Сейчас

+11˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+11˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 8

3 м/с, зап

761мм

67%

Подробнее

Пробки

1/10

Как прожить без "Южного потока"

521
ПоделитьсяПоделиться

Остановка проекта "Южный поток", судя по высказываниям наших политиков, была не просто правильным решением президента Путина, а даже, можно сказать, долгожданным. Россия, как всегда в последнее время, – в выигрыше, а Европа – ну, сами понимаете, где. О том, как мы победили европейцев в борьбе за их же энергобезопасность, сэкономив себе десятки миллиардов долларов, и о том, как теперь Европа в полном составе замёрзнет без "Южного потока", "Фонтанке" рассказали эксперты нефтегазовой отрасли.

Как это обычно и бывает, сразу после выступления главы государства нам объяснили, что России от нового решения президента – сплошная выгода, а недалёким "европейским друзьям" – один вред.

– Если Европа не хочет его реализовывать, значит, он не будет реализован, – сказал президент о "Южном потоке" в понедельник вечером, во время визита в Турцию. – Мы считаем, что это не соответствует экономическим интересам Европы и наносит ущерб нашему сотрудничеству. Но таков выбор наших европейских друзей.

"Не хотите – не надо"

Как ни странно, эксперты, даже те, кто обычно друг с другом не согласны, на этот раз сошлись во мнении: "Южный поток" и был "не жилец".

– Хорошо, что он прекращён, потому что не нужно теперь тратить деньги на чисто политический проект, цель которого была – просто наказать Украину, – считает партнёр и аналитик консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – То, что на этот проект перестанут тратить миллиарды долларов, хорошо для российского бюджета.

Политолог Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока, назвал решение Путина "серьёзнейшим асимметричным ответом на все благоглупости европейцев по поводу Украины и на шантаж по газу".

– Владимир Владимирович с упорством истинного страстотерпца пытался уговорить европейцев, что этот чёртов "Южный поток" – вещь им, европейцам, необходимая, – говорит Сатановский. – А тут он пожал плечами, плюнул и сказал: закрыта тема, надоело. Это великолепный пример того, что такое "не хотите – не надо".

Директор по международным проектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов полагает, что наиболее выгоден отказ от проекта его главному участнику – "Газпрому".

– В условиях падающих цен на нефть этот проект имел слабый экономический смысл, – уверен он. – Его окупаемость была только официально 15 лет, а где пятнадцать – там и двадцать, а то и двадцать пять.

Проект "Южный поток" был задуман в 2007 году, как декларировала Россия, ради энергобезопасности "наших европейских друзей", чтобы они не зависели от ненадёжной Украины. Газопровод должен был стать вторым маршрутом доставки продукции "Газпрома" в Европу в обход наших соседей. Первый – "Северный поток" между Россией и Германией по дну Балтийского моря.

Споткнулся "Южный поток", напомним, об отсутствие разрешения на строительство со стороны Болгарии, которая подчинилась законам Евросоюза. Препятствием стал так называемый "Третий энергопакет реформ", утверждённый в ЕС в 2009 году. По его нормам, одна и та же компания (в нашем случае – "Газпром") не может владеть газотранспортной системой и монопольно поставлять по ней топливо, она обязана предоставить доступ к трубе конкурентам. Законы были приняты в целях развития конкуренции на энергетическом рынке и снижения стоимости энергоносителей.

Потоки потоков

"Южный поток" должен был начаться в Краснодарском крае, по дну Чёрного моря дойти до Болгарии, а там разделиться на две ветки: первая – через Грецию к Италии, вторая – через Сербию, Хорватию, Венгрию и Словению в Австрию. Если посмотреть хронологию событий, то с 2007 года участники проекта подписывали межправительственные соглашения, меморандумы, планы мероприятий, контракты на строительство. Сербия договорилась уже и о поставках газа. В Венгрии и Болгарии проекту присвоили общенациональный статус. У нас в Краснодарском крае началось строительство компрессорной станции, которую уже объявили крупнейшей в мире.

По официальным оценкам, "Газпром" вложил в строительство наземной части "Южного потока" 5 миллиардов долларов. По мнению Михаила Крутихина, на самом деле ушло в разы больше.

