Сейчас

+21˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+21˚C

Облачно, Небольшие дожди

Ощущается как 22

1 м/с, с-з

761мм

67%

Подробнее

Пробки

4/10

Частная жизнь по цене божественной

3098
ПоделитьсяПоделиться

Жанр актерского портрета не слишком популярен в наши дни – видимо, по причине того, что творческая индивидуальность, как, впрочем, и любая другая, в нашем обществе практически утратила ценность. Однако есть в Петербурге актеры, о которых хочется и стоит говорить особо. Сергей Власов – один из них. И повод, вот, нашелся: сегодня – 30 лет, как он работает в труппе петербургского Малого драматического театра.

Приверженность актера одной труппе в России, где пока еще доминирует репертуарный театр, не такая уж редкость – и частенько это результат самой обыкновенной инерции. У Власова история другая. Он – из тех, благодаря кому МДТ – Театр Европы существует в своем нынешнем виде. Он – выпускник знаменитого курса Аркадия Кацмана и Льва Додина 1979 года, курса «Братьев и сестер», который составляет костяк теперь уже известной всему миру труппы Малого драматического театра – театра Додина. В основе этого театра лежит железная профессиональная этика, требующая серьезных жертв, прежде всего от артистов. Тут по-прежнему не работают по европейским стандартам, каркас мизансцен не надевается поверх артистов – тут роли выращиваются месяцами, а то и годами, репетиции идут сутками, а включенность в процесс и самоотдача актеров во время подготовки роли сопоставима, по сути, с ситуацией выкармливания матерью младенца.

ПоделитьсяПоделиться



Так вот, артист Сергей Афанасьевич Власов – один из самых ревностных хранителей этой этики. Его способность вдумываться в обстоятельства, анализировать каждое движение персонажа, не говоря уже о словах, увлекаться процессом созидания образа вызывает как минимум колоссальное уважение. И обеспечивает в итоге ту осмысленность существования на сцене, ту актерскую устойчивость и уверенность, без которой любая импровизация рано или поздно скатится в самодеятельность. Видимо, поэтому, за какую бы роль актер ни брался, она непременно становится несущей конструкцией общей композиции – даже если она по всем критериям относится к ролям второго плана. Так случилось, например, с гимназическим учителем Кулыгиным из «Трех сестер», выпущенных Додиным осенью 2010-го.

ПоделитьсяПоделиться



Образ Кулыгина у Сергея Власова складывается из тысячи мелочей, которые самый лучший режиссер никогда не сочинит за артиста. Прежде всего – из предельно обходительных, заботливых и нежных жестов в отношении жены Маши: подать руку, отодвинуть-придвинуть стул, принять-подать пальто – в этой заботе столько естественности, что Маша ее словно бы и не замечает, но возможность царить на сцене, как царит героиня Елены Калининой, дают ей не ухаживания Вершинина, а именно такая ненавязчивая, но неизменная мужнина любовь. Когда-то чрезвычайно проницательный театральный критик Леонид Попов, ныне покойный, перечисляя список ролей, которые мог бы сыграть артист Сергей Власов, назвал Андрея Прозорова – так вот, удивительным образом Власов в Кулыгине (а в большинстве существующих спектаклей учитель от начала и до конца ходит по сцене самодовольным индюком) сыграл то, чего, согласно концепции Додина, оказался лишен Андрей. Он сыграл, по сути, брата сестер Прозоровых, но не младшего, а старшего.

ПоделитьсяПоделиться

И в том, как он, придя в дом, привычным движением протягивает Андрею купюру (так маленьким детям протягивают конфетки), как отечески обнимает Ирину Лизы Боярской, с каким целомудрием и осторожностью, точно доктор, держит в финале Машу, которую ему только что пришлось буквально отдирать от Вершинина, – ощущается глубокая и осознанная ответственность Федора Ильича Кулыгина за этих близких ему людей. А Додин еще и превращает существование героев в натуральный психологический экстрим – в отличие от персонажей Чехова, они видят и слышат то, свидетелями чего им быть не полагается. Кулыгин, например, вынужден вглядываться в темноту комнаты, где Маша обнимает Вершинина, переживать публично свой мильон терзаний – и артист Власов наделяет своего героя-мученика той мерой достоинства, что никто уже не заподозрит его в мягкотелости. Молчание и терпение этого учителя – признаки исключительно интеллигентности.

