Ленинградский конструктивизм — это не только строгие линии и бетонные каркасы. В нем отразилась жажда нового, вера в индустриальное будущее и попытка переосмыслить городскую среду. «(От)Личный Петербург» собрал 6 знаковых адресов, которые подойдут для архитектурной прогулки по городу.
Силовая станция фабрики «Красное Знамя»
Адрес: Пионерская ул., 57

Проект нового комплекса трикотажной фабрики «Красное Знамя» на Петроградской стороне в 1920-х доверили Эриху Мендельсону — видному немецкому архитектору, специалисту по промышленному строительству. И он разработал смелый авангардный проект. Главной доминантой стала силовая станция на углу Пионерской и Корпусной улиц, которую Мендельсон называл ее «кораблем, тянущим за собой всё производство».
Однако новаторское видение архитектора получило неоднозначную реакцию в советском обществе. Его подвергли критике, а комплекс получился настолько иным, что Мендельсон впоследствии отказался от авторства. Оригинальному замыслу соответствовала только грандиозная силовая станция. Ее узнаваемыми закругленными стенами вы можете полюбоваться во время прогулки по Пионерской улице.
В 2018 году здание отреставрировали. На территории соседних корпусов теперь планируют построить жилой комплекс. Как он будет выглядеть, «Фонтанка» показывала здесь.
Здание Кировского райсовета
Адрес: пр. Стачек, 18

Проектом Мендельсона явно была вдохновлена одна из самых примечательных авангардных построек Ленинграда: здание Кировского райсовета. Только посмотрите, как эффектно архитектор Ной Троцкий сочетал горизонтальные и вертикальные линии, остроугольную и округлую форму.
«Применение монолитного железобетонного каркаса позволило ввести полноценное ленточное остекление, не так уж часто встречавшееся в ленинградском строительстве. Фасадная стена разрезана непрерывными ленточными окнами необычайной длины (до 120 м)», — отмечают Борис Кириков и Маргарита Штиглиц.
Сейчас здание занимает администрация Кировского района.
Ушаковские бани «Гигант»
Адрес: ул. Зои Космодемьянской, 7

В домах для рабочих на окраинах города раньше не было ванн — поэтому в 1920-х в Ленинграде начало появляться всё больше и больше общественных бань. Ушаковские архитектор Александр Никольский начал проектировать в 1927 году. Они должны были стать крупнейшими.
Здание было рассчитано на 4 тысячи посещений в день. У полуцилиндрической части бань, по заветам конструктивизма, было функциональное предназначение: там располагались банные комнаты, в которых было тепло и влажно. Необычная форма постройки позволяла лучше сохранять тепло. При строительстве, правда, использовали кирпичи от разобранных соседних зданий. Так что качество стен оставляло желать лучшего.
В соответствии со своим изначальным предназначением здание использовалось вплоть до 1980-х. Потом часть помещений отдали под офисы, и дальше бани перестали работать. Сейчас их хотят восстановить — подробнее об этом читайте здесь.
Водонапорная башня завода «Красный Гвоздильщик»
Адрес: 25-я линия В. О., 6

В 1931 году на Васильевском острове, на территории завода «Красный гвоздильщик», появился один из самых эффектных промышленных объектов Ленинграда. Его автора — Якова Чернихова, архитектора-авангардиста, — называли «советским Пиранези» за фантастические графические проекты и смелое мышление.
Архитектор спроектировал для завода водонапорную башню и канатный цех. Хоть первоначальная разработка Чернихова не была воплощена в жизнь в полном объеме (проект дорабатывали архитектор Фельгер и инженер Сахновский), основную задумка оказалась реализована. Благодаря использованию возможностей железобетона, резервуар воды будто парит в воздухе. Сама же башня напоминает собой гвоздь.
Между прочим, знаменитый архитектор Заха Хадид при посещении Петербурга в 2004 году попросила отвезти ее к водонапорной башне Чернихова — прямо из аэропорта. Недавно здание отреставрировали — этот процесс мы показывали и подробно описывали здесь.
Левашовский хлебозавод
Адрес: Барочная ул., 4А

В Петроградском районе расположен еще один пример авангардной функциональной архитектуры. Инженер Георгий Марсаков не просто спроектировал этот завод — он разработал новую технологию индустриального хлебопечения. Производство шло по круглой автоматизированной линии сверху вниз. Самое здание образовывало с этой системой единое целое.
Завод продолжал бесперебойно работать на протяжении всей ленинградской блокады 1941–1944 годов. К началу XXI века постройка сильно обветшала, но недавно ее отреставрировали. Теперь внутри новый культурный центр с блокадным мемориалом, о котором «Фонтанка» рассказывала здесь.
Дворец культуры работников связи
Адрес: Большая Морская ул., 58

На месте этого памятника конструктивизма раньше стояла немецкая реформаторская церковь, построенная еще в 1860-х. В 1929-м ее закрыли, в ее стенах обустроили общежитие. А в 1930-х здание решили перестроить под Дом культуры.
Но вскоре конструктивизм попал в СССР в «опалу». Журнал «Архитектура СССР» в 1936-м отзывался о внешнем облике здания так: «Здание, возглавленное башней, теперь не завершает перспективу Мойки, оно возникает внезапно и кажется глухим, плоским ящиком. Лишенное выразительного силуэта здание не вошло в ансамбль и воспринимается как чужеродное тело, как некий склад или фабрика посредине города. Это типичный пример переходного стиля, то есть, „обогащенного“, но в основе чисто конструктивистского сооружения со всеми присущими ему недостатками».
Как рассказывала «Фонтанка», в ДК планируют провести ремонт. А затем — открыть вторую сцену театра «Санктъ-Петербургъ Опера».