– Значительная часть денег была замаскирована, – рассказал он "Фонтанке". – В частности, компрессорная станция "Русская" проходила в газпромовских бумагах по статье "увеличение газоснабжения внутри России". Общая стоимость всей внутрироссийской части проекта оценивается, как минимум, в 27 миллиардов долларов.

Деньги тратились, стройка шла, и рефреном звучали напоминания Еврокомиссии о "Третьем энергопакете". Они звучали, а Болгария прокладывала первый символический сварной шов будущего трубопровода на своей земле. Хорватия начинала стройку. Небогатые страны на юге ЕС так радовались будущим транзитным доходам, что как-то, видимо, не очень слышали Еврокомиссию.

– "Газпром" и российское правительство заключали отдельные договорённости со всеми странами вдоль будущей трассы "Южного потока", – объясняет Михаил Крутихин. – Их подписывали в расчёте на то, что из кусочков составится большая трасса. Еврокомиссия говорила этим странам: пожалуйста, не нарушайте правила противодействия монополизму и поощрения свободной конкуренции на рынке энергоносителей, не заключайте такие договоры.

В 2010 году, продолжает Михаил Крутихин, в Европарламенте было принято решение о том, что все договоры с поставщиками энергоносителей за пределами ЕС должны быть приведены в соответствие с "Третьим энергопакетом". Тем, кто этого не сделал, дали ещё 2 года – "на исправление". Таким образом, к 2012-му Болгария должна была подчиниться. Она "варила" свой шов.

И тут Крым

К 2012 году на севере Европы уже бурлил "Северный поток". Правда, из-за антимонопольных правил пресловутого энергопакета его невозможно запустить на полную катушку: "Газпром" обязан резервировать мощности для других потенциальных поставщиков, даже если де-факто претендентов на его трубу нет. У "Северного потока" на суше две ветки – NEL и OPAL, и для первой, по словам Михаила Крутихина, немцам удалось добиться исключений, хоть и временных – на 20 лет.

– По газопроводу NEL у них это со скрипом, но получилось, как-то Еврокомиссия пропустила это, – говорит эксперт.

По "Южному потоку" участники проекта тоже ждали поблажек. Теоретически "Газпром", конечно, мог построить газопровод, а потом пустить туда, как требуют антимонопольные правила ЕС, "конкурирующие организации".

– Но потратить 70 миллиардов на проект, а именно так оценивали его стоимость, чтобы потом им пользовались другие, "Газпром" не был готов, – продолжает Крутихин.

Апеллируя к статусу нацпроекта, который придали будущему газопроводу Болгария и Венгрия, Россия просила вывести его из-под действия антимонопольного энергопакета. Но европейские друзья не спешили идти навстречу.

– "Северный поток" – не трансграничная сеть, не общеевропейская, а как бы внутригерманская, – объясняет разницу Михаил Крутихин.

Другая причина неуступчивости ЕС по "Южному потоку" – гораздо более грустная для России: по мнению эксперта, этот газопровод вовсе не был так нужен "европейским друзьям", как мы привыкли думать. Во всяком случае, тем, кто принимает в ЕС ключевые решения.

– Если мы посмотрим на общую мощность газовых труб, которые идут из России в Европу, то ещё до строительства "Северного потока" она была вдвое больше, чем объём газа, который туда поставлял "Газпром", – объясняет Михаил Крутихин. – То есть половина имеющихся мощностей не используется. И когда Россия решила строить "Северный" и "Южный" потоки, это был излишек. Чисто политическое решение с целью обойти Украину, наказать её за непослушание.

Кстати, ещё в 2011 году Европа обращалась к Украине с предложением убедить Россию отказаться от "Южного потока". Взамен Запад обещал нашим соседям денег на модернизацию газотранспортной системы.

В конце марта 2014 года Россия объявила, что газопровод, возможно, поменяет маршрут и пойдёт через Крым. Это, дескать, позволит сэкономить 20 миллиардов долларов. В апреле Европарламент принял резолюцию, осудившую продолжение строительства.

– Те страны, которые не исправили свои документы в соответствии с европейскими законами, столкнулись с тем, что ЕС прекратил их финансовую поддержку, – добавляет Михаил Крутихин. – И тогда Болгария была вынуждена прекратить строительство.