ПоделитьсяПоделиться



Этакий адвокатский подход к роли – следствие неоднобокости взгляда на человека, который свойственен актеру в полной мере. А в результате – непререкаемая человеческая ценность героев превращается в нечто вроде актерской темы Сергея Власова. Она и есть веское основание для того оптимизма, той, если хотите, позитивной энергии, которую почти всегда излучает этот артист, находясь на сцене. И потому его Егорша из «Братьев и сестер» – с точки зрения советской идеологии персонаж отрицательный (как ни смешно это теперь звучит, но Власову в середине 80-х даже государственную премию за него не дали), – обладает таким пробойным обаянием: не от мелочности, не личной выгоды ради этот 18-летний ясноглазый тракторист проходит мимо страданий односельчан – просто буйная голова кружится от открывающихся возможностей, а лживая, убийственная идеология принимается на веру: молодо-зелено, как сказано у Чехова. В свои 54 года Сергей Власов продолжает играть эту роль так, что скидки на театральную условность не требуются: дело в юношеской природе чувств, в азарте и задоре молодости, которая непостижимым, феноменальным образом сохраняется в актере.    

ПоделитьсяПоделиться



Спектаклям Льва Додина – трагедиям, вещающим о безнадежной расколотости сознания и мира, оптимизма явно недостает, и несокрушимый власовский гуманизм выполняет здесь функцию того, что Андрей Платонов некогда назвал «излишней теплотой жизни», – и она вдруг оказывается напрямую связана и с надеждой, и с верой, и с любовью, которым, казалось бы, нет места в этом богооставленном мире. Теплота эта возникла не в знак протеста против режиссерского рационализма и пессимизма – она имманентно присуща природе актера Власова. Впервые она проявилась еще в самом начале 80-х, когда МДТ руководил Ефим Падве, – в спектакле «Господа офицеры» по «Поединку» Куприна. Это тогда, однажды заменив артиста, еще совсем молодой Сергей Власов так и остался играть подпоручика Ромашова (Ромочку) – трепетное создание, которому так не шла военная форма. В нем было столько способности удивляться, столько непосредственности и безотчетной веры в справедливость мироустройства, и он так по-детски отчаянно страдал, когда не мог найти подтверждения своей вере, что история, в общем и целом, выходила как раз про то, о чем с той же мерой отчаяния и боли писал Куприн. Про то, что убивая человека, мы убиваем «солнце, жаркое милое солнце, природу – всю многообразную красоту жизни, величайшее наслаждение и гордость – человеческую мысль, убиваем то, что никогда, никогда, никогда не возвратится». И актерского таланта Власова уже тогда хватало, чтобы найти меру обобщения, которая позволяла избежать мелодраматических пошлостей.

ПоделитьсяПоделиться



Ценность, цельность, масштабность отдельной, на сторонний взгляд, совершенно ничтожной человеческой жизни – это тема и Шатова из «Бесов» по Достоевскому, появившихся в 1991-м. В МДТ так и говорят: «Третья часть «Бесов» – это триумф Сергея Афанасьевича». Имеются в виду тот эпизод, когда к Шатову приходит жена и рожает ребенка, – чужого, заметьте, ребенка. Да не просто чужого – ставрогинского. Но оттого, какой колоссальный и мгновенный внутренний переворот происходит в Шатове, как он, так и не нашедший места Богу в своем воспаленном мозгу, вдруг обнаруживает его в сердце одновременно с любовью к несчастной жене, – Содом и Гоморра отступают. Когда следишь за тем, как нескладно, неуклюже и в то же время с каким самозабвением хлопочет Шатов – Власов над своей Мари, как в последний момент сжимает свои огромные руки в кулаки, так и не смея прикоснуться к обнаженным плечам дремлющей после родов жены, ассоциации рождаются прямо-таки новозаветные, вифлеемские.

