Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 21

0 м/с, штиль

758мм

96%

Подробнее

Пробки

2/10

Алгоритмы действий. Как обучать кинестетика?

28712
ПоделитьсяПоделиться

Если ваш ребенок с трудом учится читать, осваивает грамоту, не может запомнить и применить самые простые правила, не может дождаться конца урока, не стоит обвинять его в лени, невнимательности и отсутствии способностей. Возможно, он не в состоянии воспринимать информацию просто потому, что его учат не так!

Каналы восприятия, или Как мы познаем мир?

Как известно, мы воспринимаем новую информацию с помощью основных каналов восприятия - зрительного, слухового и кинестетического. Но не все они развиты у человека одинаково хорошо: рождаясь, каждый ребенок имеет все эти каналы восприятия, однако, с течением времени, один из них начинает развиваться лучше других, «охватывает» больший участок в коре головного мозга, его и называют ведущим. Пока наука не нашла точного ответа на вопрос, почему так происходит, и какой канал станет таковым. Но, зная лидирующий канал вашего ребенка, вы сможете заметно облегчить ему учебу в школе, объяснить любую задачу, а еще - помочь в развитии других, менее востребованных каналов - анализаторов. Как говорят специалисты: «Человек, у которого одинаково хорошо развито несколько каналов, может стать гением».

Кинестетиков большинство?

Согласно исследованиям, проведенным сотрудниками Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, большинство детей сегодня можно назвать кинестетиками, то есть, ведущими у них являются двигательные и тактильные ощущения. В течение трех лет (с 2006 по 2009 годы) ученые обследовали более полутора тысяч младших школьников 23-х петербургских общеобразовательных школ: 22 процента детей оказались зрителями, 6 процентов - воспринимают информацию с помощью слуха и 72(!) процента – кинестетики. Этим, как считают специалисты по речемыслительному процессу, и объясняются трудности в освоении детьми школьной программы, о которых сегодня много говорят учителя и родители. Но проблема, как считают ученые, не в низких способностях современных детей, а в устаревшей системе преподавания. «В обучении ребенка необходимо учитывать все три основные канала восприятия информации, в то время как в школах до сих пор ориентируются лишь на два канала – зрительный и слуховой», - утверждает разработчик методики «Профилактика школьной неуспешности», специалист по речемыслительной деятельности Академии постдипломного педагогического образования Татьяна Аристова.

Он не лентяй! Он - кинестетик

Если у вашего ребенка основной канал восприятия обучающей информации не зрительный и не слуховой, то 90 процентов усилий школьных педагогов уходит впустую! Считается, что когда формировалась система классического школьного образования, большинство учеников было визуалами. Впрочем, это лишь предположение, так как до конца 20 века в нашей стране исследований на эту тему не проводилось: первые работы по нейролингвистическому программированию появились у нас лишь в 60-е годы прошлого столетия. Так или иначе, ярко выраженным визуалам знания всегда давались легче: ведь если ребенок – зритель, он с малолетства получает и анализирует информацию в виде картинок, роликов, затем букв. Аудиалам сегодня в школе тоже достаточно комфортно, ведь пятьдесят процентов информации учитель дает устно, плюс диктанты, ответы с места, и так далее. Кинестетикам, для которых в первую очередь важно чувственное восприятие, а значит, движение (чтобы понять, необходимо попробовать, потрогать, то есть совершить какое-нибудь движение), сегодня сложнее всех. «Не вертись! Сиди ровно! Не грызи карандаш!» - знакомые замечания? А кинестетик просто не может не вертеться и сидеть ровно. Такие дети за 45-тиминутный урок меняют позу не менее тридцати раз и могут сгрызть за неделю пять карандашей. Это вовсе не значит, что ребенок невнимательный или ничем не интересуется. «Он начинает грызть – он начинает действовать, - говорит специалист по речемыслительной деятельности Татьяна Аристова, - надо энергию кинестетика направить в нужное русло. Тогда появятся результаты и интерес к учебе».

Алгоритм действий для кинестетика

Как у нас в кинематографе было принято изображать работу ученого, поэта, мыслителя? Посидел, подумал….Встал, походил из угла в угол, посмотрел в окно…осенило! Сел, записал. Типичные действия кинестетика: на ходу им думается лучше! Так и ребенок. Если он лучше заучивает стихотворение на бегу, или во время лепки, так пусть носится по комнате, лепит и  повторяет при этом заданное. Если же этого недостаточно, можно взять карандаши и зарисовывать последовательно все, о чем говорится в стихотворении. Кинестетику обязательно надо дать алгоритм действий: что за чем делать. «Мы раньше думали, что ученики просто ленятся учить правила грамматики, сейчас поняли, что на самом деле, эта информация ими просто не воспринимается», - говорит преподаватель 38-ой школы Петербурга. В этой школе экспериментальные группы работают по системе «Профилактика школьной неуспешности». Многие родители поначалу пребывали в «культурном шоке»: дети не сидят по струнке, могут вставать, двигаться, задавать вопросы. Учитель вместе с учениками проговаривает, что сейчас будет делать и для чего: « Сейчас мы сделаем упражнение. Мы будем отрабатывать окончания имен существительных». Ребенок должен понять, для чего ему надо выучить то или иное правило. И как оно работает.

Пример: Правило «разделительный мягкий знак пишется перед я, е, ю, и» . Если кинестетик просто прочтет правило, то тут же забудет. Надо предложить ему медленно произнести слово ЛЬЮ : «ЛЬЬЬЬЮЮЮ» - и обратить внимание на звук посередине. Далее вы вместе рассуждаете: « Оказывается, между звуком «Л» и «Ю» есть еще один звук, который смягчает «Л». Получается, что «Л» у нас мягкий согласный. Значит, надо поставить разделительный мягкий знак, который разделит «ль»( мягкий согласный) от «ю»( тоже мягкий согласный)».