От "Газпрома" – "чужому дяде"

Ещё во время визита Путина в Анкару стало известно, что "Южный поток" не совсем умрёт. Он переживёт реинкарнацию: новая ветка пойдёт в Турцию (с которой нас уже соединяет "Голубой поток"), у её границы с Грецией "национальное достояние" построит газовый хаб, через который топливо в Европу пойдёт не только из России, но ещё из Азербайджана и, например, Ирана. Турция получит увеличение поставок российского газа и 6-процентную скидку. Осталось понять, в чём интерес России.

– Этого никто понять не может, – удивляется Михаил Крутихин. – Это ещё одна серия абсолютно безумных заявлений. Вот достроят они газопровод в Турцию до распределительного хаба. Если оттуда газ пойдёт в Грецию или Болгарию, то Евросоюз немедленно опять вмешается и скажет: эти ваши трассы должны подчиняться законам. И "Газпром" нигде не сможет играть роль монополиста.

Предполагаемые трубы "Газпрома" из Турции через Болгарию, Сербию, Венгрию и Австрию фактически были бы возрождением газового проекта Nabucco, который затевался без России (для поставок каспийского газа) и умер.

– Это будет так называемый Nabucco-West, который европейцы ужасно хотели, но у них ничего не получалось, потому что не было ни денег, ни организаторов строительства, – говорит Крутихин. – Теперь "Газпром" может построить им эти трубы.

Но дальше с этими трубами монополист опять уткнётся в неприятные антимонопольные законы.

– В соответствии с европейскими правилами, этой трассой смогут пользоваться все, – продолжает Крутихин. – Получится такой "Набукко", который построит "Газпром" за свой счёт, а газ там может пойти в равных пропорциях из Каспийского региона – азербайджанский, в будущем – туркменский, может быть, иранский, из иракского Курдистана, а может – израильский. "Газпрому" тоже дадут какую-то долю. Но монополии не будет, он сможет только на тендерах сражаться за остальные мощности собственного газопровода. То есть "Газпром" построит "Набукко" для чужого дяди.

Другой вариант – "Газпром" будет продавать газ Турции со скидкой, а та станет зарабатывать на перепродаже.

– Я не исключаю, что в итоге оператором будет Турция, – предполагает Юрий Солозобов. – Она будет продавать российский газ как свой собственный.

Нечто подобное уже работает с "Северным потоком", где "рулят" немцы.

– Это прекрасный немецкий проект, – оценивает его Михаил Крутихин. – Немцы получают газ сразу по двум ценам: по долгосрочным контрактам (с привязкой к "нефтяной корзине") и по ценам спотового рынка (биржевым). Они имеют возможность сбивать стоимость российского газа и торговать им направо и налево, вплоть до Украины, с большими скидками. А "Газпром" занимается экономическим каннибализмом: посылает свой товар на один и тот же рынок по двум разным ценам.

Спи, Европа, не замерзай

По мнению Юрия Солозобова, самые большие потери от остановки "Южного потока" понесёт Европа: она, того и гляди, замёрзнет.

– Давайте подождём, что будет после зимы, – предлагает политолог.

В прессе появлялись противоположные мнения: дескать, Европа хоть сейчас готова вообще отказаться от российского газа, мол, поэтому и тормозила "Южный поток".

Ситуацию прояснил "Фонтанке" Михаил Крутихин: готова-то она готова, но далеко не сейчас.

– Полностью Евросоюз вряд ли сможет отказаться от российского газа, во всяком случае – в обозримом будущем, – считает он. – Есть страны, которые на 100 процентов зависят от России. Финляндия например, Словакия. Или Болгария, у которой зависимость – 92 процента. Таких стран довольно много.

В Европе давно говорили о снижении зависимости от "Газпрома". По данным на официальном сайте "национального достояния" видно, что его поставки во многие страны ЕС, включая главного покупателя – Германию, в последнее время снижались, только в 2013-м подросли. По словам Михаила Крутихина, процесс диверсификации запущен, просто идёт он, как всё в Европе, очень медленно.

– В этом году ЕС провёл так называемый стресс-тест, – рассказывает аналитик. – Они попытались с помощью экспертов определить, как страны Евросоюза отреагируют на два сценария: первый – если "Газпром" прекратит поставки газа только через Украину, второй – если вообще прекратит поставки газа в европейском направлении. И по этому сценарию у них получилось, что в принципе Европа это переживёт. За исключением двух регионов. Они на картах окрашены тревожным красным цветом. Для того чтобы их обезопасить, Европа принимает меры, хотя и довольно медленные. Во-первых – строительство интерконнекторов, соединение газотранспортных систем различных стран трубопроводными перемычками. Во-вторых – составление экстренных программ на случай перебоев, чтобы газ можно было перебрасывать тем странам, которые будут страдать от дефицита.

