Сейчас

+25˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+25˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 26

0 м/с, штиль

761мм

53%

Подробнее

Пробки

4/10

На «Музейный Олимп» взошли Петергоф, «Театральные легенды» и лазерные технологии

545
ПоделитьсяПоделиться

Праздником для музейных сотрудников стала ежегодная церемония вручения профессиональной премии «Музейный Олимп», учрежденной Комитетом по культуре и Межведомственным музейным советом в 2009 году. Статуэтки, изображающие богиню памяти Мнемозину, получили авторы лучших выставочных и научных проектов. «Фонтанка» понаблюдала за церемонией и поговорила с победителями.

В этот раз торжественная часть премии проходила в Екатерининском дворце музея-заповедника «Царское Село», ставшего главным победителем прошлого года. На улице, у самого входа во дворец, гостей встречал духовой оркестр в костюмах царских времен. Смотрители, одетые в одинаковую пастельно-зеленую униформу, постепенно и торжественно открывали двери из комнаты в комнату. Тронный зал Екатерины ослеплял убранством: в таких интерьерах не стыдно вручать даже Нобелевскую премию. Царского приема многие музейные сотрудники не ожидали, кто-то по привычке надел строгий темный рабочий наряд, кто-то – теплый свитер и сапоги, некоторые дамы, чтобы придать праздничность, повязали шелковые шарфы или надели нитку жемчуга. Когда пришло время занимать места, первые ряды остались полупустыми, видимо, в силу природной скромности многие музейщики предпочли расположиться в отдалении. Церемония проходила неспешно, между каждым объявлением номинации выступали оперные солисты Мариинского театра.

В этом году на премию было подано 70 заявок от федеральных, городских и частных музеев. Любопытно, что в финал по нескольким номинациям прошел частный музей современного искусства «Эрарта», но ничего так и не получил. Еще бы, ведь в рамках «Музейного Олимпа» состязались такие киты музейного дела, как Эрмитаж, Русский музей и музей-заповедник «Петергоф».

Сразу в двух номинациях «Престиж Петербурга» и «Инновация в музее» победил Эрмитаж с проектами, связанными с реставрацией: «Эрмитажная школа реставрации» в Екатеринбурге и «Лазерные технологии в реставрации произведений из драгоценных металлов». О значимости этих проектов корреспонденту «Фонтанки» рассказал Владимир Матвеев, замдиректора Эрмитажа по выставкам и развитию:

«Эрмитажной школе реставрации в Екатеринбурге в этом году минуло 14 лет. На сегодняшний день мы провели более 20-ти тематических стажировок для молодых реставраторов из регионов. Благодаря нашему многолетнему сотрудничеству с Екатеринбургом на базе Свердловского краеведческого музея появился свой реставрационный центр! А что касается лазерных технологий, в реставрации использование лазера похоже на волшебство. Во-первых, лазерные лучи используются для очистки: они сжигают очень тонкий слой загрязнений. Наш завлаб Игорь Малкиель умудряется лазером, совершенно не прикасаясь к ткани руками, чистить почерневшее от времени золото на тонких нитях. Во-вторых, для сварки. Сейчас мы вышли на удивительный уровень».

Статуэтка Мнемозины в немаловажной номинации «Музей – детям» была вручена Музею политической истории России за ролевую игру «Мы выбираем, нас выбирают» в пространстве выставки «Государственная Дума. Исторические параллели». «Эта игра адресована старшеклассникам и студентам-первокурсникам, – рассказала замдиректора музея по научно-просветительской работе Лилия Кураева, – тем ребятам, которым скоро исполнится 18 лет и которые завтра пойдут голосовать. У нас получилась хорошая музейная технология, которая может легко воспроизводиться на разных площадках. Проект по воспитанию молодого избирателя очень популярен, и до сих пор можно прийти в наш музей с группой и наравне с экскурсиями заказать эту ролевую игру».

Победителем в номинации «Музейная книга» стал ГМЗ «Павловск», издавший альбом «Павловск. Художественные коллекции». «Через музейную книгу сегодня другие люди – музейные сотрудники, студенты, просто публика – могут узнать, с точки зрения искусствознания, что представляют собой те или иные памятники, – подчеркнул президент Павловского музея Николай Третьяков. – Мы сделали не просто альбом, а серьезнейшее исследование. Издание такой важной и богато иллюстрированной книги обошлось нам свыше миллиона рублей».

«Экспозицией года» признан новый раздел экспозиции Музея театрального и музыкального искусства «Театральные легенды Петербурга». В номинации «Выставка года» победа присуждена Музею Анны Ахматовой – за масштабный международный выставочный проект «На что похожа война?». Для этой выставки, посвященной Советско-финской войне, один из этажей музея изменили до неузнаваемости, буквально начинив его мультимедийными инсталляциями. Победу музея прокомментировала Светлана Прасолова, заведующая научно-просветительским отделом: «Здорово, что Комитет по культуре Петербурга придумал эту премию. Только когда мы объединяем наши усилия, мы создаем что-то глобальное. И проект “На что похожа война?” не получился бы, если бы его делали только финны или только мы. Может быть, в будущем музеи будут объединяться между собой, и им ни государственные, ни какие-то другие границы не будут страшны».

Музеем года, как можно было предугадать, стал ГМЗ «Петергоф» за создание новых экспозиций: Церковный корпус, Императорская телеграфная станция и, конечно, Большой Меншиковский дворец и отреставрированный Китайский дворец в Ораниенбауме. О минувших трудностях и о дальнейших планах рассказала «Фонтанке» Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:

«Этот год был сложным. Это такой своеобразный музейный подвиг. Подвиг дружбы, потому что все поддержали друг друга. Подвиг выдержки, потому что в ситуации нервотрепки всегда есть проблемы. Это был подвиг профессионализма, потому что только профессионал может сделать в такой ситуации то, что положено. Были ли огрехи и ошибки? Да, конечно. И сейчас у нас есть время до следующего сезона как-то это всё привести в порядок до блеска. Есть ли у меня недоброжелатели? Да, конечно. Потому что жизнь устроена так, что чужой успех радует далеко не всех. Но я с этим живу достаточно спокойно. Мне кажется, что всегда надо помнить слова Льва Николаевича Толстого: “Делай, что должен, и будь, что будет”. Поэтому я смотрю вперед уверенно и легко. Это великая мудрость, правильное и точное решение объединить Ораниенбаум с Петергофом. Сейчас мы будем совершенствовать экспозицию, доводить до ума. А летом продолжим реставрацию Китайского дворца. У нас есть еще и планы по поводу Катальной горки. Надеюсь, хватит сил».

Евгения Лаптева,
«Фонтанка.ру»

Фото автора.

О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «
Выставки»
 

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close