Сейчас

+12˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+12˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 10

4 м/с, зап

762мм

74%

Подробнее

Пробки

6/10

Скандал в Михайловском театре: премьеры не будет

833
ПоделитьсяПоделиться


Ещё в прошлом году городские власти анонсировали небывалые торжества по поводу празднования в нынешнем сезоне 175-летия со дня основания Михайловского театра. Однако открытие сезона ознаменовалось чрезвычайным происшествием: объявленная новая постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин» отменена за три дня до премьеры.

Подобного скандала театр не знал за свою 175-летнюю историю. Дело в том, что любая оперная постановка – это процесс, отработанный уже на протяжении столетий: сначала художник представляет театру макет грядущего спектакля, а режиссёр поясняет труппе свою концепцию – ну, а затем приступают к репетициям артисты, которых до того на свои роли назначило и утвердило художественное руководство театра, иными словами – главный дирижёр и завоперной труппой. Таким образом, если спектакль, как говорится, принят к постановке, то процесс всегда доходит до премьеры.
Однако в Михайловском театре с определённого времени нет главного дирижёра, а все художественные решения принимает бизнесмен Владимир Кехман, ныне с огромным удовольствием освоивший роль генерального директора театра. Но, к сожалению, театр с некоторых пор все чаще упоминается не только в «культурных» рубриках и разделах светской хроники, но и с пометкой «скандалы». Достаточно вспомнить историю с отменой «Орестеи» в постановке Александра Сокурова, последовавшее затем увольнение главного дирижёра Андрея Аниханова – или не столь нашумевшие отмены намеченных ранее «Тоски», «Кармен», «Вертера» (о них говорили и Владимир Кехман, и Елена Образцова); «Бориса Годунова» в постановке Андрея Могучего – причём в последнем случае был уже изготовлен макет постановки, а для «Орестеи» вовсю шли музыкальные репетиции. Скандалы, так или иначе связанные с деятельностью Кехмана, вспыхивают постоянно – будь то возможный снос Фрунзенского универмага или организация движения на площади Искусств.

Что же произошло в театре на этот раз? Видимо, по мнению администрации Михайловского, в России для «Онегина» дирижёра не нашлось – и был приглашён румынский дирижёр (швейцарец «по паспорту») Ион Марин. Он является музыкантом достаточно востребованным и занятым, а посему договориться с ним удалось лишь на один спектакль (именно из-за занятости Марина открытие сезона перенесли с 18 на 16 сентября).

Спектакль Михайловского театра планировался, как реконструкция знаменитой постановки «Евгения Онегина», созданной К. С. Станиславским в процессе работы с участниками оперной студии Большого театра в 1922 году. Для возрождения постановки Станиславского на петербургской оперной сцене (как сообщалось в пресс-релизах театра, «нового этапа в жизни спектакля») был приглашён маститый режиссер, профессор Михаил Дотлибов, уже имевший успешный опыт возобновления этого спектакля на сцене венской «Каммер Опер» и других сценических площадках Европы – этот опыт был с восторгом встречен критикой Германии, Австрии, Англии и США. Михаила Дотлибова даже называли «учеником Станиславского».

Однако спектакль Станиславского, родившийся в тяжёлое время (гражданская война, разруха, голод), невзирая на внутреннюю гармоничность и художественную цельность, поражавшую современников, имел очень много купюр и шёл практически без участия хора. Об этом дирижёра никто не информировал – более того, ему почему-то «забыли» рассказать о том, что это не очередная «дежурная» постановка «Онегина», а реконструкция исторического спектакля. И по приезду музыканта разразился скандал. Маэстро Марин никак не мог взять в толк, почему в России, в российском театре, отсутствуют хоры и сделаны иные купюры. На все разговоры о Станиславском он говорил, что не меньшее уважение имеет к П. И. Чайковскому и его партитуре. Возник конфликт дирижёра и режиссёра; дирижёр решил сам «развести» некоторые мизансцены, а Владимир Кехман в свойственной ему манере «волевым» и непринуждённым решением… «уволил» режиссёра. Директор Михайловского театра заявил, что причиной отмены стало то, что «режиссер Михаил Дотлибов не смог справиться с поставленной задачей» (интервью с режиссёром читайте в ближайшее время на «Фонтанке»).

«Доставлять» спектакль принялись завоперной труппой Елена Образцова и Ион Марин – и постановка тут же затрещала по всем швам. Более того, дирижёр выразил неудовольствие выбором многих солистов… Тут уже рассыпалось решительно всё: театр покинули оскорблённые режиссёр и дирижёр, а г-ну Кехману не осталось ничего иного, как только сообщить прессе о небывалом позоре театра: отмене премьеры и открытия юбилейного сезона. На краткой пресс-конференции, где и анонсировалась отмена спектакля, Елена Образцова выглядела подавленной и сказала, что это – «травма для меня и для артистов». А когда кто-то из журналистов спросил, случались ли за время её продолжительной певческой карьеры подобные случаи, она смогла вспомнить лишь одну отмену – но это случилось в Ла Скала из-за болезни Монтсеррат Кабалье, и публика предпочла получить деньги назад и не слушать спектакль с заменяющей Кабалье певицей. Образцова также пообещала, что «Онегин» будет поставлен в марте 2009 года, когда исполнится 130 лет со дня премьеры оперы Чайковского – но, честно говоря, верится в это уже с трудом.

Театр обещает вернуть деньги за проданные на спектакли 16 и 20 сентября билеты в течение двух недель.

Кирилл Веселаго,
Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close