знаменитые актеры, опытные продюсеры, представители деловой элиты, мировые политические деятели.

– Вы озвучивали, что состоится семь премьерных показов. Какие это будут картины? Почему будут представлены именно они? Кто из кинематографистов будет присутствовать на премьерах лично?


– Обращаю внимание читателей на то, что подробная программа выложена на нашем сайте. Всего в расписании работы кинофорума предусмотрено несколько направлений: документальные фильмы, цикл «Взгляд из будущего», связанный с новым российским кино, «Пейзаж после битвы» – современное мировое кино, ретроспектива «Глазами Восточной Европы» и «Баллада о солдатах» – показы любимых советских фильмов о войне. Эти сеансы, кстати, пройдут на открытых площадках, которые будут организованы в центре города: на площади Искусств, в Александровском саду и на Дворцовой площади. Для Петербурга сеансы такого плана – абсолютная новация.

"Летят журавли" (режиссер Михаил Калатозов)
"Летят журавли" (режиссер Михаил Калатозов)


– По какому принципу были отобраны картины для Санкт-Петербургского международного кинофорума?


– Мы разрабатывали ее под чутким руководством Андрея Плахова – программного директора кинофорума, почетного президента Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI). Мы поставили перед собой цель раскрыть тему войны и мира в отечественном и мировом кинематографе в разных аспектах. Специально для ветеранов Великой Отечественной, для которых война стала самым сильным переживанием в жизни, мы сделали подборку ярких классических и современных лент. Чтобы привлечь внимание наиболее активной петербургской публики, мы устраиваем премьерные показы новых российских картин. В ретроспективе фильмов Польши и ГДР мы предусмотрели, что молодежь этих работ могла не видеть, а более старшее поколение охотно пересмотрит. Наша подборка современного зарубежного кино рассчитана на так называемых киноманов, зрителей требовательных и разбирающихся. Она включает в себя и фильмы о Второй мировой, и о современных войнах. Таким образом мы хотели бы дать событию широкий геокультурный диапазон, обобщить опыт мирового кинематографа XXI века. Критерием отбора здесь стало кино, актуальное по своей стилистике, а камертоном, давшим название программе, стал классический фильм Анджея Вайды «Пейзаж после битвы». Что же касается документальной секции кинофорума, то показы лент Александра Сокурова и Клода Ланцмана должны, мы надеемся, привлечь внимание истинных ценителей кинодокумента, причем не только профессионалов, но и совсем молодых зрителей. Наконец, реальная связь поколений проявится во время кинофорума в том, что будут показаны работы молодых российских режиссеров, посвященные войне. А это, по мнению Андрея Плахова, новые стилевые черты в осмыслении вечной темы и шанс вовлечь в дискуссию молодых кинематографистов и неравнодушных зрителей. И кстати, все фильмы программы уже получены от производителей или прокатчиков.

"Город жизни и смерти" (режиссер Чуан Лу)
"Город жизни и смерти" (режиссер Чуан Лу)


– Какие кинотеатры станут площадками для показа фильмов? Есть ли уже договоренности с ними? Наверное, нелегко было уговорить взять в прокат фестивальные фильмы частные кинотеатры, привыкшие к «попкорновому» кино? Какие они выдвинули условия?


– Я уже назвала места для киносеансов под открытым небом в центре Петербурга. Основными площадками также станут Михайловский театр, где пройдут премьерные и специальные показы, Дом кино, киноцентр «Родина», кинотеатры «Художественный», «Аврора» и «Кристалл-Палас». Уговаривать никого не пришлось. У владельцев и руководства этих залов, как и у нас, как и у нескольких поколений ленинградцев-петербуржцев, особое отношение к теме Великой Отечественной войны. Это у нас в крови. Кроме того, для принимавших решение о партнерстве с нами очевидно, что благодаря этому событию открываются интереснейшие и полезные перспективы в плане будущего кинематографического Петербурга. Кинофорум, очевидно, даст мощный позитивный толчок к развитию городского и отечественного кино во многих аспектах – и в сфере кинообразования, так называемой киношколы, и в области кинокритики, и в ситуации с кинопроизводством и кинопрокатом. И поскольку наши показы будут абсолютно бесплатными и для ветеранов, и для всех зрителей, то обычные в подобных случаях условия с руководителями площадок не обсуждались: нет ни одного прецедента. Все проявили ответственность и, как бы пафосно это ни прозвучало, чувство гражданского долга.

