Город От «Метростроя» осталось немного. Как распродают имущество легендарного предприятия

От «Метростроя» осталось немного. Как распродают имущество легендарного предприятия

38 935
От «Метростроя» осталось немного. Как распродают имущество легендарного предприятия | Источник: Роман Пименов/ТАССОт «Метростроя» осталось немного. Как распродают имущество легендарного предприятия | Источник: Роман Пименов/ТАСС
Источник:

Роман Пименов/ТАСС

Управляющий «Метростроя» отчитался о промежуточных итогах конкурсного производства, в ходе которого имущество обанкротившейся компании пускают с молотка. Все большое — почти распродано, а основные долги закрыты на треть.

Сообщение о собрании кредиторов опубликовано на днях. Они утвердили новую редакцию положения, согласно которому проходят торги, и приняли к сведению отчет конкурсного управляющего. Петербургский «Метрострой» выставляется на торги в рамках банкротства, в котором компания находится с 2021 года.

Что продали и за сколько?

Торги начались уже в период нынешнего управляющего Алексея Кузнецова. Он был назначен в 2023 году, происходило это быстро и с последствиями для его предшественника Андрея Мариничева: новый конкурсный сразу начал — и продолжает — выставлять ему претензии в виде судебных исков по поводу неудовлетворительной работы в интересах кредиторов. Тот утверждал, что действовал в рамках своих полномочий, и намекал на административный ресурс своего сменщика, но в итоге даже в какой-то момент был отправлен под арест.

При Мариничеве по большей части прошла инвентаризация имущества «Метростроя». Однако после смены власти в компании изменился и подход к формированию конкурсной массы: имущество предприятия решили дробить и продавать многими лотами, не обобщая в один портфель активов.

Наибольший интерес вызывала недвижимость, которой у «Метростроя» хватало. Торги по ней начали с декабря 2023-го. Покупателей находили чаще не с первого раза. Некоторые объекты — как на улице Ивана Черных — выкупали застройщики. Некоторые, как офис на Загородном, железобетонный завод в Коломягах, площадку на Маршала Говорова, спорткомплекс на Левашовском, приобрел «Метрострой Северной столицы» (главный кредитор «Метростроя» и новый подрядчик города по строительству подземки). Часть — как производственно-складской комплекс на Ново-Никитинской или площадку на Расстанной — другие компании.

Последний пример показывает, что первичная оценка имущества имеет мало отношения к реальной выручке в условиях ограниченного спроса. Участок на Расстанной вообще оказался причиной иска Кузнецова к своим предшественникам на 2,8 млрд рублей. Он посчитал, что если бы эту землю реализовали до принятия нового Генплана, то можно было бы выставлять цену в 3,6 млрд рублей. Генплан фактически запретил строить там жилье, и оценка упала до 0,8 млрд. Но в итоге участок продали за 650 млн. Площадка на Ново-Никитинской ушла за 700 млн вместо 1,5 млрд, как ее оценили сперва.

Параллельно огромным количеством лотов продают движимое имущество — от ноутбуков до тюбинговозок. Среди всего этого есть и серьезное отраслевое оборудование. Недавно, далеко не с первой попытки, был продан главный проходческий комплекс «Метростроя» — «Надежда». И это тоже про оценку и стоимость: в какой-то момент далеко не новый комплекс оценили в 1,4 млрд рублей, но это очень специфический актив, к тому же занятый на строительстве. Так что «Метрострой Северной столицы» спокойно дождался, когда цена в отсутствии реальных предложений упадет до 300 млн и выкупил щит. Параллельно другой комплекс для строительства наклонных ходов приобрел «Тоннельметрострой» за 123 млн.

Еще в 2023 году оценка имущества «Метростроя» (не совсем полная) дала такой итог: недвижимость на 5,570 млрд рублей и движимое имущество на 2,438 млрд, то есть всего около 8 млрд. Это не покрывало более чем 10-миллиардные требования кредиторов, но позволяло закрыть их на довольно существенную долю. На настоящий момент после всех аукционных понижений и повышений, по данным «Фонтанки», погашено 3,7 млрд рублей из реестровой задолженности. Это 33% от основного долга.

Впрочем, надо понимать, что помимо реестровой задолженности, которая возникла до банкротства «Метростроя», есть еще и текущая, возникшая после, и у нее приоритет. Как рассказал «Фонтанке» Алексей Кузнецов, из текущей задолженности погашено еще 4 млрд рублей. «Мы высоко оцениваем результаты проведенной нами работы как в части оперативного проведения процедуры банкротства, так и в части финансового результата», — добавил он.

Что осталось?

По словам Кузнецова, актуальный размер непогашенных требований — около 7 млрд рублей. Основные кредиторы прежние: «Метрострой Северной Столицы», налоговая, комстрой, дирекция транспортного строительства, банков в лидерах больше нет.

Основной пока не проданный актив — бизнес-центр на Левашовском проспекте. «Фонтанка» рассказывала, что за него конкурсным пришлось побороться. В итоге суд согласился, что фактически здание построено на деньги «Метростроя», а не компании «Метропаркинг», которая получила его в собственность по условиям инвестдоговора почти 15-летней давности. Так что здание на углу с Барочной, рядом с уже проданным спорткомплексом, вернули в конкурсную массу.

«Перспектива дальнейшего погашения задолженности будет понятна после получения заключения об оценке бизнес-центра на Левашовском и последующей его реализации с торгов», — говорит Кузнецов. Со всеми оговорками про реалистичность оценки отметим: кадастровая стоимость объекта — около 3,8 млрд рублей. И это не тоннелепроходческий комплекс, который нужен крайне ограниченному числу покупателей, а бизнес-центр в 37 тысяч квадратов в Петроградском районе, пусть не вся площадь используется под офисы. В марте оценщик представил отчет, согласно которому рыночная стоимость составляет 4,7 млрд. Из них 4,2 млрд — сам комплекс, около полумиллиона — аренда земельного участка, и порядка 5 млн в сумме — здания холодильной станции и трансформаторной подстанции.

«Также продолжается оценка и реализация движимого имущества, — рассказал Алексей Кузнецов. — Она проходит лучше, чем можно было ожидать». Очевидно, не каждая настольная лампа и карандаш найдут своего покупателя с первого раза. Но имущество будет продано в любом случае, полагает конкурсный управляющий. «Считаем, основная реализация в количественном выражении будет проведена на стадии публичного предложения, — говорит он. — До настоящего времени мы не списывали какие-либо активы. Даже непригодное к использованию оборудование мы продаем с торгов. Оно может быть реализовано для использования на запчасти либо в качестве лома».

Сколько долгов в итоге удастся закрыть за счет распродажи имущества «Метростроя», прогнозировать сложно, признает Кузнецов: «Результат зависит от многих судебных процессов, которые еще идут». Вероятно, речь идет о многочисленных требованиях признать те или иные сделки из прошлой жизни недействительными, чтобы вернуть активы в конкурсную массу. Управляющий регулярно направляет их в суд с переменным успехом.

В то же время и его действия тоже оспаривают. Участник банкротного дела — ООО «Камелот» Татьяны Алексеевой, которая является акционером «Метростроя», — тоже стабильно подает заявления о признании торгов и заключенных по их итогам договоров недействительными. Судя по всему, угрозы в этом управляющий не видит: «На сегодняшний день мы выиграли все суды, в том числе по оспариванию торгов. Рассчитываем на такой результат и далее. Все процедуры проводятся максимально прозрачно и в соответствии с законом».

Главные проблемы «Метростроя» начались во время подготовки города к чемпионату мира по футболу 2018 года, во время которой компания строила новые станции зеленой линии и стадион на Крестовском острове. С начала 2019 года они усугубились, Смольный объявил о расторжении всех контрактов, но потом сообщил, что дает компании еще один шанс. В ноябре 2019 года был открыт участок Фрунзенского радиуса от «Международной» до «Шушар».

Но кризис становился только заметнее, гендиректора арестовали по уголовному делу, а Смольный попытался установить контроль над компанией, запустив многолетний корпоративный конфликт. В компании ввели процедуру наблюдения, а в 2021 году «Метрострой» был объявлен банкротом. Созданный городом и ВТБ «Метрострой Северной столицы» стал его главным кредитором, выкупая и забирая в аренду его имущество. Рабочие тоже перешли в новую компанию.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED3
Гнев
ANGRY8
Печаль
SAD10
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
28
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5