Одна из жертв, которую приносят актеры, служа в авторских театрах, подчиненных единой воле руководителя-мастера, – полная зависимость от этой самой воли. Мастера редко терпят соперничество, так что приглашения на постановки первоклассным режиссерам со стороны поступают редко. Результат – простои первоклассных артистов. После «Бесов» Сергей Власов долго не получал новых ролей в додинских спектаклях. Но доказал, что это не мешает ему поддерживать отличную творческую форму. В середине 90-х Владимир Туманов поставил «Бегущих странников» по пьесе Алексея Казанцева, где Власов впервые на сцене сыграл героя-современника – заклеванного женщинами лузера Романа. И всех удивил. По сюжету, каждый из персонажей в финале получает право исповеди – и вот к публике вышел практически блаженный человек, утративший всякий интерес к внешнему миру, но обнаруживший младенческой чистоты и ясности сознание. Речь герой Власова вел ни больше ни меньше, как о смерти своей маленькой дочери под колесами грузовика, а выдавал в итоге рецепт приятия мира таким, какой он есть. Это была, фактически, тихая, ненавязчивая проповедь – и тогда автору данных строк вдруг подумалось, что от этого героя Власову рукой подать до князя Мышкина.  

ПоделитьсяПоделиться



В 2002 году Додин на последнем этапе подключился к репетициям «Московского хора» по Петрушевской, который до того два года разминал его ученик Игорь Коняев, – и родился очередной шедевр МДТ. Власов сыграл Сашу. Появляясь на сцене ослепительным капитаном III ранга, он вынужден вести войну за собственную свободу с самыми близкими людьми – и, будучи порядочным, да еще и тонким человеком, – обречен ее проиграть. Процесс разрушения личности сыгран Власовым с медицинской подробностью, по-взрослому, зрело и несентиментально, поэтому к горькому выводу актера нечего добавить: когда в роли палачей выступают родные люди, человеку не выкарабкаться. На тот момент история Саши, увы, рифмовалась с ситуацией самого артиста Сергея Власова в родном МДТ. Ролей не было. До «Трех сестер» оставалось еще восемь лет без премьер.

ПоделитьсяПоделиться



Завершившийся только что сезон, хочется надеяться, ситуацию переломил. После Кулыгина Сергей Власов вышел на сцену еще и в премьерном «Портрете с дождем» – спектакле по сценарию Володина, который Додин поставил как серию оживающих фотографий. Мизансцены тут статичны, эмоции строго дозированы и концентрированы, герои – одновременно и трогательны, и карикатурны. И кабы не власовский Игорь Петрович, жанр постановки можно было бы определить как лирическую комедию. Артиста в этой роли даже узнать сложно: его инженер – среднестатистический homo soveticus в застегнутом на все пуговицы типовом грязно-коричневом плаще, коротких, как водится, брюках и шляпе, натянутой на лоб. Протест против убогой реальности 70-х годов прошлого века он выражает лишь брезгливо поджатыми губами.

ПоделитьсяПоделиться

Но самая банальная ревность провоцирует приступ острой метафизической тоски по чему-то большему, чем «законы физики, законы химии и закон исторического материализма», и непроизвольный крик отчаяния; и сразу за ним – обреченное «Скудная жизнь…», которое немедленно рифмуется с чеховскими «Неудачная жизнь…» и «Пропала жизнь!». Этот эпизод спектакля расширяет границы жанра. Осязаемая сиюминутная человеческая боль и мука перешибают снисходительно-ностальгический взгляд на прошлое с высоты прожитого времени. И в сознание всякого нормального человека проникает элементарная истина: личная катастрофа, крах отдельного, частного сознания – трагедия того же уровня, что и национальная. В утверждении от роли к роли этого абсолютно необходимого для полноценной жизни постулата артист Сергей Власов в одной из самых сильных и разноплановых театральных трупп мира остается убедительным, последовательным, оригинальным и незаменимым.

Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба МДТ – Театра Европы/ Виктор Васильев.  

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»
 

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close