В Госавтоинспекции считают, что необходимо наказывать водителей за систематические нарушения ПДД. В том числе предлагается вернуть балльную систему - подобное правило действовало в советские годы, а в некоторых странах применяется сейчас, сообщает «Российская газета».
Существенной проблемой в нашей стране стало то, что лишение прав на определенный срок не пугает нарушителей, считают в ГИБДД. «Сегодня гражданин, лишенный права управления, не лишен возможности управлять транспортным средством, - комментирует ситуацию заместитель начальника Главного управления Госавтоинспекции МВД России Павел Бугаев. - Мы привлекаем к ответственности водителя, задерживаем транспортное средство. А он на следующий день приходит с соседом, у которого есть права. Оснований не выдать машину у нас нет - это частная собственность. И этот лихач снова за рулем».
Такие систематические нарушители представляют огромную опасность на дорогах, отмечают в Госавтоинспекции. Однако законодательство не позволяет применить какие-либо реальные меры принуждения, которые есть в других странах: максимальная мера наказания - это административный арест до 15 суток. Но невозможно проследить, чтобы после освобождения нарушитель снова не сел за руль.
Как правило, виновниками ДТП становятся водители, неоднократно нарушавшие правила дорожного движения, отмечают в ГИБДД. Поэтому требуется дополнительная мера административного принуждения, предусматривающая ответственность за систематическое нарушение правил движения.
Напомним, что такая мера была еще в советские годы - прокол в правах. Дырка делалась за любое нарушение правил. За три дырки лишали прав на год. Позже была введена балльная система: 15 баллов за год - лишение прав на год. Однако позже в связи с либерализацией кодекса от этой системы отказались.
Последний раз, когда вносились изменения в КоАП, предполагалось восстановить балльную систему. Баллы предлагалось вводить только для тяжких, особо опасных нарушений правил, как то: выезд на встречную, проезд железнодорожного переезда, превышение скорости более чем на 60 км/ч, управление в пьяном виде. Однако после первого чтения эти баллы были выброшены из кодекса.
Сейчас в руководстве ГИБДД всерьез обсуждается введение балльной системы, как это сделано в большинстве европейских стран. Например, в Германии у водителя есть определенное количество баллов, и за каждое нарушение с него списывается несколько очков. В Великобритании, наоборот, за каждое нарушение начисляется определенное количество баллов. Итог один: в течение года баллы списаны до нуля или набраны до определенного количества - лишение прав.
Кроме того, в европейских странах предполагается и своеобразная финансовая ответственность: в зависимости от количества баллов вырастает сумма страховки. Такая идея тоже не раз озвучивалась руководством МВД, однако пока не нашла своего воплощения в жизни. Стоимость страховки вырастает только после аварии. Так что цена полиса на предупреждение ДТП практически не влияет.
В ГИБДД предлагают еще один выход: вводить за систематическое нарушение правил уголовную ответственность. Возможно, эта мера способна подействовать на лихачей, раз уж им все равно, с правами они или без.