Сейчас

+11˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+11˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 8

3 м/с, зап

761мм

67%

Подробнее

Пробки

1/10

Промышленность останется в руинах

900
ПоделитьсяПоделиться

Представители российской промышленности бьют тревогу. Несмотря на громкие заверения руководителей страны о том, что Россия остается островком стабильности в бушующем океане мирового финансового кризиса, машиностроение продолжает пребывать в упадке, а по всем структурным показателям страна давно скатилась на уровень сырьевой колонии. Новый закон о промышленной политике, который должен был создать концепцию возрождения стагнирующей экономики и в мае будет внесен на рассмотрение правительства, превратился в очередную отписку бюрократического аппарата, считают промышленники. При этом, судя по настроениям высших должностных лиц в правительстве, ожидать перемен в экономике не приходится.

Выход из экономического кризиса России невозможен без кардинального изменения промышленной политики государства. К такому выводу пришли участники Ассамблеи топ-менеджеров промышленных предприятий России, проходившей в рамках Петербургской промышленной ярмарки. Чтобы определить современное положение нашей страны в мире, достаточно посмотреть на структуру российской экономики, считает референт генерального директора Крыловского государственного научного центра Валерий Половинкин: «Индустриальную мощь любой экономики, любого государства определяет машиностроение. Оно включает в себя, как правило, 20 подотраслей. 

В Японии и развитых странах Запада доля машиностроительной продукции занимает примерно 53-54% в общем объеме производства. В Китае показатель на уровне 30%. Если товары машиностроения в экономике страны меньше, чем 20-25%, значит, экономика тупиковая – ее дальнейшего развития ожидать сложно. В России показатель не превышает 7-10%».

Еще одним важным показателем, по словам Половинкина, является доля иностранных изделий при создании конечного продукта машиностроения. Превышение порога в 40% таких изделий недопустимо для экономической безопасности страны.

Причиной ситуации, заложницей которой стала страна, послужила сырьевая стратегия, которую ученый охарактеризовал как убийственную для машиностроения. Речь идет не только о нефти, газе, но и о металлопродукции и так далее. «Если внимательно проанализировать практически любой прорыв в современной перерабатывающей отрасли страны, окажется, что как таковым прорывом он не является», – констатировал инженер.

Пополнение ВВП определяется наличием добавочной стоимости в выпускаемой продукции, то есть чем глубже переработка первичного сырья, тем выше внутренний валовый продукт. Так, ежегодное пополнение ВВП Китая на уровне 11%, считающееся феноменом, происходит за счет глубокой переработки первичных ресурсов, закупаемых из-за рубежа. По этому показателю КНР занимает ведущее место в мире. 

Для сравнения – в структуре экспорта России 72% занимает сырье, в основном энергоносители. Если говорить об импорте, в январе-феврале 2012 года доля продукции машиностроения занимала 50,2% всего ввоза. За тот же период 2013 года показатель незначительно снизился до 48,5%.

За последние 20 лет в стране не построено ни одного предприятия полного технологического цикла, то есть производящего продукцию, начиная получением материалов и заканчивая производством конечной продукции в рамках одного производства.

Структурные особенности нашей экономики напрямую отражаются на конкретных отраслях. Например, в построенном российском истребителе четвертого поколения на долю российского производства приходится всего 7-10%. По мнению Валерия Половинкина, решение экономических проблем невозможно без импортозамещения.

«За счет создания нескольких новых судостроительных заводов невозможно решить проблему индустриализации, потому что отечественное судостроение сегодня по сути представляет собой только каркасное производство. В стоимости судна корпус занимает не более 30-40%. Технические средства, в том числе двигатели для судов, занимают до 50%. Поэтому сегодня некоторые иностранные компании даже передают заказы на относительно несложные работы на наши предприятия, закрепляя таким образом технологический разрыв».

Отсутствие промышленной политики тянет за собой провал в системе образования. Высшая школа остается без заказов на специалистов высокого уровня, в обучении не применяются новейшие технологии, а получение инженерной специальности не сулит поступающему ни высокой зарплаты, ни достойного положения в обществе, отмечает председатель комитета по технологическому проектированию объектов производственного назначения Национального объединения проектировщиков Игорь Мещерин. 