"Перемирие" (режиссер Ланселот фон Насо)
"Перемирие" (режиссер Ланселот фон Насо)


– Первый кинофорум посвящен Дню Победы. Последующие также будут тематически приурочены?

– При подготовке кинофорума мы изначально имели в виду именно разовое мероприятие, посвященное великой дате в истории России. Это еще одна причина, почему проект изначально носит название кинофорума, а не кинофестиваля. У него своя особая цель: в городе-герое, чей блокадный подвиг известен всему миру, мы проводим смотр отечественных и зарубежных произведений киноискусства, которые объединяет антивоенная, антифашистская направленность и светлые гуманистические идеи. Объявление Санкт-Петербурга центром нового регулярного кинособытия давно и активно обсуждается в кинематографических кругах. Вопрос представляется сегодня безусловно важным и назревшим. Но для его решения важно определить собственную нишу, свое позиционирование. Сейчас сложнейшая подготовительная работа нашей команды, в том числе и по кинофоруму, проходит в круглосуточном режиме. Фактически, едва одно масштабное мероприятие заканчивается, начинается следующее. Мы одновременно ведем подготовку к нескольким международным мероприятиям. Мы понимаем, что в случае с ежегодным кинофестивалем класса «А» это и привлечение высококлассных специалистов для отбора фильмов, и получение прав на эти фильмы, и раскрутка бренда, и признание мировой общественности... Я уже не говорю о процессе организации любого кинофестиваля, в который входят и поиск финансирования, и работа со спонсорами и средствами массовой информации, и обеспечение логистики и безопасности всех мероприятий. Иными словами, обо всем скрупулезном, огромном труде большого количества профессионалов всех направлений. В событиях подобного масштаба особенно важно, чтобы всё «работало как часики». И заметьте, всё должно происходить на мировом уровне. Это ответственное и серьезное решение. Прежде чем принять его, мы хотели бы поговорить в дни кинофорума с мировой кинематографической общественностью.

"Турне" (режиссер Горан Маркович)
"Турне" (режиссер Горан Маркович)


– Чем Санкт-Петербургский международный кинофорум будет отличаться от Московского международного кинофестиваля?

– Если петербургский кинофестиваль обретет «киножизнь», он никому не будет конкурентом – не только Московскому, но и всем другим известным в мире кинофестивалям. Он должен занять свою уникальную нишу. Хотелось бы получить на это одобрение всего киносообщества. Петербург – центр притяжения не только лидеров театрального и музыкального искусства, балетного и музейного сообщества, а теперь и кинематографического мира. Согласитесь, этого давно заслуживают и достижения ленинградской-петербургской кинематографической школы.

– По времени кинофорум совпадает с Каннским фестивалем. Получается, режиссеры будут стоять перед сложным выбором: поехать в Канны или «на фестиваль к Герману». Планируется ли в будущем изменить дату проведения фестиваля?


– Это вряд ли можно назвать абсолютным совпадением. В 2010 году Каннский кинофестиваль стартует 12 мая, а наш кинофорум пройдет со 2 по 5 мая. При этом формат кинофорума, повторяю, не «соревновательный». Но если ему суждено стать кинофестивалем, то мы будем проводить тщательный анализ мирового кинокалендаря и консультироваться с профессионалами, дабы дата проведения кинофорума вписывалась в чрезвычайно насыщенный мировой график кинособытий. В этом году перенести сроки кинофорума не представляется возможным, поскольку он специально был запланирован к 65-летию Победы.

