Общество Все случается в первый раз. Какие книги силовики искали в книжном магазине на Литейном

Все случается в первый раз. Какие книги силовики искали в книжном магазине на Литейном

18 114
Все случается в первый раз. Какие книги силовики искали в книжном магазине на Литейном | Источник: Александр Коряков / «Коммерсантъ»Все случается в первый раз. Какие книги силовики искали в книжном магазине на Литейном | Источник: Александр Коряков / «Коммерсантъ»
Источник:

Александр Коряков / «Коммерсантъ»

О том, что в магазине «Подписные издания» идут проверки книжного ассортимента на предмет ЛГБТ*, стало известно накануне. Спрашивали о книгах издательства Ad Marginem. В частности, вопросы у Центра «Э» возникли к работам Сьюзен Зонтаг, Оливии Лэнг, Вальтера Беньямина. В итоге, как сообщалось, изъяли более 40 книг.

Источник:

Ирина Лысак / «Фонтанка.ру»

По данным «Фонтанки», изначально проверка касалась четырех наименований, на которые обратили внимание некие бдительные граждане. А уже потом силовики пошли по «расширенному» списку. В нем 48 наименований, но на полках нашлись не все. Из того, что не обнаружили, — две книги все той же Сьюзен Зонтаг, одна — Оливии Лэнг, книга Буркхарда Билгера и еще три издания о феминизме.

Остальное — а это четыре десятка наименований — нашлось и было изъято. Из того, что точно известно широкому читателю, — «Доктор Гарин» Владимира Сорокина. Из российских авторов в перечне также журналисты Сергей Пархоменко** и Валерий Панюшкин***, Леонид Власов. Насколько можно судить, ЛГБТ не является главной темой их книг, попавших в перечень: это монография о Маннергейме, так называемая гастрономическая автобиография, повести о подростковом суициде. Роман Арины Цимеринг и украинской писательницы Оксаны Багрий — остросюжетная история про Джакарту.

Бóльшая часть изданий — иностранных авторов. Есть такие, где в том числе однополые отношения играют ключевую или важную роль в сюжете. Есть автобиографические произведения (в частности, Анни Эрно и Беньямина Вальтера), есть подростковая литература, в том числе в жанре фэнтези, истории об убийствах, искусствоведческие эссе с феминистическим контекстом.

Эти книги поименно не запрещены к продаже. Тем не менее визитеры забрали по одному экземпляру — вероятно, следует ждать продолжения сюжета.

«Фонтанка» связалась еще с несколькими независимыми книжными магазинами и поинтересовалась, не было ли у них гостей.

Любовь Беляцкая, совладелица магазина «Все свободны», рассказала, что о произошедшем в «Подписных изданиях» знает не больше журналистов. «В новостях читаем, ничего больше. Нам никто ничего не присылал, никаких подобных списков книг с требованием убрать, — говорит она. — Есть списки официальные, то, что требует закон. Например, есть правила упаковки книг иноагентов и тому подобное. Иногда сами издательства присылают нам свои предписания, которые нам необходимо исполнить, мы это выполняем. А [подобные визиты] — сложно на них реагировать. Пока что ничего в связи с этим не делаем, ждем официальных указаний».

Принцип составления списка неочевиден. «Таких авторов, как Сьюзен Зонтаг, я не видела ни в одном списке, если честно. Я слышала, что после вчерашних событий в „Подписных изданиях“ был распродан весь тираж. Впрочем, это на уровне слухов. Никаких официальных данных о том, что Зонтаг или содержание ее книг запрещены, нет. Мы ничего не говорим, не заявляем и не делаем, потому что пока ничего не понятно», — говорит Беляцкая.

Платон Романов, руководитель книжного магазина «Фаренгейт 451», тоже рассказал, что ни визитов, ни списков не было. Насчет требований со стороны самих издательств убрать что-то с полок, он говорит: «Такое иногда бывает, давно не было, слава богу. Но мы сейчас больше старыми книгами занимаемся. Так что пока спокойно у нас».

На вопрос, как реагировать на подобные новости (не убирать ли, например, книги из растиражированного списка превентивно), Романов отвечает: «Нет, мы никогда самоцензурой не занимались. Это вообще самое опасное, что может быть сейчас. Поэтому если книжка не запрещена в России, то снимать с полок мы её не будем».

Собеседник в еще одном известном магазине подтвердил, что пока, похоже, под проверку попали только «Подписные издания».

В целом книжные магазины переживают далеко не первую волну интереса к своему ассортименту со стороны государства. На это влияет регулярно меняющееся законодательство и требования контролирующих органов. В 2021 году, к примеру, все дружно перепроверяли, не затесался ли на какой обложке Адольф Гитлер. В 2022-м — заворачивали в обертку книги иноагентов. С принятием закона о запрете ЛГБТ-пропаганды по Сети начал гулять список книг, которые якобы могут попасть под «каток», включая произведения Достоевского и Оскара Уайльда. Тогда депутатам Госдумы пришлось специально опровергать эту информацию.

Осмотрительными приходится быть не только магазинам, но и издательствам. В ноябре их оштрафовали за распространение порнографии, которую обнаружили в романе Владимира Сорокина «Наследие». После этого они запретили его продажу в магазинах. В прошлом году был создан также экспертный совет для оценки книг на соответствие законам РФ.

В 2024-м же «Фонтанка» в большом интервью обсуждала новую реальность, в которой приходится жить отрасли, с директором «Подписных изданий» Михаилом Ивановым:

— Вас, кстати, уже что-то просили убрать с полок? Советовали?

— Нет, слава богу.

— Вы же понимаете, что всё случается когда-то в первый раз.

— Прекрасно отдаем себе отчет.

* ЛГБТ-движение признано экстремистским и запрещено в России.

** Признан Минюстом иностранным агентом.

*** Признан Минюстом иностранным агентом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY17
Удивление
SURPRISED6
Гнев
ANGRY67
Печаль
SAD10
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
70
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5