
В бюджет Петербурга упаковывают проектирование пяти новых трамвайных линий. Их ждали очень давно.
«Фонтанка» рассказывала о проекте адресной инвестиционной программы, в рамках которой бюджет выделяет средства на проектирование, строительство и реконструкцию. Составляют ее на три года вперед, а главное внимание обычно привлекает новое метро, дороги, развязки, мосты, школы, больницы.
В этот раз в графе «Проектирование» появились сразу шесть трамвайных линий, которые хотят спроектировать в 2027 году. Для нынешнего Петербурга, в котором трамваи в отдаленные районы запускают в основном с помощью концессий («Чижик» и «Славянка») и отказываться от такой модели не собираются, — это событие.
«Фонтанка» рассказывала о перечне приоритетных направлений, куда комитет по транспорту и «Горэлектротранс» предлагали тянуть рельсы в первую очередь. Часть из них оказалась в проекте АИП.
Приморский район
Первая линия — это направление по проспекту Авиаконструкторов от Шуваловского проспекта до Каменки. Судя по проекту АИП, запроектировать ее хотят за 67 млн рублей.
Ее, кстати, не было в приоритетном списке, но она уже давно в Генплане. И там линия идет по Авиаконструкторов не только до Каменки, но и до будущего продолжения Суздальского шоссе на запад после его встречи с Дорогой в Каменку.

Но и это лишь часть более масштабной сети: от Шуваловского проспекта на север по Авиаконструкторов, на запад по продолжению Суздальского шоссе, на юг по Гладышевскому проспекту в Юнтолово и вдоль магистралей М-32 и М-49 к Южной улице и к Ольгино.

Если же смотреть, как это все развивается в другую сторону, на восток, то там трамвайная линия должна идти от пересечения с Авиаконструкторов по всему Шуваловскому — и по уже построенному участку Шуваловского, и по всем следующим: сначала до Орловского карьера, до магистрали М-7, эстакадой через железную дорогу и дальше — аж до метро «Проспект Просвещения». «Фонтанка» рассказывала про эти планы по строительству Шуваловского проспекта.


Впрочем, в Генплане все это отнесено на период до 2040 года. Пока же речь о рельсах только по существующей части проспекта Авиаконструкторов до Каменки и Арцеуловской аллеи. Транспортное обеспечение здешних кварталов к востоку — до Комендантского проспекта — недавно обсуждалось в контексте продолжения фиолетовой линии метро до «Коломяжской»: споры вызвало расположение будущих станций, читайте здесь.
Красносельский район
За 71 млн запроектируют трамвайную линию по улице Маршала Казакова. У этого направления большая история — в том числе напрасных надежд. Некогда это тоже рассматривалось как концессия, но с куда большим размахом: от «Кировского завода» до Петергофа. Привозили на ПМЭФ, объявляли конкурсы, но никакого инвестора на горизонте не появилось.
В итоге хвост решили резать по частям и за бюджетный счет. Для начала — по улице Маршала Казакова от Десантников мимо больших жилых комплексов до проспекта Патриотов (на схеме красный участок). И только потом, когда-нибудь — по Балтийскому бульвару, вдоль Дудергофского канала до моста Ахмата Кадырова, через него к «Балтийской жемчужине» и по проспекту Героев и улице Адмирала Черокова — к Петергофскому шоссе (синий участок).

В Генплане пока этим и ограничиваются, никто в Петергоф трамвай не рисует. Несколько лет назад проект оценивали примерно в 8 млрд, а пассажиропоток — в 10 млн человек. На пересечении с Маршала Казакова и Десантников рельсы вольются в существующую трамвайную сеть, которая в том числе через полтора километра должна довезти до станции метро «Юго-Западная», запланированной к открытию в 2025 году.

Когда-нибудь в окрестностях должно появиться сразу несколько станций метро («Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе»). Но если учесть крайне непростую ситуацию с их проектированием, у трамвая все шансы стать здесь основным видом транспорта на долгие годы.
Еще одно направление в этом районе — участок проспекта Ветеранов от улицы Летчика Пилютова до Красносельского шоссе. На его проектирование направят 106 млн рублей. По сути, это значит продлить существующую сеть, которая как раз на Летчика Пилютова и заканчивается.

Несложно обратить внимание, что после проспекта Буденного еще предстоит пробить на запад сам проспект Ветеранов (недавно на общественные обсуждения вывесили проект планировки для жилой застройки как раз от Буденного до Красносельского шоссе). А саму трамвайную линию вдоль железной дороги Балтийского направления поведут еще дальше — до Стрельны.
Невский район
За 64 млн в 2027 году рассчитывают подготовить документацию по трамвайной линии по Шлиссельбургскому и Советскому проспектам — до дома № 44, то есть примерно до места, где Советский проспект переходит в Петрозаводское шоссе.
О том, что Рыбацкое — это приоритет приоритетов, уже говорили.
«Советский проспект. Там люди стоят по 2–3 часа в пробках, выехать невозможно, там ад. Ну, построили без задумчивости о транспортной системе. Там до парка до моего два километра, там ничего особо покупать не надо, просто проложить пути. Они непростые, там речка есть, мостовой переход, но тем не менее мы это тоже предложили, и это одобрено Центром транспортного планирования», — рассказывал «Фонтанке» глава ГЭТ Денис Минкин.
«У нас есть места, где буквально 2 км путей дострой — и получишь огромный транспортный эффект, например в Рыбацком. Концессионер в такое не пойдет, так что это задача города», — заявлял вице-губернатор Кирилл Поляков.
В документацию по планировке территории линия уже попала. Ее включили в проект по участку Советского проспекта от переулка Слепушкина до перспективной Южной широтной магистрали.

Сейчас в АИП включили тот кусок, который на схеме отображается красным, — до Усть-Славянки. И действительно большого эффекта ждут уже от него. Но в Генплане — линия до Колпино, то есть включая участок по Петрозаводскому шоссе и сразу после Ижоры — на юг по улице Севастьянова. Это отличается от недавних планов тянуть рельсы дальше на восток, за Понтонный (синий участок). Срок установлен до 2030 года.

Из Калининского в Красногвардейский
Пятое направление тоже связано со строительством самих дорог. Это проектирование за 131 млн линии от Северного проспекта до Васнецовского проспекта.

Это направление тоже было в приоритетном списке ГЭТ, но рельсы в данном случае — не основной объем строительных работ. Северный проспект разойдется с Руставели развязкой и продолжится на восток, перепрыгнув через железнодорожные пути и встретившись с Пискаревским еще одной развязкой. После этого он свернет на юг и пойдет до Шафировского, в створе нынешней Ручьевской дороги. Но почти сразу от него на восток отпочкуется Васнецовский проспект, которому предстоит пересечь КАД путепроводом.

Трамвай, собственно, пустят так же: по продолжению Северного и по Васнецовскому до ЖК «Цветной город», а потом на север вдоль Муринской дороги до «Пейзажного квартала». Несмотря на очень непростую стройку, в Генплане это стоит до 2030 года. Но в главном градостроительном документе изложена скорее идеальная картина. Пока, насколько можно судить, в АИП поставили проектирование участка трамвайной линии до начала Васнецовского проспекта.