– Кто из известных деятелей кино уже подтвердил свое участие? Есть ли гости из-за границы? Кто они? Сразу ли согласились участвовать в новом событии? Наверняка во многом имена Сокурова и Германа уже способствуют престижу кинофорума? Есть ли у вас другие «козыри»?

– Многие уважаемые в мире кино персоны подтвердили, что готовы приехать на кинофорум. Подтверждение прислали Ханс-Бодо Мюллер, управляющий директор «XX век – Фокс СНГ», Жан Руа, президент FIPRESCI, Шандор Демьян, президент TriGranit, Джим Джианопулос, генеральный директор Fox Filmed Entertaiment, Эндрю Вайна, один из самых опытных продюсеров в мировой киноиндустрии, и многие другие. Из тех, кого принято называть медийными лицами, мы ждем в гости Федора Бондарчука и Анастасию Вертинскую, которые согласились стать ведущими церемонии открытия кинофорума, из мировых звезд будут, например, Антонио Бандерас с супругой Мелани Гриффит. Среди почетных гостей лучшие и всеми почитаемые актеры и режиссеры театра и кино Петербурга и России. Мы пригласили руководителей крупнейших кинокомпаний и представителей статусных кинофестивалей Европы, Азии и США. В настоящий момент идет процесс согласования сроков и деталей их пребывания в нашем городе во время кинофорума. Конечно, эти имена – сами по себе безусловно авторитетны. Но самой важной для нас является тема победы во Второй мировой войне. Поэтому помимо показов лучших мировых кинолент мы включили в программу кинофорума круглые столы, во время которых деятели кино, ведущие кинокритики и историки кино будут высказываться по важным вопросам истории и современности. Задумана и «параллельная программа» в любимом и востребованном среди «клубной молодежи» формате («немое кино плюс живая музыка», анимация). Пройдут тематические литературные и музыкальные вечера, концерты классической музыки.

"Зима в военное время" (режиссер Мартин Кулховен)
"Зима в военное время" (режиссер Мартин Кулховен)


– Одна из озвучиваемых целей Кинофорума продвижение Петербурга за рубежом. Каким способом вы планируете этого добиться?

– Санкт-Петербургский международный центр фестивалей и праздников, как известно, занимается событийным туризмом. В этом смысле опыт мировых брендов в сфере туризма насчитывает сотни лет, а мы, всего лишь за год, уже сегодня получили признание, когда инициировали и реализовали такие события, как День города, Фестиваль знаменитых уличных театров, Фестиваль видеомузыкальных световых проекций на Дворцовой площади, акция «Путешествие картин», проводимая совместно с Государственным Эрмитажем , финиш Международной регаты Volvo Ocean Race и, конечно же, праздник выпускников петербургских школ «Алые паруса»... Всё это – Петербург как центр притяжения мировых театров, музыки, кино, спорта. Мы создаем праздники для людей и в то же время показываем красоту и уникальность нашего прекрасного города. Качество и мировой уровень событий, проводимых нашим центром, уже сегодня признают наши зарубежные коллеги. У нас большие планы на будущее. И наш опыт – всегда и только позитивный.

"Пейзаж после битвы" (режиссер Анджей Вайда)
"Пейзаж после битвы" (режиссер Анджей Вайда)


– На каких кинофестивалях вам лично удалось побывать? Каковы ваши впечатления?

– Наши специалисты ездят на многие крупные фестивали, форумы и самые заметные мероприятия. Мы четко осознаем, что это отличная возможность для творческого и профессионального роста. Если нужны конкретные примеры, то мы много полезного вынесли для себя, побывав на последнем «Берлинале» – Берлинском международном кинофестивале. Собираемся и в Канны.

– Кого бы вы хотели видеть в числе гостей и участников Санкт-Петербургского международного кинофорума?


– Всех, кто открыт к общению и готов к восприятию прекрасного. Всех неравнодушных, чутких, внимательных зрителей. Всех уважаемых профессионалов в мире кино. Всех, кому небезразлично будущее Санкт-Петербурга и его активная интеграция в мировое кинематографическое пространство.



Эвелина Барсегян
«Фонтанка.ру», «Город 812»

О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор