Город Кронштадт: главное 20 лет одиночества. Петровский док открыли для туристов, но музей пока миф

20 лет одиночества. Петровский док открыли для туристов, но музей пока миф

17 121
20 лет одиночества. Петровский док открыли для туристов, но музей пока миф  | Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»20 лет одиночества. Петровский док открыли для туристов, но музей пока миф  | Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник:

Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»

Старейший в России гидротехнический объект — «Петровский док» в Кронштадте — сегодня балансирует между статусом туристического объекта и призрачной перспективой полноценного музея. Туристы уже могут прогуляться по территории, однако музей по-прежнему существует только в мире проектных документов.

Новый туристический объект «Петровский док» открыли 21 мая. Открытие приурочили к 321-летию со дня основания островного города, которое Кронштадт отметил 18 числа. Почти 20 лет гидротехническое сооружение пребывало в забвении и разрушалось. Теперь символ Кронштадта официально доступен для туристов и всех, кто интересуется историей.

Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
+2
Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»

Экскурсионный маршрут начинается от Докового моста. По западной стороне он проходит до системы доков в крест-канале. На четырех ключевых точках аудиогид рассказывает, как создавался и работал первый в мире самосливный док. Архивные фотоматериалы, размещенные здесь же на стендах, позволяют проникнуться масштабом воплощения инженерной мысли. Однако дальше крест-канала хода нет: любоваться осыпающимися стенами гиганта, заросшими кустами и деревьями, посетители могут лишь издали.

Петровский док состоит из четырех камер: Южной (длина 325,5 м, ширина 31 м), Западной (длина 62,2 м, ширина 31 м), Северной (длина 60 м, ширина 32 м) и Восточного бассейна (длина 114,7 м, ширина 31 м). Общая площадь — 22,2 тыс. кв. м.

Про Петровский док написаны десятки исторических материалов, поэтому напомним кратко. Кронштадт, основанный в 1704 году, стал основной морской базой России на Балтике. Здесь базировался флот, сотнями прибывали торговые суда из Европы, и стало очевидно, что корабельные мастерские нужно расширять.

Док заложили по указу Петра I в 1719 году. По замыслу поперечные каналы должны были служить и доками, где можно было обслуживать до 10 судов одновременно. Он стал инженерным прорывом XVIII века. Вдохновленный опытом голландских и английских доков, Петр I предложил революционное решение: вода из него самотеком стекала в специальный бассейн, расположенный ниже уровня моря, а уже из него при помощи ветряных мельниц всего за сутки ее перекачивали в море.

Первые отремонтированные корабли из южной части дока вышли в 1724 году, однако после смерти императора стройка замерла. Работу дока на полную мощность Петр I так и не увидел.

Достроить сооружение приказала его дочь, императрица Елизавета Петровна. Она же дала ему имя — «док Петра Великого». Под руководством военного инженера Иоганна Любераса усовершенствовали систему шлюзовых ворот, сделав их прочными и легкими в управлении, деревянную облицовку стен заменили на финский гранит.

Несколько раз док пережил модернизацию. В разные годы из Шотландии привезли и установили паровую машину для откачки воды, укрепляли конструкции, построили разводной мост, заменили батопорт.

Выдержать перестроечные времена док не смог. Из производственного процесса его исключили в 2006 году.

— Причиной стал «моральный износ» — для современных судов он был длинноват и узковат, — рассказали «Фонтанке» на Кронштадтском морском заводе», на балансе которого числилось сооружение.

+2

Для его усовершенствования под современные нужды требовалось 2,5 млрд рублей (в ценах 2001 года). Для завода, который в то время переживал банкротство, это были непосильные затраты.

После осушения Петровский док стал никому не нужен. Кроме охотников за металлоломом. Они проникали через заборы, спиливали конструкции. Унесли и ворота одного из крест-каналов.

Гранитные стены заросли деревьями. Их корни, а также ветер, дождь и морозы, сделали свое дело — кладка начала разрушаться, местами она осыпалась на всю высоту стенок. Как говорят местные, будь в сооружении вода, она бы замедлила деградацию. Но и оставлять ее было нельзя — она бы ускорила коррозию металла. Да и затопленный док в отсутствие присмотра представлял опасность для людей.

В 2011 году док лишился кранов, их срезали и сдали в металлолом. В том же году министр обороны РФ подтвердил передачу дока в собственность Петербурга, и тогда же заговорили о его музеефикации. Еще через четыре года его передали Музею истории Кронштадта.

В 2016-м родился грандиозный замысел — все исторические конструкции восстановить и отреставрировать, закрыть каналы прозрачным куполом и превратить его в научно-просветительский центр Русского географического общества. Проект со стеклянной перегородкой и экспонатами — кораблями и предметами, найденными на дне Балтийского моря — предложил Институт «Ленпроектреставрация». Концепцию одобрили на заседании Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга.

Однако все уперлось в финансирование — превращение Петровского дока в аттракцион требовало порядка 6 млрд рублей инвестиций, а окупаемость, по оценкам экспертов, могла растянуться на десятилетия.

Хоть как-то приспособить док для экскурсий решили в 2023 году, когда Музей истории Кронштадта выиграл грант 6,2 млн рублей от фонда Владимира Потанина. Еще порядка 75 млн рублей на разработку проекта, противоаварийные работы и консервацию оврага выделили из внебюджетных средств.

— Нам удалось предотвратить неизбежное, как тогда казалось, разрушение этого уникального памятника. Выполнены все необходимые мероприятия по предотвращению аварийности, — рассказали «Фонтанке» в администрации Кронштадтского района.

На очередной этап противоаварийных работ в доках крест-канала, писала «Фонтанка», власти были готовы выделить 163 млн рублей и даже объявили конкурс на поиск исполнителя. Однако позже закупку отменили по решению заказчика — комитета по госзаказу Петербурга.

Вопрос о масштабной реставрации Петровских доков, сказали в администрации района, «прорабатывается»: «Учитывая стоимость этих мероприятий, вопрос очень сложный, но есть определенные наработки и варианты их возможной реализации».

Развивающийся район островной части города становится новым центром культурной и общественной жизни. «Фонтанка.ру» запустила проект «Кронштадт: главное», где можно читать новости о развитии инфраструктуры, интересных событиях, новых проектах и инициативах горожан.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE12
Смех
HAPPY3
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5