Помимо такого трудновыполнимого в ближайшее время рецепта как восстановление промышленного производства, подъему статуса инженера могло бы способствовать создание профессионального объединения инженеров. На Западе членом такого союза можно стать лишь спустя три года после работы по специальности и сдачи профессиональных экзаменов. «Члены такого объединения должны получить эксклюзивное право управлять инжиниринговыми компаниями. Таким образом, поступающий поймет, что, пройдя все ступени получения знаний и профессиональных навыков, сможет стать хозяином полноценного предприятия и получить высокий статус в обществе», – уверен Мещерин.

Способствовать восстановлению промышленного сектора экономики мог бы новый закон «О промышленной политике в Российской Федерации», который будет вынесен Минпромторгом на обсуждение правительства в мае этого года, а уже в июне должен быть представлен на рассмотрение Госдумы. Однако представители отрасли, знакомые с текстом законопроекта, называют его профанацией. 

«В предложенном проекте закона отсутствуют цели, задачи, инструменты государственной промышленной политики. Но главное – при наличии нескольких частных мер отсутствует цельная концепция экономического и промышленного развития страны», – заявил руководитель проектов объединенной двигателестроительной корпорации Феликс Шамрай. 

Он отметил, что хозяйство страны нуждается в структурной перестройке. Сегодня в лучшем положении находятся два экономических сектора: сырьевой и потребительский. При этом находящееся в резервации машиностроение не загружает науку, которая в свою очередь без денег и заказов также деградирует. Происходит отток профессиональных кадров, и хромающая на обе ноги наука не может дать адекватных ответов на вопросы о развитии страны. Шамрай считает, что государству следует направить усилия на крупные инфраструктурные проекты, которыми необходимо загружать экономику на спаде, на повышение энергоэффективности и импортозамещение. «Энергоэффективность в Японии в 18 раз выше, чем в России. В Китае – в 8 раз выше. О какой конкуренции на глобальных рынках можно говорить при таком раскладе? Чтобы исправить ситуацию, нужно немногое – всего лишь преодолеть лоббизм поставщиков электроэнергии. В финансовом плане бюджету это не будет ничего стоить», – считает эксперт.

В ходе круглого стола было перечислено еще несколько вариантов исправления кризисной экономической ситуации, но главную причину застоя сформулировал президент некоммерческого партнерства «Союз литейщиков Санкт-Петербурга» Владимир Евсеев, выступавший экспертом на слушаниях по проекту закона. «Закон должен четко устанавливать, кто и за что отвечает, в каких направлениях и какими ресурсами это подкреплено. Этот проект закона – расплывчатый и юридически несостоятелен, в нем отсутствует конкретика. Нельзя в законе писать – правительственные структуры или госорганы способствуют, поддерживают и т.д. Одобрить такой закон я не мог». Эксперт уверен, что кризис современной России исходит в первую очередь из внутренних проблем. Несмотря на то, что Россия вела переговоры о вступлении в ВТО почти 18 лет, должным образом к конкуренции на международном уровне страна так и не подготовилась. Не были приняты даже необходимые законодательные меры. 

В Китае, например, иностранным корпорациям запрещено создавать дочерние компании, если они не являются совместными предприятиями с китайскими. Так китайские законодатели вынуждают иностранный капитал делиться своими технологиями с местными производителями. Российский же рынок после ратификации международных соглашений оказался полностью открыт потоку готовых, обкатанных на международных рынках товаров. Делиться инновациями и технологиями с нашими промышленниками, конечно, никто не собирается, отчего иностранные игроки постепенно (или сразу) вытесняют наши компании с внутреннего рынка. Президент петербургского «Союза литейщиков» подчеркивает, что российские инженеры могут самостоятельно разрабатывать и внедрять инновации, но для этого нет условий. Главная проблема – не проведена масштабная модернизация производственных мощностей. Необходима новая индустриализация отечественной экономики и промышленности на основе закона о промышленной политике.

При этом создатели проекта закона прекрасно понимают его недостатки. Но не считают нужным их исправлять: «Очень высокие чины заявляли мне, что им не нужна промышленная политика. В правительстве царят неолиберальные настроения. Они выражаются, в первую очередь, в отказе от стратегического планирования на уровне отраслей и всей экономики. Чиновники считают, что «невидимая рука рынка» все выправит. Несмотря на застой, люди, принимающие ключевые решения для будущего страны, продолжают жить этими убеждениями», – резюмировал Владимир Евсеев.

Герман Костринский

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close