Один такой "красный" регион – страны Балтии и Польша. Но там кое-какие меры приняты. Литва, например, построила терминал по приёму сжиженного газа. Куда хуже придётся второму "красному" региону – Балканам. Это как раз те страны, которые ждали "Южного потока".

Балканский вопрос

Во-первых, напоминает Юрий Солозобов, балканские страны, которые рассчитывали на доход от транзита, теперь его не получат.

– Болгары ещё летом понимали, что дело плохо, – рассказывает Солозобов. – Я часто бываю в этой стране и знаю, что они с лета уже запасались углём. Цены на электричество у них выросли в 6 раз. Но мнения мелких балканских стран, стран Центральной и Восточной Европы, очень мало значат в Евросоюзе.

Во-вторых, считает Евгений Сатановский, у балканских стран, которые ждали российский газ, может возникнуть необходимость покупать его у Турции. С которой, напоминает востоковед, у них исторически непростые отношения.

– Представьте радость, которую доставит Турции возможность выстроить гигантский газовый хаб на границе с Грецией, отношения с которой исторически известны, а потом, ласково улыбаясь, спросить: "Греки, вам там холодно? Может, вам газу продать?", – рассуждает Сатановский. – Не говоря уж о том, что холодно может стать не только грекам. А это всё, если говорить о Балканах, провинции Оттоманской порты, которые от неё отрезали в своё время с большой кровью.

Израиль

Пока Европа проводит учения по диверсификации, а "Газпром" выращивает себе торгового посредника в лице Турции, в Восточном Средиземноморье, совсем рядом, зреет новый конкурент. Речь идёт о стране, которая недавно только мечтала об углеводородах, а теперь не только отказывается от импорта газа, но и намерена начать экспорт, в частности, в Европу.

В 2009 году американская компания Noble Energy обнаружила на шельфе Израиля в Средиземном море богатейшие газовые месторождения. Из них главные – "Левиафан" и "Тамар". Долгое время в Израиле шли споры, надо ли экспортировать газ. С подобной проблемой когда-то сталкивались США: когда там нашли запасы углеводородов, покрывающие все собственные нужды страны и позволяющие ещё торговлю наладить, экспорт сразу запретили. Считалось, что он может повредить американским домохозяйствам и американской промышленности: цены для народа вырастут, предприятия США станут менее конкурентоспособны. В Израиле кнессет всё-таки разрешил правительству экспортировать газ – не более 40 процентов от объёма добычи. Теперь слово за министрами.

Есть, правда, ещё одна проблема: на израильский газ немедленно нацелились его добрые соседи. Так нацелились, что в стране формируется специальное подразделение по защите месторождений. Это, конечно, отразится на себестоимости газа. Есть мнение, что взрывоопасность региона вообще поставит экспорт под вопрос. Впрочем, Евгений Сатановский считает: ничто не помешает Израилю наладить поставки в Европу.

– Если Израиль примет решение экспортировать газ, который находится в его территориальных водах, на территории, которую он контролирует, то он будет его экспортировать, – уверен востоковед. – И европейцы его купят.

И соседи, продолжает он, не помешают.

– С севера у Израиля – сектор Газа, где контролирует ситуацию террористическая организация ХАМАС, изолированная Египтом так, что туда мышь не проскочит, и зажатая между Египтом и Израилем, – объясняет Сатановский. – Конечно, ХАМАС может ракетами засыпать Израиль. Но если он действительно куда-нибудь попадёт, то ХАМАСа не будет вместе с сектором Газа. Ливан, охваченный гражданской войной, может что-то оспаривать, но существует разграничение территорий. Наконец, существует Сирия, тоже охваченная гражданской войной. Но у неё морской границы с Израилем нет и никогда не было.

Конечно, маленький Израиль не вытеснит с рынка Россию. Все его запасы газа сегодня, повторим, оцениваются в 950 миллиардов кубов, а Россия поставляет в Европу 172 миллиарда в год (данные за 2013-й). Но и всё население Израиля – 8 миллионов человек.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close