Так кинестетик действует, проверяет, анализирует. Получает алгоритм действия для применения в следующий раз. И …обучается. Кинестетику важно понять, как можно применить то или иное правило и не только русского языка. Для чего учить теорему? Как можно ее применить в жизни? Иными словами: какое можно совершить с ней действие? Кинестетика удовлетворит объяснение, что «Теорему косинусов» необходимо выучить для того, чтобы уметь правильно наклеить обои (в конце концов, в Питере у всех неправильные стены и углы!)

Самое главное, нам, сегодняшним родителям понять, что далеко не всегда обвинение в лени и невнимательности справедливо к нашему ребенку. И клеймо, что «ребенок неуправляем и ничего не хочет знать» - не спешить навешивать. Просто потому, что ребенку никто не объяснил так, чтобы он понял. Если в процессе обучения участвуют все каналы восприятия, то учеба становится легкой и доставляет удовольствие! Ведь, не один, так другой канал сработает.

Как сделать так, чтобы работали все каналы?

Сотрудники Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования привели мне в пример опыт гениального педагога - бабушки поэта Михаила Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой: «Комната Мишеньки была в несколько слоев обита солдатским сукном, в ней он мог делать все что угодно – рисовать на стенах и потолке, носиться, петь, орать, все что взбредет в голову. Дядька, находившийся в покоях барчука, лишь следил, чтобы с Михаилом Юрьевичем чего опасного для жизни не случилось. Все остальное делать было можно!» Как считают специалисты, благодаря такому свободному воспитанию, все каналы восприятия у Мишеля развивались практически одинаково. Более того, между ними возникала самая важная для ученого человека связь – связь в анализаторской системе. Впрочем, и в те времена не всем детям могли предоставлять такую свободу воспитания. Ну, а сегодня они должны везде вести себя примерно: ни в школе, ни дома, ни в каких либо кружках ребенок не может дать волю другим каналам восприятия информации.

Однако, как утверждают разработчики новой системы обучения, можно попытаться развивать все каналы восприятия, всю систему анализаторов информации. Когда в процессе урока мы говорим, что собираемся сделать такие-то действия, то мы заставляем работать кинестетический канал. А если мы говорим – «посмотри и нарисуй», то мы заставляем работать зрительный канал. В переводе на письменно-речевую деятельность: «Когда я хочу написать слово, у меня должен сначала заработать кинестетический канал: я должна произнести это слово (как бы ощутить его). Дальше я подключаю слуховой канал – проверяю, что я произнесла. Ну, а зрение является контролирующим каналом: «Действительно я это написала или нет?». При чтении все происходит наоборот: я вижу букву – работает зрительный канал. Далее включается кинестетический: я произношу. А слуховой канал становится контрольным: то ли я произнесла или нет. Когда ребенок неправильно читает, значит, какой-то канал отключен.
Педагоги называют гениальной в этом смысле систему Монтесорри. Именно он говорил: «Не надо ничего выбрасывать, ребенок должен и понюхать, и пощупать, и в рот взять, и послушать, любую баночку, любой предмет, который есть в доме». Честно говоря, это сложно - смотреть, как парочка детишек открывает твои кухонные шкафы и вываливает все содержимое на пол и  мебель. Однако, специалисты утверждают, что именно так дети познают мир, и так у них могут развиться все каналы восприятия информации. А когда мы это запрещаем маленьким детишкам, да еще и наказываем, то блокируем всю их познавательную активность, все каналы восприятия. Что же потом удивляться, что ребенок ничем не интересуется?

И напоследок: как определить, кто же ваш малыш?

Определить, какой канал у вашего ребенка лидирует, можно с малолетства: один ребенок подбирает что-либо, долго рассматривает со всех сторон, изучает мелкие детали; второй – первым делом «тянет в рот». Первый малыш – ярко выраженный зритель, второй – кинестетик. Он работает на действие: взять, попробовать на вкус, положить – все это действия, которые необходимы этому ребенку для анализа информации. Кинестетика можно выявить по любви к комфорту: такой ребенок никогда не наденет колючий свитер, так как для этих детей очень важно телесное и эмоциональное спокойствие. А зритель совершенно спокойно отнесется к одежде из грубой шерсти, но не терпит беспорядка и развалов на письменном столе, например. У визуалов обычно самые аккуратные тетрадки и бережно обернутые учебники. Они любят "разложить по полочкам" не только тетрадки и книжки, но и всю информацию в голове. Тетрадки кинестетика - полная противоположность. Помарки, мятые уголки, пятна… Их рабочий стол может быть в ужасающем беспорядке, но они сами в этом кавардаке очень хорошо ориентируются. Ярко выраженных аудиалов раздражают звуки, на которые другие люди не обращают внимания. При них невозможно скрипеть пенопластом или тереть сырые овощи на терке. Дети-слушатели закрывают уши, если вы фальшиво или громко поете. Психологами разработано множество разных методик по определению ведущего канала информации. Самый простой тест предложен русским ученым, основателем нейропсихологии Александром Лурия: вы просите ребенка приложить ко лбу четверть листка бумаги и написать слово «кот». Если написанное слово можно будет прочесть слева направо, то ваш малыш – визуал. Если же слева направо читается «ток», то это написал кинестетик.

Ирина Озерская

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close