Задержанные в последний день октября на акции «Стратегии-31» у Гостиного двора собираются обращаться с жалобами на действия сотрудников полиции. В территориальных отделах правоохранительных органов оказались и активисты, и кандидаты в депутаты. Некоторые после общения со стражами порядка уже отправились в суды, трое — в больницу.
Правозащитники утверждают: трое участников протестной акции у Гостиного двора были доставлены из 64-го отдела полиции в 15-ю горбольницу бригадами "скорой помощи". Другие от помощи медиков отказались, но тем не менее с жалобой на незаконные действия полиции они все-таки обратятся к руководству и районных отделов, и петербургского главка.
По словам одного из задержанных (кандидата от партии «Яблоко» Дениса Васильева), документы для жалобы он подготовит к 2 ноября, тогда и пойдет к руководителю 64-го отдела полиции. Васильева возмутило отношение стражей порядка при задержании.
Оппозиционер в разговоре с «Фонтанкой» заявил, что на акции у Гостиного он не выкрикивал лозунгов, а лишь стоял неподалеку от входа в метрополитен и беседовал с пришедшими о выборах. Это, по его словам, не понравилось мужчине в штатском, который и обратился к сотрудникам в форме. Последние не стали тянуть и «отнесли» Васильева в автобус с задержанными, где уже находилось несколько человек. В автобусе Денис попытался выяснить, за что его задержали, и попросил представиться старшего офицера. Вместо ответа его отвели в конец салона, где, по словам Васильева, «физической силой стали доказывать, что им плевать на закон».
«В автобусе самым буйным был я, поскольку требовал объяснений», - заметил в беседе Васильев. Однако, по словам оппозиционеров, уже поздним вечером из 64-го отдела полиции в больницу были доставлены трое задержанных. Еще несколько человек, по предварительной информации, отказались от госпитализации. В том числе и кандидат от «Яблока» - у него от "Стратегии-31" остались не самые приятные воспоминания, следы от наручников и синяки.
В разговоре с «Фонтанкой» правозащитница Элла Полякова, лично приезжавшая в отдел накануне вечером, рассказала о том, что "скорую" пришлось вызывать дважды. С первой бригадой полицейские отказались общаться, равно не отдали им и пострадавших задержанных. Затем на место была вызвана еще одна машина, так как стало понятно, что пострадавших несколько. В итоге медикам, уже после жалоб дежурному врачу и дежурному ГУ МВД, удалось забрать четырех человек из отделения - трех участников акции и одну пожилую женщину, не имевшую никакого отношения к «стратегам», но которой также стало плохо в полиции. Вместе с задержанными в 15-ю больницу было направлено и сопровождение из числа полицейских.
Основные жалобы у задержанных, само собой, на незаконность их нахождения в полиции и предъявляемых им обвинений в совершении административных правонарушений. Кроме того, по их мнению, спецсредства были применены также в нарушение закона — по каждому факту применения тех же наручников полицейские должны составлять протокол, чего не было сделано, отметил, в частности, Денис Васильев. Кроме того, все, с кем довелось пообщаться «Фонтанке», утверждают, что протоколы писались не просто «под копирку», а их имена просто вписывались в уже готовые бумаги, при этом свои подписи под протоколами о задержании ставили не полицейские, которые действительно задерживали.
Правозащитники предупреждали всех, кто был доставлен после акции у Гостиного двора в отделы полиции, о том, что при административном задержании у них не имеют права брать отпечатки пальцев, а также фотографировать. Однако, как рассказала Полякова, эти процедуры полицейские все равно старались провести. Более того, по словам руководителя «Другой России» в Петербурге Андрея Дмитриева, в 28-м отделе полиции у доставленных кроме всего прочего снимали еще и отпечатки обуви, что также несколько выходит за рамки закона, однако нередко применяется стражами порядка.
Кстати, что касается 28-го отдела полиции: поздним вечером в него из 64-го отдела была привезена активистка «Другой России» Ксения Михеева, причем и ее соратники по партии, и другие находившиеся в отделе, а также правозащитники уверяют, что девушку запугивали возбуждением уголовного дела за оскорбление представителя власти. По словам Андрея Дмитриева, по его данным, оскорбление выразилось в том, что девушка якобы обожгла фальшфайером воротник и часть погона полицейского. Сама она отказалась давать какие-либо объяснения по этому поводу. К утру 1 ноября речь о возбуждении 319 статьи УК РФ не шла, Михеева вместе с другими задержанными была отправлена в мировой суд по принятию решения по административным протоколам.
Также в мировой участок прибыла и гражданка Швеции Йоханна Райберг - девушку тоже задержали в ходе акции у Гостиного двора, однако после составления протокола и уведомления посольства Швеции, отпустили, обязав явкой в суд.
Всего же в ходе несанкционированной акции у Гостиного двора было задержано, по официальным данным ГУ МВД по Петербургу и области, 50 человек, в их числе и 4 кандидата от «Яблока», вышедших поддержать другороссов и других представителей оппозиции. А одной из первых была задержана лидер «Объединенного народного фронта» Ольга Курносова. В отношении активистов и сочувствующих, оказавшихся в полиции, были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.3 и 20.2 КоАП РФ (неповиновение законным требованиям сотрудников полиции и нарушение установленного порядка проведения митинга).
Впрочем, двум представительницам «Другой России», задержанным на Исаакиевской площади, где они попытались также провести акцию в поддержку 31-й статьи Конституции, вменили переход дороги в неположенном месте.
В ГУ МВД по Петербурге и Ленобласти претензии оппозиционеров пока не комментируют.
Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»