Сейчас

+24˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+24˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 24

1 м/с, вос

760мм

48%

Подробнее

Пробки

2/10

Суд обязывает уважать потребителей

437
ПоделитьсяПоделиться

Отказ компании добровольно выполнить предъявленные клиентом претензии грозит теперь многотысячными санкциями. Например, даже мелкое нарушение права покупателя автомобиля может обойтись автосалону в несколько десятков тысяч долларов. Такая судьба уготована бизнесу Верховным судом, который, обобщив в августе судебную практику по подобным делам, вынес свой вердикт, а суды должны к нему прислушаться.

Согласно принятым еще в 2004 году поправкам в закон РФ «О защите прав потребителей», суд взыскивает с нарушителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя. Это 50 процентов от присужденной в пользу истца суммы. Если в защиту клиента выступало общественное объединение потребителей (ассоциация, союз), то штраф перечисляется этой организации. Если же гражданин отстаивал свои права сам, то взысканная с нерадивой компании сумма уходит в федеральный бюджет.

В течение длительного времени суды далеко не всегда налагали на нарушителя санкции, так как потребители требовали этого крайне редко. Однако в конце 2006 года Верховный суд России указал, что взыскание штрафа является не правом, а обязанностью суда. Применение такой меры ответственности не зависит от того, заявлялось ли соответствующее требование самим истцом или нет.

В августе 2007 года Пленум Верховного суда вновь вернулся к этому вопросу. Судебная практика показала, что некоторые суды стали считать 50 процентов только от суммы основного требования (например, от стоимости возвращаемого товара), другие – от полной суммы, в том числе от выплаченной потребителю компенсации морального вреда. Верховный суд согласился со второй точкой зрения: «Закон предусматривает обязанность суда взыскивать штраф с изготовителя от всей суммы, присужденной судом в пользу потребителя, без конкретизации требований, которые должны учитываться при взыскании указанного штрафа. Ответственность продавца наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени) и компенсации морального вреда. Следовательно, размер присужденной судом компенсации морального вреда должен учитываться при определении размера штрафа, взыскиваемого с изготовителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, установленных законом».

Кроме того, судам запретили снижать размер штрафа, даже если его сумма несоразмерна последствиям нарушения. Такое право может применяться к неустойкам, но не к таким санкциям. То есть, если, например, автосалон продал иномарку с существенным недостатком и отказался в установленном порядке выполнить требования потребителя, покупатель через суд может расторгнуть договор и взыскать полную стоимость машины. Плюс моральный ущерб, неустойка и т.д. Кроме этой суммы (допустим, $100 тысяч) еще $50 тысяч автосалон заплатит в федеральный бюджет.

Один из предпринимателей, работающий на рынке автосервиса, признался корреспонденту «Фонтанки», что подобные санкции могут разорить многие фирмы: «Очень часто возникают спорные вопросы, не ясен виновник возникновения неисправности и непонятно, должны ли мы ремонтировать машину бесплатно. Какую неисправность считать существенным недостатком? По закону, это любой недостаток, который выявляется неоднократно или проявляется вновь после его устранения. Получается, что если мы поменяли прикуриватель, а через полгода он опять сломался, клиент может вернуть за автомобиль полную покупную стоимость? К тому же закон «О защите прав потребителей» очень ограничивает права продавцов и изготовителей, например, на проведение той же экспертизы. А потом суд и взыскание, и еще штраф. С другой стороны, санкции к нарушителям должны быть – многие продавцы до сих пор имеют менталитет советского времени «а куда покупатель денется». Да и не так много даже действительно пострадавших потребителей подают в суд. Но штрафы должны быть соразмерными. 50 тысяч долларов за дважды сломавшийся прикуриватель – явный перебор. Получается, что честный бизнес вынуждают соглашаться даже с необоснованными требованиями потребителей, которые теперь будут угрожать судом из-за сломавшегося прикуривателя».

Антон Одынец,
специально для «Фонтанки.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close