Сейчас

+3˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+3˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -1

4 м/с, зап

762мм

89%

Подробнее

Пробки

1/10

«Зенит» встретит ЦСКА на поле без юбки

2062
ПоделитьсяПоделиться

В трудовой подвиг превратилась штатная операция по выкатыванию поля на «Санкт-Петербург Арене». Газон с визгом покидал арену на Крестовском, вернулся налегке.

В пятницу, 27 апреля, на стадионе завершат историю с пробным выкатыванием поля. Плита, по которой катится газон, выровнена лишь наполовину; резиновая юбка для воздушной подушки только тормозит конструкцию; перед запуском пришлось разрабатывать новое программное обеспечение. Но выезжать надо было хоть на бурлаках, так что люди нашлись, а системы выдержали, вопреки советам чиновников.  

Первое выкатывание газона по штатной схеме управления 21 апреля оказалось эпопеей часов на девять. С утра нажали на кнопки, завопила сигнализация, взревели нагнетательные модули для воздушной подушки – но конструкция не тронулась с места. Избранные журналисты приуныли и приготовились к долгому ожиданию, а потом было решено и не ждать. Разбираться с полем остались механики, стадион оно покинуло только вечером. «Вообще, надо было догадаться привести прессу на первый запуск после нескольких месяцев простоя, – с досадой поделился с «Фонтанкой» один из участников процесса. – Позвали бы, когда оно поедет обратно». Путь в чашу и правда оказался более телегеничным: полтора часа без остановок, и поле снова обосновалось в арене.

Андрей Никулин, глава организации-подрядчика УМ-Филиал ОАО «Метрострой» сказал только, что его работники выполнили поставленную задачу в означенные сроки, и уточнил, что программное обеспечение разрабатывали специалисты управления. Закончить монтаж вспомогательной зоны компания планирует 27 апреля, хотя времени ей давали до воскресенья, к матчу «Зенит» – ЦСКА. Ранее «Фонтанка» уже писала, что УМ оценил свои услуги по разборке вспомогательной зоны и катанию газона в 5 млн. Но в эту сумму закладывали и возможные риски; конца света не случилось, так что в итоге подрядчик может выставить «Зениту» меньшую сумму.  

И без комментария УМ известно, что все упирается в качество бетонной плиты, по которой движется платформа. Положенная еще при прежнем подрядчике «Трансстрое», спустя много лет она нуждалась в выравнивании. Нашли и полимерный материал: Hardi Pro Eco производства екатеринбургской компании «Бергауф строительные технологии». Среди прочего, его используют для паркингов, складских помещений и других мест с высокой транспортной нагрузкой. Все логично, по плите должны были ездить 400 катков с грузом в 6 тысяч тонн. Как рассказывают собеседники, близкие к процессу строительства стадиона, контракт заключили примерно на 40 млн. Отгрузить надо было 150 тонн материала — это на плиту в чаше и под «мостом» (железобетонным пролетом под фанатским сектором, из-под него поле и выезжает на улицу).

Вообще-то требовалось более 200 тонн,  если учитывать пространство вне стадиона. Но там, как писала «Фонтанка», задержался медиагородок, который собирали для Кубка конфедераций. Чтобы его демонтировать, ждали принципиального решения ФИФА, оно подоспело только в октябре 2017 года. Заливать плиту в чаше и под мостом начали за год до этого, в самое слякотное время. В арене все прошло успешно: там потребовался тонкий слой полимера, все катания строительных машин он выдержал, как и испытания дрифтующей техникой. А вот под мостом плиту выровняли лишь по краям, добавив потом еще несколько полос. Заявленный объем материала выбрали наполовину, так и оставили. О качестве плиты под мостом сообщают, что по геодезии она еще хуже, чем на улице (хотя там, помимо осадков, бетон громили строители медиагородка). Поле едет по утопленным рельсам, которые чуть выступают над бетоном. Допустимый перепад высот между верхней кромкой рельса и плиты составляет несколько мм, под мостом он временами доходит до 80 мм.

Отсюда и другая проблема. Под полем расположены 36 нагнетательных модулей, которые создают воздушную подушку, в теории она в разы снижает нагрузку на катки. Но для этого нужна опять-таки ровная плита, к которой примыкает резиновая юбка по периметру поля. Любое нарушение герметичности означает, что поддув работает вхолостую.

Так он и работал 21 апреля. Шумело, говорят, сильно, но поле не двигалось. За неделю по Сети разлетелись фото с передними тяговыми модулями, на которые поставили бетонные блоки для утяжеления. История выглядит несколько комично. Непосредственно присутствовавшие на выкатывании собеседники утверждают, что отмашку дали представители Смольного, которым показалось, что колеса прокручиваются в воздухе. Исполнить указание поспешили рабочие СК «Мир». «Передние колеса и правда могло приподнимать из-за разницы усилия, но в данном случае они не прокручивались, они буксовали, – говорит источник «Фонтанки. – После всех дел под ними остались пятна сожженной резины. Перед тем, как закатывать поле обратно, бетонные блоки, конечно, сняли с телег от греха».

Авторизованно обсуждать процесс готовы немногие, один из таких — Владимир Брунман, руководитель НПК «Омега» (автор проекта комплексной системы по перемещению выкатного поля). «Модули на это не были рассчитаны, и можно было у нас хотя бы спросить об этом, прежде чем руководство эксплуатирующей организации дало добро на эту манипуляцию, – говорит Брунман. – Но в этот раз наши конструкции выдержали превышение допустимой нагрузки, хотя мы будем требовать проведения оценки технического состояния этих модулей силами производителя наиболее нагруженного узла».

Представление с воздушной подушкой прекратили по необходимости: при периметре поля в 400 метров и ширине юбки примерно 20 см выходит около 80 квадратов дополнительной плоскости примыкания. То есть уплотнительные блоки мало того что не обеспечивали герметичности, так еще и создавали лишнее трение о плиту. В итоге их просто демонтировали с трех сторон, бесполезные нагнетательные модули заглушили, а затем стронулись и несколько колес, которые адгезировались («спаялись») с рельсами от времени и нагрузки. А если ехать без подушки, полагаясь на выносливость катков и фортуну, то и качество плиты особого значения не имеет.

Владимир Брунман отмечает, что пока системы выдерживают нештатный режим эксплуатации. В частности, когда был поврежден троллей (устройство подачи энергии на движущееся поле), его быстро восстановили. Выдержали пятикратную нагрузку и пандусы эвакуации зрителей через поле в непредвиденных случаях, когда на них заехали автомобили Водоканала для откачки воды из канализационных насосных станций.  

«Мы удовлетворены тем, что квалифицированная организация УМ-Филиал ОАО «Метрострой» смогла справиться с этой задачей без привлечения нас, – говорит Брунман. – Уникальная система перемещения выкатного поля, созданная под руководством профессора СПбГПУ Андрея Волкова, показала себя с наилучшей стороны. Многие и в «Инжтрансстрое», и в «Метрострое» не верили, что поле поедет сначала без инженерии внутри него, а затем и с полной загрузкой, но без компенсации давлением воздуха».

Пока неясно, с подушкой или по старинке поле поедет после 13 мая, когда его должны выкатить на месяц до чемпионата мира по футболу, уплотнительные блоки демонтированы.  Неясно также, какая конкретно подрядная организация будет этим заниматься; «Зенит», по слухам, может попытаться справиться сам. Еще интереснее, какое шоу клуб приготовил для зарубежного зрителя на время чемпионата, когда, по словам представителей оргкомитета, поле будут выкатывать по мере необходимости.

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 15

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close